mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Атмановские кулачки / Титульные русские игры

Ещё из фольклорных конкурсов и фестивалей

Добро с кулаками
Фестиваль народных игр «Атмановские кулачки» / Тамбовская область

Традиция биться стенка на стенку на Руси насчитывает не одно столетие. В селе Атманов Угол, что затерялось в Тамбовских лесах, с XVII века несколько раз в год проходили так называемые «большие кулачки», праздничные бои, где мужчины могли помериться силой, сноровкой и ловкостью. ©


Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Традиционные кулачные бои

Ни революция, ни смена политического строя не помешали жителям села сохранить традицию до нынешнего времени, с перерывом разве что на шальные девяностые.
Фестиваль народных игр «Атмановские кулачки» проходит на этом месте уже пятый раз и закрепился в селе надежно. Более того, по мнению идеологов фестиваля, вскоре «заразит» своим примером окрестные деревни. Да и как не заразить, если жители села сквозь века умудрились пронести древнейшую традицию. Даже сегодня здесь можно встретить старожилов, которые участвовали в народной забаве всерьез, а вовсе не в рамках фестиваля.


2. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015»

Атманов Угол — место само по себе необычное и рождает ряд закономерных вопросов к своему названию: почему угол? Почему Атманов? Село ведет свою историю с 1648 года, первыми жителями были запорожские и донские казаки, в народе их звали «атаманы». Будучи некогда крепостными, бежавшими в Смутное время на границы Руси, в конце XVII века «атаманы» были приглашены в качестве наемников для защиты тамбовской земли, с ними пришло и название места. Углом же село назвали потому, что острым клином врезалось оно в густой тамбовский лес.


3. Из архива организаторов фестиваля «Атмановские кулачки»

В XIX веке праздничные кулачные бои проходили на Тамбовщине повсеместно: не было такого села, где на гулянии мужики не собрались бы стенка на стенку. В XX столетии таких сел становилось все меньше, но Атманов Угол за традицию держался крепко. На Успение мерились силой односельчане, а на Троицу сходились в кулачном бою уже разными селами. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник сельского храма — отмечали весело и с размахом: частушки пели, плясали, играли свадьбы. Четыре дня гуляли и четыре дня дрались, на кулачки собирались все атмановские мужики. Делились, как правило, по территориальному признаку, один конец села против другого. В этом делении был и свой исторический смысл, ведь на состязаниях решались хозяйственные проблемы: тот конец деревни, который победил в кулачках, выбирал покосы получше и поближе к себе. Для ребят помладше кулачные бои являлись воспитанием мужского начала, формировалось воинское восприятие, складывалось представление о том, как надо защищать свой народ и свою семью.


4. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Спортивный вариант кулачных боев


5. Спортивный вариант кулачных боев


6. Спортивный вариант кулачных боев

Кулачные бои никогда не отличались жестокостью, целью участников было помериться силой, а не избить соперника до полусмерти. Обычно в стенке противник выбирался по плечу, сильный вставал напротив сильного, а слабый напротив слабого. Правила соблюдались неукоснительно: бились голыми руками или в рукавицах, запрещены были броски, удары ногами. Не били лежачего и «мазку» — того, на ком появлялась кровь.


7. Тамбовская область. Село Атманов угол. Михаил Иванович

«Кулачки все-таки были частью праздника, а не серьезным выяснением отношений. У нас, по обыкновению, так: сначала ребята меньшие возились, потом парни постарше дрались, а потом уже мужики шли, — делится старожил Михаил Иваныч.


8. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Спортивный вариант кулачных боев


9. Спортивный вариант кулачных боев


10. Спортивный вариант кулачных боев

Он застал еще то время, когда мальчишками они бегали через речку Пишляйку мять бока односельчанам с соседней улицы, а на Троицу бились с вихляйскими ребятами. — Дрались по-дружески, потому что все жители села хорошо знают друг друга. Не будешь же ты соседа калечить, так, слегка его помутузишь и всё!»


11. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Спортивный вариант кулачных боев


12. Традиционные кулачные бои


13. Традиционные кулачные бои

Сельские женщины, конечно, не были в восторге от праздничных потасовок своих супругов: тянули мужей назад, рвали рубашки в попытке вытащить любимого из строя, выли белугой. Потому как после кулачек мужчины могли по месяцу «хворать», а мужские руки в хозяйстве — на вес золота. Кто за болезного наколет дров, починит сарай, вытащит из болота заплутавшую корову? Но женская сущность — тяга выбирать сильнейшего — нередко брала верх.


14. Село Атманов угол. Нина Петровна Малина — глава Троицковихляйского сельсовета

«Я хоть и была противницей этих кулачек, а в душе все равно приятно было! Он там несся, он там дрался, он там выстаивал, в этой стенке. И было понимание, что семья за ним как за каменной стеной», — рассказывает глава Троицковихляйского сельсовета Нина Петровна Малина.


15. Тамбовская область. Село Атманов угол. Екатерина Прокофьевна

Атмановка Екатерина Прокофьевна — сухонькая и бодрая старушка, со смуглым лицом и лучистыми морщинками вокруг глаз, тоже помнит те годы, когда советская милиция пыталась разгонять шумных сельских мужиков, и время, когда традиция стала затухать, и первые попытки провести фестиваль в их селе.


16. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Традиционные кулачные бои


17. Плясовое мастерство


18. Плясовое мастерство

«Нонче, конечно, не то что раньше. Раньше-то было ого-го как, — разводит руками Екатерина Прокофьевна, наблюдая из-под пестрого платка за тем, как два дюжих молодца борются «за вороток». — Мальчишки стреляли из рогаток, женщины плясали. Мужчины выпивали и бились, по два, по три захода, да хоть весь день! Отдохнут, водицей из речки умоются — и наново. А как не биться? Добро-то должно быть с кулаками».


19. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Борьба «за вороток»


20. Борьба «за вороток»

Ближе к концу 80-х народная забава претерпела сильные изменения: начали появляться заточки, ножи, куски арматуры, в кулаки стали прятать закладки. Стариков, которые помнили о сути кулачных боев, становилось все меньше, а молодежь все более ужесточала кулачки, и спустя несколько лет традиция сошла на нет.


21. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Игра в рюхи


22. Игра в рюхи


23. Катания на аутентичной деревянной карусели

«Когда были утеряны исторические корни традиции, тогда рухнуло все, — рассказывает Михаил Семенов, председатель Тамбовского общества любителей краеведения. — Кулачки превратились в кровавую бойню, когда можно было себе позволить отодрать штакетину от забора и хрякнуть другого. Ушла культура, на этом кулачки и умерли».


24. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Игра в «чижа»


25. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015»


26. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Русмяч

Однако уйдя из быта, традиция осталась в стариках, которые еще помнили, как они собирались мериться силой без жестокости и крови. В 1998 году кулачки стали возрождать тамбовские историки и краеведы, начали приезжать люди. Дальше пошла волна удачи: в 2005 году традиционные игры народов мира были провозглашены ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием, а в 2014-м «Атмановские кулачки» были объявлены титульными русскими играми.


27. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Русмяч


28. Русмяч


29. Русмяч

За пять лет фестиваль успел стать неотъемлемой частью событийной жизни села Атманов Угол. Местные жители поначалу относились к мероприятию с подозрением, но через некоторое время присоединились к празднованию и теперь приходят на фестивальное поле всем селом — и поглядеть, и в веселье поучаствовать. Каждый год событие собирает по несколько тысяч человек — неслыханное количество для небольшого села. Молодежь участвует в состязаниях, а старики вспоминают былое и радуются тому, что традиция возвращается, пусть даже и в формате фестиваля.


30. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015»


31. Плясовое мастерство

Сегодня «Атмановские кулачки» — большое праздничное гулянье, кульминацией которого становится бой стенка-на-стенку. Бои делятся на две секции: для спортсменов этнодисциплин и для всех желающих. Любители делятся на две равные части и выходят с голыми кулаками, спортсмены же бьются в сплоченных командах и в легком варианте защиты, шлеме и перчатках. Последнее время этноспорт в России набирает обороты, в этом году на поле собрались команды как местных, из Сосновского района, так и приезжих, из Москвы, Белгорода, Тамбова. После стенок спортсмены выглядят на удивление довольными и свежими — говорят, душа отдыхает в этих битвах, все настоящее, родное. Ну и азарт, конечно, куда без него.


32. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015»


33. Русмяч

Помимо кулачек, участники могут попытать силы и в других в традиционных молодецких забавах: борьбе за-вороток, игре русмяч (этаком русском регби) или перетягивании палки. Те, кто бороться не хочет, играют в лапту, чижа или рюхи, соревнуются в исполнении частушек, игре на гармони и плясовом мастерстве, катаются на аутентичной деревянной карусели. «Атмановские кулачки» открыты для всех, от мала до велика. Возраст, пол, расовая принадлежность и мировоззрение роли не играют, лишь бы настрой был позитивным. В этом году праздник посетили студенты из Анголы — они с удовольствием осваивали русский хоровод и пытались петь народные песни.


34. Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Русмяч


35. Гости из Анголы

Особенность фестиваля — в его стихийности и спонтанности. Организаторами заготовлено минимальное количество речей и строго регламентированных действий. Есть костяк мероприятий, а уж то, чем он обрастет, зависит только от участников — здесь у каждого свой праздник. Идеологи мероприятия понимают, что подобный формат — вещь, ломающая стереотипы и доступна не каждому. Здесь нужно не просто поучаствовать, а втянуться в праздничную круговерть, слиться с ней и попробовать жить совсем другой жизнью. Ведь только тогда, когда событие становится частью жизни, есть надежда на возрождение традиции.

Текст: Александра Николаева фото: Павел Пелевин
Страна.Ru, 7 сентября 2015
Tags: 18-19-ее века, 80-е, возрождение, воспоминания, города и сёла, даты и праздники, деревня и село, иностранцы, интервью и репортаж, история, казаки, конкурсы и фестивали, криминал, культура, менталитет, молодёжь, мужчины, музеи и выставки, народ и элиты, народы, наследие, нравы и мораль, образование и воспитание, отдых и развлечения, памятники и достопримечательности, поколения, православие, путешествия и туризм, регионы, российская империя, россия, русские и славяне, русь, символы, современность, спорт, справедливость, ссср, традиции, фольклор, фото и картинки, христианство, эпохи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments