mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Что читают о мифологии Жанны д’Арк

Ещё о Средневековье, в т.ч. Образ Жанны Д'арк | Процесс над Жанной Д'арк | Псевдоистория и Жанна Д'арк | Столетняя война и выкуп за Жанну

5 книг о мифологизации Жанны д’Арк
Что читать об образе Жанны д’Арк в культуре, рекомендует кандидат исторических наук Ольга Тогоева / «5 книг»

Образ Жанны д’Арк претерпевал многочисленные метаморфозы в сознании людей на протяжении веков. О ней написано бесчисленное множество страниц, но за её противоречивыми и разнообразными изображениями очень сложно разглядеть реального человека. ©

Ещё «5 книг о...» и ещё с Ольгой Тогоевой здесь и здесь


Однако предметом исторического исследования могут быть и те образы, что бытовали в культуре в разное время. О литературе на эту тему рассказывает кандидат исторических наук Ольга Тогоева.
Ольга Тогоева — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1. Warner M. Joan of Arc. The Image of Female Heroism (L., 1981 и многочисленные переиздания на англ. языке)

Книга англичанки Марины Уорнер, на мой взгляд, стала первым в мировой историографии масштабным исследованием процесса мифологизации (как сознательного, так и неосознанного) личности Жанны д’Арк ее современниками и потомками. В этой работе впервые была предпринята попытка представить комплекс различных образов французской героини, возникавших на протяжении XV-XIX вв.: пророк, рыцарь, еретичка, проститутка, «идеальный андрогин», амазонка, воплощенная добродетель, дитя природы, народная героиня и святая.

Для своего времени работа М.Уорнер, с моей точки зрения, носила совершенно революционный характер и оказала существенное влияние на всю последующую историографию. Именно с нее начинается традиция изучения двух «личностей» Жанны д’Арк – реальной и вымышленной, поскольку здесь впервые со всей очевидностью утверждается идея о том, что процесс мифологизации Орлеанской Девы начался уже в 1429 г., т.е. в тот момент, когда она впервые появилась на исторической сцене.

2. Райцес В.И. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы (Л., 1982)

Труды Владимира Ильича Райцеса (1928-1995), посвятившего истории Жанны д’Арк две монографии и ряд статей, составляют, с моей точки зрения, гордость отечественной медиевистики и до сих пор обеспечивают ей мировое признание. Его книга «Жанна д’Арк: факты легенды, гипотезы» – пример того, как нужно работать с историческими источниками и различными типами информации, которую они нам предоставляют, как различать «истину» и «вымысел», как понимать скрытые порой интенции того или иного автора. В отечественной медиевистике прошлых лет найдется крайне мало примеров такого подхода к изучению прошлого — впрочем, и среди современных исследований их весьма немного.

Для читателя книга Райцеса будет интересна именно сочетанием реальности и вымысла, поскольку в ней рассказ о том, как все было «на самом деле», удачно соединен с тщательным анализом самых разнообразных мифов, сложившихся вокруг Орлеанской Девы при ее жизни или сразу же после ее смерти. В.И.Райцес до сих пор пользуется большим уважением французских коллег-специалистов по эпопее Жанны д’Арк, в целом не склонных к чтению трудов иностранных авторов по «их» проблематике.

3. Beaune C. Jeanne d’Arc. Vérités et légendes (P., 2008)

Книга Колетт Бон, одного из самых интересных и знающих французских медиевистов, была написана в связи со скандалом, разгоревшимся в 2007 г. во Франции вокруг фигуры Орлеанской Девы. Скандал был вызван очередной публикацией «сюрвивистов» — псевдо-историков, полагающих, что Жанна д’Арк не была казнена в 1431 г., но выжила, продолжила сражаться на полях Столетней войны, а затем счастливо вышла замуж, родила детей и окончила свои дни в старости в окружении любящего семейства. Подобные «исследования» появляются во Франции с завидной регулярностью с начала XIX в. Тем не менее, профессиональные историки только сейчас обратили на них внимание и оценили тот вред, который могут нанести эти книги нашему знанию о прошлом.

Работа К.Бон – одна из последних публикаций по истории Жанны д’Арк в целом, и в ней, на мой взгляд, наиболее полно и внятно описываются, а затем развенчиваются самые невероятные легенды, возникавшие вокруг французской героини на протяжении нескольких столетий: о ее «пастушеском» или, как вариант, «королевском» происхождении; о ее «галлюцинациях»; о политических интригах при дворе Карла VII, которые позволили Жанне д’Арк появиться на исторической сцене; о предательстве, якобы совершенном в отношении нее королевскими советниками; наконец, о ее «жизни после смерти». Единственным, но весьма существенным недостатком исследования К.Бон мне представляется полнейшее отсутствие в нем примечаний, в связи с чем не-специалисту невозможно понять, откуда именно появилась та или иная легенда.

4. Krumeich G. Jeanne d’Arc in der Geschichte (Sigmaringen, 1989; фр. пер.: Krumeich G. Jeanne d’Arc à travers l’Histoire. P., 1993)

Можно смело сказать, что немецкий исследователь Герд Крюмейх положил начало изучению процесса формирования во французском обществе представлений о святости Жанны д’Арк. Ранее данная тема никогда не поднималась в специальных работах по эпопее Орлеанской Девы, и новаторский характер работы Г.Крюмейха подтверждает уже хотя бы тот факт, что она практически сразу была переведена на французский язык (честь, которой удостаиваются весьма немногие иностранные авторы-медиевисты).

Самое удивительное, на мой взгляд, заключается в том, что сам Крюмейх изначально даже не планировал писать книгу о Жанне д’Арк. Будучи специалистом по франко-немецким отношениям XIX-XX вв., французскому национализму и пропаганде времен Третьей республики, в какой-то момент он довольно случайно обнаружил, что Жанна является одной из ключевых фигур в полемике левых и правых политических группировок того времени, развил данный сюжет, и в результате посвятил ему специальное исследование. Своей главной задачей немецкий исследователь, правда, полагал изучение формирования представлений о Жанне в либеральных кругах Франции XIX в., т.е. возникновение и развитие ее образа «народной героини». Однако для того, чтобы полнее представить себе и своим читателям процесс создания этого нового образа, чтобы продемонстрировать особенности полемики вокруг фигуры Девы во французском обществе, ужесточившейся с началом Третьей республики, Крюмейх обратился не только к либеральной и республиканской историографии, но и к работам историков-католиков, а также кратко описал реакцию официальной церкви на попытки либералов превратить Жанну д’Арк в «свою» героиню.

Таким образом, именно в работе Г.Крюмейха впервые, насколько я могу судить, исследовался период, предшествовавший началу официальной канонизации Орлеанской Девы, и настроения, царившие в то время во французском обществе. Любопытно отметить, что именно эта работа (как в свое время книга Марины Уорнер) оказала самое существенное влияние на развитие собственно французской историографии: благодаря ей сформировалось совершенно новое направление изучения эпопеи Жанны д’Арк.

5. Heimann N.M. Joan of Arc in French Art and Culture (1700-1855). From Satire to Sanctity (Aldershot-Burlington, 2005)

Как мне кажется, с именем уже упомянутой мной Марины Уорнер стоит связать и своеобразный иконографический поворот в исследованиях эпопеи Жанны д’Арк. Именно в ее монографии изображения французской героини были впервые использованы для анализа некоторых устойчивых мифов, возникших вокруг ее фигуры (в частности, образа идеальной мученицы и второго архангела Михаила в XV в.; образа простой крестьянки во французском изобразительном искусстве эпохи романтизма; патриотического образа, использованного в пропагандистских целях в Первой и Второй мировых войнах).

Тем не менее, периодом активного изучения иконографии Жанны д’Арк (миниатюр, гравюр, скульптур, живописных полотен, а также ее кинообразов) стали лишь последние годы XX-начало XXI в. Фундаментальная монография американской исследовательницы Норы Хайман относится именно к этому направлению исследований и основывается преимущественно на анализе художественных произведений, посвященных Деве (начиная с поэмы «Освобожденная Франция» Жана Шаплена середины XVII в. и заканчивая «Орлеанской девственницей» Фридриха Шиллера 1801 г.), а также впечатляющего комплекса визуальных источников XVII-середины XIX в.

Особенно мне хочется отметить использование в работе чрезвычайно редких гравюр к пиратским (в основном, английским) изданиям «Орлеанской девственницы» Вольтера. Их совершенно невозможно найти в Интернете, эти издания практически не представлены в библиотеках, а потому полюбоваться на то, как современники великого философа высмеивали национальную героиню Франции, можно лишь в исследованиях, подобных книге Н. Хайман.

© «ПостНаука», 25 сентября 2012
Tags: архивы_источники_документы, биографии и личности, версии и прогнозы, европа, запад, идеология и власть, известные люди, история, книги и библиотеки, культура, легенды, литература, мифы и мистификации, наука, нравы и мораль, образование и воспитание, писатели и поэты, рейтинги, религии, святые, современность, средневековье, страны и столицы, турция и византия, франция, христианство, эпохи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments