mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Художник времени, писавший героев жизни / Впервые Гелий Коржев

Ещё о художниках и живописи

Гелий Коржев: народный художник СССР — великий художник России
В Третьяковской галерее открылась большая выставка Гелия Коржева

В этом году Государственная Третьяковская галерея по-настоящему радует зрителя. Выставки этого года стали такими большими культурными и общественными событиями, о которых мы, честно говоря, стали уже забывать. ©

По теме: Суровый стиль Гелия Коржева | Сидельников о Коржеве | Ажиотаж выставки Серова


Выставка работ Гелия Коржева в Третьяковской галерее на Крымском валу / Фото: Alexander Zemlianichenko

Выставка к 150-летию Валентина Серова произвела грандиозное впечатление. Значительный резонанс получила экспозиция «Писатели глазами скульпторов XX века. К году литературы в России». 27 марта заканчивается чудесная выставка Федора Степановича Рокотова.
Событием явно станет и открывшаяся 24 марта монографическая выставка Гелия Коржева. В экспозиции представлены произведения, охватывающие весь творческий путь художника — с 1943 по 2011 годы. Такой большой выставки у мастера не было никогда. Как отмечает критик Константин Агунович, «даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия. Больших выставок Коржев избегал, может быть, как окончательного суждения».


2. «Беседа», 1980-198

Более того, эта экспозиция готовилась целых десять лет. В 2007 году, еще при жизни Гелия Коржева, выставка главного художника «сурового стиля» с огромным успехом прошла в американском Миннеаполисе, где в частном собрании коллекционера находятся около тридцати полотен мастера. Это событие рассматривалось тогда, как первая часть большого проекта, вторая часть которого должна была завершиться в Третьяковке. Этому замыслу суждено было реализоваться лишь через почти десять лет. Кажется, это объясняется не столько различными организационными проблемами, сколько осмыслением творчества своеобразного, уникального художника, которого называют и последним реалистом, и советским постмодернистом, и недопонятым автором.

«Я не помню другого проекта, к которому мы бы относились с такой страстью, будучи столь вдохновлены и имея столь разные позиции и интерпретации», — отмечает куратор выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она мечтала, что это событие состоится при жизни автора, но этому не суждено было случиться.


3. «Влюбленные», 1959

В аннотации к выставке авторы проекта отмечают: «Коржев — последний великий русский реалист XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Так сложилось, что, будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов. Первая масштабная выставка художника станет настоящим прорывом в исследовании его творчества, откроет для наших современников невероятный мир образов в произведениях Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века».


4. Гелий Коржев / Фото: Виктор Великжанин

У Гелия Коржева (7 июля 1925 г. — 27 августа 2012 г.) интересная судьба. Уже в 1966 году — лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина. В 1968–1975 годах занимает пост первого секретаря Союза художников РСФСР. В 1970 становится академиком Академии Художеств СССР. Дважды, в 1966 и 1987 годах, получает Государственную премию СССР. Он был совершенно официальным художником, задававшим тон в творческом пространстве советских художников. Одной из его основных тем была Великая Отечественная война. При этом он сам, как говорят в Третьяковке, разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину. Коржев очень точно отразил время, которое проживал и переживал вместе со всей страной.


5. «Заложники. Живой заслон»

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — говорил о себе великий художник.

Гелий Коржев, пожалуй, последний художник, писавший героев. Его творческое наследие — эпос. На его картинах, как можно было бы ожидать от «начальника» советских художников эпохи официального соцреализма, вы не увидите счастливых доярок и энергичных строителей коммунизма. Это портреты людей, «на которых оставила отметину их собственная жизнь. Людей увечных, пораженных зримой травмой».


6. «Лишенные рая», 1998

«Знакомство с произведениями Коржева — сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы, — продолжают авторы проекта, — трагедия Великой Отечественной войны, тектонические сломы социальной и политической реальности в конце столетия, разочарования и одиночество, драма жизни и неизвестность того, что ждет человека за ее гранью. Искусство Коржева обнажает историю человеческих травм и возрождения, являет примеры удивительной силы духа, воли, желания жить и победить. На выставке Коржев предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к "вечным" темам и общечеловеческим историям, всегда оставаясь сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком, который нес людям свое послание и, возможно, единственный мог говорить этому миру правду».

«Характерные пластические приемы мастера — blow up, укрупненный масштаб, подчеркнутый натурализм, избыточная живописность — обостряют смысловую наполненность и мощь изображаемого. Коржев предложил некую особую версию фигуративного искусства. Характерные для него активная художественная подача, прямое высказывание вызывают сильнейший эмоциональный отклик зрителя», — в этом видят кураторы выставки художественную уникальность Гелия Коржева.


7. «Осень прародителей»

Несмотря на то, что само имя Гелия Коржева до сих пор, мало что говорит обывателю, почти каждый когда-нибудь видел его картины. Стоит только взглянуть одним глазом на любую работу и каждый поймет — он не только видел картины этого художника, он знает этих героев, потому что они живут рядом, по соседству, конкретно в каждой русской семье. И любой расскажет об их судьбе, потому что все знают судьбу русского народа, — ту, настоящую, непридуманную, трагичную, тяжелую, часто страшную, редко счастливую, иногда святую.

Портреты вызывают вначале трепет, даже порой шок, иногда неудобство и нежелание «это видеть». Искалеченные, одноглазые, ущербные, со своеобразным землистым цветом лица люди, особенно в наш век гламура и всеобщего «камеди клаба», оказываются героями полотен Коржева и заставляют, требуют, чтобы на них смотрели. Потом наступает другое чувство — трепета и восхищения, осознания правды. Правды о стране, о себе, об этом мире. И эта правда не ужасает, несмотря на сюжет того или иного произведения — она очищает.


8. Гелий Коржев

«Коржев выделялся на фоне современников невероятным масштабом и глубиной осмысления того времени, в котором он жил, — говорит директор музея Зельфира Трегулова, — Активно выставляясь в советское время, он в 1980-е годы стал отшельником и еще больше осознал свою роль как пророка и как художника, который ставит перед обществом то зеркало, в котором отражается истина».

Григорий Шугаев
«Русская планета», 26 марта 2016
Tags: 20-й век, биографии и личности, версии и прогнозы, города и сёла, живопись, интересно, искусство, история, культура, мнения и аналитика, москва, музеи и выставки, наследие, общество и население, память, поколения, рейтинги, российская империя, россия, русские и славяне, символы, ссср, фото и картинки, художники, эпохи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments