mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

О Мастере в Ялте / К 125-летию

Ещё известные люди литературы здесь и здесь

Мистический писатель / «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре»
В Ялтинском театре им. А.П. Чехова в марте 2016 года состоялся вечер, посвященный 125-летию Михаила Булгакова

На судьбу писателя пришлись тяжелейшие исторические испытания - революция, Гражданская война. Многие представители русской интеллигенции тогда оказались в эмиграции. Но Булгаков остался на родной земле. И главной в его творчестве стала извечная тема борьбы добра и зла. ©

Ещё о Булгакове


Михаил Булгаков, 1930-е

15 мая 1891 года родился писатель Михаил Булгаков. Автор «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты», «Дней Турбиных» и множества других произведений, ставших культовыми, — в фотогалерее «Ъ», сопровождающей отчёт о литературном вечере в Ялте...
Произведения Михаила Булгакова представили народный артист России Валентин Клементьев, заслуженная артистка России, актриса МХАТ им. Горького Татьяна Шалковская, артистка Московской Государственной Академической Филармонии Лариса Савченко, лауреат московских конкурсов чтецов Мария Пьянкова, заслуженная артистка России Полина Федотова, которая подготовила музыкальную партитуру, и видеосюжеты Ирины Панковой.


2.
15 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии родился Михаил Булгаков. Он стал старшим сыном в многодетной семье. Семья вела безбедное существование и, даже не смотря на раннюю смерть отца, дети получили хорошее образование в гимназии, где зачастую лекции читали именитые профессоры. Мать Булгакова — властная, но добрая и мягкая по отношению к детям, очень любила музыку и книги и привила эту любовь Булгакову / На фото: Михаил Булгаков с сестрами Верой, Надеждой и Варварой

Зрителям были продемонстрированы лучшие книжные издания, работы ведущих художников-иллюстраторов, кадры лучших экранизаций и видеосюжеты известного исследователя творчества писателя И.П. Золотусского.

Значительную часть вечера составили фрагменты театральных постановок по пьесам М.А. Булгакова - «Белая гвардия», «Зойкина квартира», а также инсценированные страницы романа «Мастер и Маргарита».

В мероприятии приняли участие лауреат международных конкурсов, солистка театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова Елизавета Соина, солист оперного театра Московской консерватории Николай Ефремов, лауреат международных и всероссийских конкурсов скрипач Давид Ардуханян.


3.
«Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом - вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни» / Оба дяди Михаила Булгакова по материнской линии были врачами и неплохо зарабатывали. Поэтому, окончив гимназию в 1909 году, он поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году он женился на Татьяне Лаппе, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. Денег постоянно не хватало, семья жила скромно, в чем во многом был виноват сам Булгаков, который не любил экономить и мог потратить последние деньги на такси. Тем не менее, супруги часто посещали театр, Булгаков ходил на концерты Шаляпина, которого очень любил

Ведущая вечера директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова, со свойственным ей глубоким прочтением классики, блистательно представила творчество Михаила Булгакова, которое до сих пор воспринимается очень неоднозначно.

Его творческий и жизненный путь пришелся на переломный период истории Отечества, которому он стремился служить честно, с полной отдачей сил.

Врач, оказавшийся на фронтах Первой мировой войны, попавший в самую гущу событий гражданской, работавший в медицинских частях белых и красных, он в своих анкетах писал : "В 1919 году, проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". Булгаков отзывался об отречении Николая II как об историческом несчастье. Но в его настроениях той поры громче всего звучит один мотив - усталость от братоубийственной войны.


4.
Когда началась Первая мировая война, Булгаков начал работать в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, потом в Черновцах. Однако скоро его отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевский уезд Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. В это же время он пристрастился к морфию, стараясь облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции

Казалось, сама судьба ставила перед ним вопросы о нравственной цели бытия, привела его к литературе, писательскому труду. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью. Семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами навсегда ушли в прошлое. К мирной жизни, домашнему уюту и покою он неизменно возвращался в своих произведениях, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером и Маргаритой».

Булгаков оказался свидетелем тех исторических событий, которые полностью изменили миропорядок, уничтожили целое сословие – дворянство.

Нет больше круглого стола под кремовым абажуром, людей, которых объединяло это общее застолье, задушевных бесед, семейных радостей и огорчений, близких и родных лиц. Да и самого дома больше нет. Распался круг жизни. Писатель остро и болезненно переживал эти безутешные потери: исчезли, растворились в жизненных испытаниях дорогие сердцу люди - родные, друзья. "Где Турбины? Где устои, обычаи, законы их жизни?", - задаётся вопросом один из ведущих современных литературоведов Игорь Петрович Золотусский и отвечает: "Их нет, их мир больше не существует". Сколько загубленных человеческих судеб, сколько трагедий, драм, смертей! Общество разделилось на не просто людей разных убеждений, а на два враждующих между собою лагеря, вступивших в жестокое, взаимоуничтожающее противостояние. В одно мгновение люди, жившие в одной стране, называвшие себя соотечественниками, превратились в непримиримых врагов, готовых сражаться ни на жизнь, а на смерть. Булгаков остро переживал трагическую несовместимость людей, близких ему по духу по отношению к жизни с той реальностью, которая все отчетливее и отчетливее проступала в дыму и неразберихе революционных событий.


5.
С началом Гражданской войны Булгаков вернулся в Киев, затем был направлен во Владикавказ, начал писать и бросил медицину, написал своему брату следующее: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать». В 1920 году был опубликован его первый рассказ «Дань восхищения». Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома и писал пьесы для Первого советского театра Владикавказа

Через его сердце проходил спор - Отечество и государство. Его мучила боль за людей, вынужденных покидать родной кров, родину из-за невозможности примирения с установившейся властью, новыми законами жизни. "Все перепуталось и некому сказать /что постепенно холодея / все перепуталось/ и странно повторять: "Россия, Лета, Лорелея",- простонал Мандельштам. Булгаков мучительно пытается разобраться в происходящем. Меняется государственная власть, а Отечество – оно остаётся тем же для каждого человека и он имеет право любить, и любит всем своим существом родную землю, утверждал писатель, отразивший в своих произведениях душевное состояние людей, которые не смогли принять политические изменения, разрушение общественного порядка, не смогли согласиться с чуждым для них мироустройством. "Отечество даётся человеку раз и навсегда", - убеждены герои его книг. Булгаков очень точно передает состояние героев, переживающих катастрофу разрушения русского мира. И эта трагедия становится главной темой творчества писателя, которая находит свое выражение в широкой по жанровому разнообразию палитре литературных произведений: рассказы, очерки, фельетоны, пьесы, романы. В пьесе "Бег" трагедия достигает масштабов апокалипсиса.


6.
В 1921 году Булгаков переехал в Тифлис, а затем в Батуми. Когда у него появилась возможность эмигрировать, он остался в России и перебрался в Москву, где сначала работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем наступил период безработицы и Булгаков даже в ступил в труппу бродячих артистов. С установлением НЭПа положение писателя стало выправляться, с весны 1922 года он стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне»

В литературоведении условно принято считать основными, определяющими для творческого наследия писателя, два произведения - «Белая гвардия» и, конечно же, «Мастер и Маргарита».

Писатель ставит своих героев перед вопросами вечности, считает, что события, переживаемые ими, достойны по масштабу такого литературного труда, как "Война и мир".

И в "Белой гвардии" есть попытка создать такой исторически достоверный документ - парад войск Петлюры у святой Софии, бегство гетмана из дворца... Но сильнее оказывается всё же романтический посыл книги. Она захватывает удивительными характерами, писатель достоверно передаёт боль переживания героев от бесконечных ударов судьбы, всю их бессмыслицу и жестокость и, в то же время, даёт почувствовать историческую обусловленность происходящих событий." И нам сочувствие дается. Как нам дается благодать, " - писал Тютчев. Невозможно не сочувствовать страданием Елены Турбиной, ее молитве за жизнь брата ( "Белая гвардия"), Серафиме ("Бег"), не испытывать острую боль, видя страдания Хлудова ("Бег"), не ощущать нестерпимое чувство неловкости, стыда за унижение и потерянность наших соотечественников, оказавшихся в эмиграции. Вот она, очистительная сила слова произведений великой русской литературы, позволяющая в страшные времена лихолетия не утратить чувства человека в человеке.


7.
В 1924 году Булгаков написал повесть «Роковые яйца», тогда же он женился во второй раз — на Любови Белозерской. С первых дней литературной деятельности Булгаков столкнулся с гонениями «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В 1926 году у него прошел первый обыск, в результате которого были изъяты черновики повести «Собачье сердце» и личный дневник. Его пьесы «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира» с успехом шли во МХАТе до тех пор, пока в 1929 году не были сняты / На фото: Булгаков в группе артистов МХАТа после постановки пьесы «Дни Турбиных»

…Дом и Город - два главных неодушевленных героя книги: дом Турбиных на Алексеевском спуске и город – Киев, вечный город, изуродованный происходящим кошмаром.

Можно по-разному относиться к философии Булгакова-писателя, к каким-то определённым его политическим шагам. Но нельзя забывать состояния художника, стоявшего перед роковым выбором - остаться на родине или покинуть её навсегда.


8.
Из письма Булгакова правительству СССР, 28 марта 1930 года: «...черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции... упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...»

Булгаков - выходец из семьи священника. Отец был профессором Духовной академии. Его мать – Покровская – тоже происходила из рода, преданного святоотеческим традициям. Турбины - фамилия родственников писателя по материнской линии. Сейчас эта фамилия воспринимается уже как нарицательная, олицетворяющая определенную часть исчезнувшего сословия. Так что же стало с Турбиными? Ответ на этот вопрос Булгаков и пытается дать в своих произведениях.


9.
Новая пьеса Булгакова «Мольер» вообще была не рекомендована к постановке, после чего 28 марта 1930 года он написал письмо правительству, где указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу. 18 апреля ему позвонил Сталин, в результате чего писатель был назначен во МХАТ режиссером-ассистентом. В 1932 году на сцене снова возобновились показы «Дней Турбиных» и была поставлена булгаковская инсценировка «Мертвых душ». Однако печатать его окончательно перестали / На фото лето в Крюкове на даче у Понсовых: Любовь Белозерская, Лямин, Михаил Булгаков, Никитинский, Топленинов

Поэт серебряного века Максимилиан Волошин считал приход Булгакова в литературу равным появлению таких писателей, как Фёдор Михайлович Достоевский, как Лев Николаевич Толстой. А его роман «Белую гвардию» - «раскрытием души русской усобицы». К великому сожалению, эта тема актуальна и сегодня. Мы с вами стали свидетелями разрушения славянского мира. И многие ответы на возникающие у нас, живущих в ХХI веке, вопросы мы находим в книгах писателя, посвященных событиям вековой давности. Он пытался разобраться в сложнейших перипетиях его времени и в своих поисках ответов на самые острые вопросы от событий земной жизни уводит читателя на небеса, он размышляет о вечности, о Боге.


10.
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» / В 1931 году Булгаков написал еще одно письмо Сталину, в котором попросил о личной встрече, которая не состоялась. После этого Булгаков обращался к генсеку лишь с конкретными жалобами на произвол бюрократов и нередко с просьбами за других (например, в 1925 году Булгаков совместно с Ахматовой подготовил письмо к Сталину в защиту ее арестованных мужа и сына), что, со стороны писателя, имевшего репутацию «полуопального», было делом рискованным. В этот же период он начал работу над романом «Мастер и Маргарита» / На фото: оперный режиссер Леонид Баратов и Михаил Булгаков

В романе "Белая гвардия" (сон Алексея Турбина) вахмистр Жилин, погибший в бою,, говорит Алексею Турбину: "Ну вот я и докладываю, как же так, говорю, Господи, попы-то твои говорят, что большевики в ад попадут? А ты им, вишь, какие казармы взбодрил. Они в тебя не верят.

«Ну, не верят?» – спрашивает.

«Истинный Бог», – говорю, а сам, знаете ли, боюсь, помилуйте, Богу этакие слова! Только гляжу, а он улыбается. Чего ж это я, думаю, дурак, ему докладываю, когда он лучше меня знает. А он и говорит:

«Ну не верят, говорит, что ж поделаешь. Пущай. Потому мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые. И все вы одинаковые – в поле брани убиенные."


11.
Булгакову казалось, что они со Сталиным единомышленники. Что Сталин прислушивается к его голосу, внимательно читает его письма, снисходит именно к его просьбам. Что снятие «Мольера» и запрет на выезд за границу — лишь уступка необходимости, и уж по крайней мере даже такой запрет есть некий знак повышенного государственного внимания

Может быть, трагедия Булгакова в том, что небесное и земное у него никак не могут пересечься-встретиться? И он слишком хорошо видит пороки земной жизни? Сатира Булгакова – это отдельная тема. Многие его труды писались в стол, он так и не увидел их изданными. А что попадало в печать - подвергалось резкой критике, а то и разносам. Анна Ахматова в стихотворении памяти Булгакова писала:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.



12.
«Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится» / На фото слева направо: Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков

Это писатель, который нас заставляет задуматься о вечности.

Прошедший вечер не зря получил название: "Рукописи не горят" (строчка из романа "Мастер и Маргарита"). Булгаков верил в неуничтожимую силу искусства.

Лишь четверть века спустя после смерти писателя одно за другим пришли к нам, читателям, его произведения. "Рукописи не горят" - эти слова служили автору как бы заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения его предсмертного и самого дорогого ему труда - романа "Мастер и Маргарита", первая публикация которого состоялась в журнале "Москва" уже полвека назад. То, что автор свободно соединяет несоединимое: историю и фельетон, лирику и миф, быт и фантастику, - определяет особенность жанра книги.


13.
«Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения» / В 1932 году Булгаков женился в третий и последний раз — на Елене Шиловской (на фото)

В "Театральном романе" Булгаков рассказал о том, как появляются перед ним его герои: "Однажды я решил эту волшебную камеру описать". Писательская манера Булгакова обладает особым свойством захватить и удерживать внимание читателя силой удивительного проникновения в тайны, в сердцевину бытия героев, их судеб и характеров. Его писательская строка обладает необычайной легкостью, и при этом - большой смысловой емкостью.

Учителем своим называл Салтыкова-Щедрина, любимым автором - Гоголя, себя - "мистическим писателем".


14.
В 1936 году спектакль «Кабала святош» («Мольер») все-таки был поставлен, но после семи представлений запрещен уже окончательно. В газете «Правда» была опубликована статья, в которой пьеса была названа «фальшивой, реакционной и негодной». После этого Булгаков ушел в Большой театр либреттистом / На фото: Булгаков в гриме Судьи в спектакле МХАТа «Записки Пиквикского клуба»

Только в непрестанной работе, только в труде над очередной страницей видел писатель смысл своей жизни. И, конечно же, его очень волновала судьба его произведений. А писательская судьба складывалась до невозможного трудно.

Доходило до того, что Булгаков держал в ящике письменного стола револьвер, подумывая о самоубийстве.


15.
«Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах» / Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский», «Петр I», «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Однако генсек посчитал неуместной постановку пьесы о себе и спектакль был отменен / На фото: Михаил Булгаков со своим пасынком Сергеем Шиловским и другом Сергеем Ермолинским

Чувствуя себя на краю пропасти, в состоянии готовности к решительному шагу, он написал и разослал в семь адресов письмо "Правительству СССР". Булгаков решал свою судьбу.

Он протестовал против попыток клеветы на его гражданскую позицию, честно писал, что не принимает революционного развития истории, признавался, что его интересует "лучший" слой русского общества, которым он считал интеллигенцию. Ответом на его обращение стал известный телефонный звонок Сталина и последовавшая за этим работа во МХАТе им.А.П.Чехова.


16.
«Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус» / В 1939 году Булгаков стал резко терять зрение, скоро у него диагностировали наследственную болезнь почек — гипертонический нефросклероз. Чтобы снять боль писатель принимал морфий. Тогда же он начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». В феврале 1940 года его состояние резко ухудшилось. 10 марта писатель умер

Жизненному и творческому пути Михаила Булгакова и был посвящен вечер в Крыму. Он прошел в переполненном зрительном зале. Крымчане сейчас как никогда остро нуждаются в разговоре о главном, о смысле жизни, о судьбе Отечества, о правде и вере. И когда на помощь приходит наша словесность, по реакции зрителей, по удивительной тишине, вдруг наступающей в зале, становится ясно, что русскую классическую литературу не зря называют Великой.


17.
В 2007 году в Москве был основан первый и единственный в России государственный музей Михаила Булгакова. Он располагается в первой московской квартире писателя

В завершение вечера, продолжая важную для писателя тему, прозвучало стихотворение русского поэта-эмигранта, бывшего белого офицера Николая Туроверова в исполнении народного артиста России Валентина Клементьева:

Знаю, не будет иначе,
Всему свой черёд и пора.
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.

Чужая на выгоне хата,
Бурьян на упавшем плетне,
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне.

И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать.


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России».

Фото: ГБУК Музей М.А Булгакова | Сергей Бобылев
Подготовила Елена Липатова
«Столетие» и «Коммерсант», 31 марта - 15 мая 2016
Tags: 20-е, 20-й век, 30-е, афоризмы и цитаты, биографии и личности, города и сёла, гражданская война, даты и праздники, день рождения, диссида и оппозиция, идеология и власть, известные люди, интеллигенция, история, кино и театр, книги и библиотеки, конкурсы и фестивали, красные и белые, крым и севастополь, культура, легенды, литература, народ и элиты, наследие, нравы и мораль, первая мировая, писатели и поэты, правители, революции и перевороты, регионы, репрессии и цензура, родина и патриотизм, российская империя, россия, русские и славяне, символы, современность, ссср, сталин и сталинизм, украина, факты и свидетели, фото и картинки, эпохи, юбилеи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments