mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Саянское кольцо России #1 Вступление

Ещё путешествия по Сибири, в т.ч. путешествия по Алтаю
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у volos_t
Саянское кольцо 2015
Внедорожное краеведение / Сибирь

Вернулись [июль 2015] из небольшого 18-дневного путешествия. Проехали маршрутом Томск - Хакасия - Тыва - Горный Алтай - Томск. Начинаю небольшой отчет в нескольких частях.

Далее по Кольцу: #2 / #3 / #4 / #5 / #6 / #7 / #8 / #9 / #10 / #11 / #12


Семь лет назад мы приобрели свой первый автомобиль и совершили дальние путешествия в республики Хакасия и Алтай. Прошли годы… За это время одометр накрутил десятки тысяч километров пути. Хакасия с Алтаем стали не такими уж и дальними. В первой мы побывали еще не раз, а во второй уже не вернулись. Но в обоих местах остались многочисленные белые пятна, которые хотелось посетить. Большая часть из них – это раскрученные в последнее время туристические объекты. Но каждый год они мозолили глаза в чужих отчетах. Настало время их самим увидеть. На основании этого и построился план нашего очередного путешествия. Оно кольцевым маршрутом должно было охватить три республики – Хакасию, Тыву и Алтай. В этом трио большее внимание уделялось Хакасии. Тыву и Алтай должны были осматривать по остаточному принципу.
В первых числах июля, заполнив салон машины детьми, а ее багажник кучей вещей и собакой, мы отправились в путь.


2.

Первым пунктом программы был Мариинск. В нем меня интересовало деревянное зодчество. Еще в 2011 году я обратил на него внимание, сфотографировав дюжину домов. В этот раз добавил в коллекцию фотографии еще двух десятков. Можно было и больше, но невыносимая жара выгнала нас из города в направлении озер.


3.

Первая стоянка была запланирована на Большом озере. Красивые окружающие ландшафты и возможность отдохнуть в уединении – это то, что привлекало раньше в нем. При подъезде к озеру в голове уже рисовались образы озера, палатки, заката, тишины…


4.

Реальность же заставила нас вернуться на землю. Береговая линия на десятки километров превратилась в этакий палаточный ад. Раньше подобное встречали только на Тусе и Беле.


5.

Еле удалось найти стоянку среди этого бардака. Про уединение можно было забыть. Его можно было достигнуть только на вершине соседней с озером горы, куда я сбежал на следующий день.


6.

На Большом озере пробыли один день и, собрав лагерь после второй ночевки, отправились на юг. Наша следующая цель – Черное озеро.


7.

Коротким путем по полевой дороге выбрались на трассу в Приисковый. Здесь нас ждала одна из рукотворных достопримечательностей – Сулекская писаница.

Раньше она была “дикая”. Теперь рядом построен юрточный городок и за экскурсии взимают деньги. Писаницу осмотрели бесплатно без экскурсовода. Из-за близости к трассе она сильно повреждена современными художественными дарованиями и особого впечатления не произвела.


8.

Больше понравилась Ошкольская писаница, которая находится на 20 км южнее. Мы ее неоднократно пробовали найти, но из-за неверных координат сделать этого раньше не выходило. В этот раз удача была на нашей стороне. Количеством рисунков она, конечно, уступает Сулекской. Однако они сохранились лучше.


9.

Да и места здесь красивые.


10.

Следующая точка нашего маршрута – Черное озеро. В отличие от Большого народу здесь как обычно – немного.


11.

Здесь планировали провести 3-4 дня. Но погода внесла свои коррективы.


12.

К вечеру второго дня штормовой ветер снес шатер, а обрушившаяся гроза затопила стоянку.  Утром голодные чайки прилетели поживиться нашими останками. Чтобы их не расстраивать пришлось делиться завтраком.


13.

Ветер принес в Хакасию не только грозовой фронт, но и холод. Дневная температура упала с 30 градусов до 10-ти. Было решено выдвигаться в путь и искать на период похолодания менее ветреную стоянку.


14.

Покидая район Черного озера, завернули еще к одной местной достопримечательности – особняку золотопромышленника в деревне Чебаки.


15.

От Чебаки лесными тропами напрямик выбрались к деревне Ефремкино.


16.

В окрестностях нее находится раскрученный туристический объект “Тропа предков”.  Ее прохождение должно было стать следующей точкой нашего маршрута. Но холодная ветреная погода не благоприятствовала ночевке в горах. Место для нее мы нашли на небольшом озере недалеко от поселка Шира.


17.

В этом укромном уголке Хакасии мы провели 2 дня. Женская часть экипажа провела их за чтением книг, мужская – за покорением окрестных сопок. Окружающие озеро ландшафты идеальны для любителей минимализма в пейзажах. Они сами по себе довольно аскетичные. Так вдобавок к этому еще и пострадали от весенних пожаров.


18.

Само озеро непригодно для купания и интересовало только рыбаков из соседних сел, изредка появлявшихся на его берегах.


19.

На третий день погода улучшилась, и мы, после пополнения припасов в Шира, отправились покорять “тропу”.


20.

В этот раз вместо холодного ветра нещадно палило яркое солнце. От этого идти по горам было совсем нелегко.  Тем не менее, осилили. Даже младший прошел этот не предназначенный для него маршрут.


21.

Ночевать отправились на Собачье озеро, где уже останавливались в 2008 году. И если тогда это было удачной затеей, то сейчас вышло совсем наоборот. Мало того, что берег озера был захвачен палатками, а окружающие ландшафты после пожаров походили на чистилище, так еще и начался ливень. Пересидеть его в машине не удалось и палатку пришлось ставить под дождем на соседней с озером сопке. От этого остались не самые радужные воспоминания.

Смысла задерживаться в этих местах больше не было, и на следующий день мы продолжили свой путь в сторону Абакана. Недалеко от села Троицкого завернули к Боярской писанице.


22.

Но большие впечатления оставили не петроглифы, а змеи и ласка, охранявшие к ним подходы.


23.

Другой археологической достопримечательностью, осмотренной в этом районе, стал раскоп кургана Барсучий лог.


24.

Встать на ночевку мы планировали на берегу Красноярского водохранилища у подножия горы Куня. Однако подходящих мест для стоянки не нашли. Пришлось, минуя Абакан и Минусинск, перебираться на противоположный берег в район Потрошиловского бора.

В нем мы провели три выходных дня и получили сочетание красивой природы, замечательных пляжей для купания детей и толп быдла.


25.

Здесь же наблюдали самые красивые закаты этого лета.


26.

С пляжей Красноярского водохранилища отправились в Абакан. В задумках была прогулка по городу и посещение Хакасского национального краеведческого музея. Хоть мы его и проезжали в предыдущих путешествиях, но сам город до этого не смотрели. На все про все выделили целый день.

Но сначала заглянули в Минусинск, где я удовлетворил свои потребности в знакомстве с деревянной архитектурой этого старинного города.


27.

В самом Абакане пополнили запасы провизии и погуляли в Преображенском парке.


28.

А вот познакомиться лучше с городом не удалось. 30-ти градусная жара вынудила внести коррективы в планы и отправится за город в Шушенское.


29.

Шушенское нынче не является меккой для туристов. Остыл интерес у россиян к жизне вождя пролетариата. Тем не менее это все еще очень интересное место, где можно окунуться в атмосферу села рубежа XIX и XX веков, познакомиться с бытом той эпохи. Гулять по историко-этнографическому заповеднику понравилось всем членам семьи, несмотря на отвратительного экскурсовода.


30.

До заката оставалось еще время. Поэтому в этот же день доехали до Саяно-Шушенской ГЭС. Плотина, как плотина. Впечатление произвел бы вид на нее с гор. Но в последние годы такое для простых смертных невозможно.


31.

Переночевали недалеко от нее на берегу Енисея.


32.

Очередной день был посвящен дороге и знакомству с достопримечательностями южной Хакасии. Через Бею и Аскиз проехали в музей-заповедник Казановка.


33.

У меня не было информации по этому месту, кроме путевой точки на карте. Поэтому от увиденного на месте оказались, мягко говоря, не в восторге. Даже не стали заходить на территорию комплекса. Хватило осмотра “камня силы” Ах Тас.


34.

От музея-заповедника потайными тропами пробрались к мегалитам под Сафроново.


35.

В отличие от Казановки тут было на что посмотреть. Местные менгиры отличаются не только своими размерами, но и наличием массы петроглифов.


36.

А вот в полтаковский музей наскального искусства “Хайа хоос” опоздали. Пришлось обойтись без него и в густеющих сумерках скорее мчаться в горы за Абазу.


37.

В темноте отыскали место, где останавливались в 2009 году. В этот раз здесь ночевали с палатками две машины. Разбили лагерь по-соседству. Однако, еще не успев даже поставить палатку, были атакованы полчищами мелкой мошки. Она сжирала все открытые участки тела, лезла в рот и выедала глаза. Подобную встречали 7 лет назад возле Телецкого озера на Алтае. Но тогда не было такого количества.

Из-за гнуса пришлось скорректировать планы и не оставаться в этом месте на вторую ночевку, а отправится на следующий день искать стоянку выше в горах.


38.

Остановились недалеко от границы Хакасии с Тывой. Гнус здесь не так сильно доставал, но тут в дело вступила погода. Радовавшее утром солнце сменилось дождем, который поливал наш лагерь весь оставшийся день и всю ночь.


39.

Из-за этого ночью было очень холодно. Термометр опускался до 2-х градусов тепла. Полноценно отдохнуть не удалось, а утром пришлось долго сушиться. Благо, что погода наладилась.

При свете солнца эти места выглядели волшебно.


40.

Можно было задержаться тут еще, но мерзнуть вторую ночь не хотелось. Поэтому после сборов отправились в путь.


41.

Последующие два дня провели в дороге. Мы преодолели тувинские степи.


42.

Спустились на юг республики через горы и вдоль границы  Монголией направились в сторону республики Алтай.


43.

Дальше нас ждали зубодробительные пыльные грейдеры.


44.

Накатанные горные дороги.


45.

Сложные перевалы.


46.

Высокогорные луга.


47.

Чистейшие реки.


48.

И красивейшие высокогорные озера.


49.

Мы боялись проблем с прохождением маршрута на нашей машине, нехватки топлива, пограничников, злобных тувинцев и еще ряда вещей. Но все прошло гладко. Проблемами стали недомогание одного из членов экипажа и общая усталость от путешествия. Если бы преодолели этот отрезок пути сразу после дома, он бы произвел куда больше  впечатлений. Места здесь красивые и, главное, малолюдные. На протяжении почти 400 км дорог и бездорожья нам повстречались всего несколько уазиков с местными и один с новосибирцами.

Проехать весь маршрут от Хакасии до Алтая за один день, конечно же, оказалось нереальным. Поэтому как не хотелось, но одну ночь провели в Тыве. На территории республики Алтай лагерь разбили возле Чуйского тракта между поселками Кош-Агач и Курай. В нем провели два дня.


50.

Когда я составлял маршрут, то планировал в республике Алтай проехать к южному берегу Телецкого озера, а также посетить ряд попсовых мест вдоль Чуйского тракта, в которых еще не были. Но по уважительной причине пришлось завершить наше путешествие и срочно возвращаться домой. Сюда мы вернемся как-нибудь в другой раз.


51.

Машина на всем протяжении маршрута не подвела. Единственными потерями стали два стертых гудрича. Всего проехали около 3500 км. Бензин заливали 92-й по цене от 31 рубля за литр в Томске до 39 рублей в Хандагайты (Тыва).


52.

Погода оказалась одной из самых отвратительных за 7 лет путешествий. Невыносимая жара до 35 градусов регулярно сменялась ветрами, грозами и дождями. При этом столбик термометра падал до 6 градусов дневной температуры. Дни, когда погода не напрягала, можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Хакасия разочаровала обилием туристов. 7 лет назад их тоже хватало, но сейчас на озерах (да и за их пределами) творится какой-то ад. Количество же быдло-туристов просто зашкаливает. Не думаю, что в ближайшие годы сюда вернемся. Для семейного отдыха нам больше импонируют водоемы Казахстана.

В этом путешествии пришли к выводу, что не стоит совершать семьей маршруты более 2 недель с жизнью в диких условиях. Либо это должны быть непродолжительные маршруты по 5-10 дней с ночлегами в палатке и всеми прелестями дикой жизни, либо путешествовать дольше, но снимать при этом для жилья домики на турбазах или в гостиницах. Второй вариант не исключает и стоянки с палаткой, но только при невозможности найти полноценное жилье на маршруте или непродолжительное время в интересных местах. Кроме этого еще раз убедились, что лучше путешествовать в нетуристический сезон, дабы не портить впечатление от посещенных мест.

На этом завершаю сводный рассказ о путешествии. Но это еще не все. Будет много подробностей о посещенных местах и наиболее интересных участках маршрута.

Tags: автомотовело, алтай, города и сёла, дороги и транспорт, музеи и выставки, памятники и достопримечательности, природа и экология, природные зоны, путешествия и туризм, регионы, россия, сибирь, современность, тува, фото и картинки
Subscribe

  • ВЕЧЕР. ТУМАН. ГОРОД РАДУЖНЫЙ

    Туман в городе – это удивительное природное явление, которое может кардинально изменить привычный городской пейзаж. Когда густой белый покров…

  • СНЕГОПАД В ГОРОДЕ РАДУЖНЫЙ

    Снегопад в городе Радужный – это всегда волшебство! Снежинки медленно кружатся в воздухе, создавая ощущение сказки. Городские улицы преображаются,…

  • «ПОХОДЫ ПЕРВЫХ» В ГОРОДЕ РАДУЖНЫЙ

    Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём в поход опять! Сегодня Первые СОШ № 8 отправились в увлекательное путешествие по нашему любимому городу…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments