mamlas (mamlas) wrote in yarodom,

Оригиналы - здесь и здесь - взяты у un_ricciotto
Велоэкспедиция по Кавказу. Часть 5. Дары природы и гор
Природа Кавказа / Фотографии для души и ума

Что-то мы обленились - почти неделю провели в Нейтрино. Но не просто так возникла задержка на нашем пути - ждали пропуск Ильи в пограничную зону – он его переделывал, так как взял только загранпаспорт, а российский забыл, а первоначально пропуск был заказан на российский паспорт. Только после обеда пятницы кое-как его выдали. И мы смогли выдвинуться.

Ещё в велокавказе

Благо спускаемся вниз по ущелью, но спуск оказался не так прост – сильнейший встречный ветер. По равнине, как в гору.

В 18 часов приехали в Тырныауз. Как будто не с горы спустились на велосипедах, а на машине времени лет на 50 назад. Закупились продуктами и снова вниз.

Уже солнце уходит и мы решили встать на ночевку у озера – 200 м выше дороги, правда в другую сторону от нашего маршрута. Озеро искусственное, видимо раньше здесь был карьер. Выглядит довольно мистически, резкие берега уходят в воду, под ногами белый-белый песок, на горизонте острые пики и всходит луна. На Кавказ даже не похоже, будто ты где-то в Аргентине.

В 7 утра солнце выгнало нас из палатки, вкупе с разговорами прибывших сюда на рассвете рыбаков. Жарко, Илья даже успел позагорать. Небольшой спуск вниз и начался длинный тягучий подъем на перевал. По пути поселок Былым. Здесь подкрепились вишней, растущей у дороги, а добрая хозяйка, увидев голодных путешественников, вынесла целый пакет абрикосов. Полпакета еле-еле осилили, объелись, остальное оставили на потом. Чуть выше на цветущих лугах стоят передвижные пасеки. В одну из таких пасек нас пригласили в гости. В небольшом прицепе стоят ульи, тут же и кровать и небольшая кухонька. Пасечник как раз собирал мёд с сот. Накормил нас до отвала медом, рассказал о том, как здесь качают мед.

Солнце печёт, идти невозможно. У дороги мы нашли заброшенную кошару пастухов и решили переждать жару в тени на крылечке. Проспали до 16-30, поели абрикосы и мед и в путь. Дорога всё круче, но и виды всё более впечатляющие.

На закате успели преодолеть перевал. За перевалом дождь. Но недалеко от перевала я нашёл ещё один пустующий домик пастухов. В домике всё чисто и убрано, есть стол, кровати. Идеальное место для ночевки. Тем более, сегодня день рождения у Ильи, про которое он забыл. Но я вспомнил и достал припасенный коньяк. На праздничном столе суп, остатки абрикосов, чай с медом. Ночью снились космические сны, видимо от перепада высот и чистого воздуха.

Утром быстро спускаемся в ущелье к знаменитым чегемским водопадам. Народу здесь – не протолкнуться. Из-за этого уходит магия места, помню, зимой здесь было загадочнее и интереснее. Воды в водопаде к тому же сейчас мало, давно не было больших дождей. Решили хотя бы насладиться благами цивилизации и поели шашлык в кафе.

Для сравнения зимняя фотография.

Снова в путь – углубляемся в ущелье. Дорога скучная – слева, справа крутые склоны, видов никаких. Только ближе к Эль-Тюбю, нашей цели, стало интереснее – слева большой пародром – летают парапланеристы. Правда набежала туча и они быстро свернулись и разъехались, а мы были вынуждены срочно искать убежище от проливного ливня. Забрались в какой-то полуразрушенный вагончик у дороги. Но погода здесь меняется моментально, после дождя выглянуло снова солнце и мы продолжили подъем. В Эль-Тюбю зашли в магазин, хозяйка предложила нам поесть, мы конечно никогда не откажемся, приготовила очень вкусную подливку из баранины, фасоли и прочих овощей. Бабушки тут очень колоритные и работящие. Не просто сидят на лавочке и сплетничают, а вяжут носки - всё для туристов.

Эльтюбю – древнее балкарское поселение (первые люди появились в этих местах 15 тысяч лет назад, именно так датирована первая найденная стоянка человека в гроте Кала-Тюбю. Неподалеку от грота располагаются остатки древесного городища 6-10 века, в котором даже был собственный деревянный водопровод, что говорит и высоком развитии цивилизации в этих горах). В наше время стало известно оно благодаря памятнику древности, расположенному близ села и называющемуся «Город мертвых». Также, благодаря ему село было объявлено чудом России в 2009 году. Склепы находятся прямо за селением, в сотне метров от ближайших домов. Сложены склепы из камня. Имеют четырехугольную или восьмигранную форму. Всего обнаружено семь типов могил: земляные насыпи, обложенные камнями, каменные насыпи, каменные ящики, могилы с окнами с восточной стороны, большие четырехугольные склепы с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны, и большие восьмиугольные склепы с пирамидальными восьмигранными высокими крышами. Считается, что мавзолеи возводили с XIII по XVIII век и в них хоронили местную знать. По легенде, в одном из больших могильников покоилось тело настоящего великана ростом под два с половиной метра. Около них решили заночевать, к тому же вид отсюда отличный на закат и всю долину.

Ночью в свете фонариков снимали могильники.

Часть 2. Среди водопадов

Из-за ночных прогулок долго спали, но палящее солнце выгнало нас из палатки. Когда отправились в путь, жара уже была невыносимая. В последнем в ущелье селе (Верхний Чегем) зашли в магазин за квасом и водой. Щедрый хозяин дал нам печенек в дорогу и провёл в его двор налить воды. После села погранзастава, а после неё тяжёлая каменистая дорога и подъем вверх. Вскоре оказались на развилке, 2 знака предупреждали нас о том, что мы въезжаем на территорию заповедника, нужно специальное разрешение. Мы решили не рисковать и повернули в сторону водопада Абай-Су.

Водопад впечатляет – падает с огромной высоты вниз, даже поинтереснее чегемских. Палатку поставили с видом на него. Вот только набежала туча и дождик загнал нас в палатку. К закату дождь сделал перерыв на полчаса, и нам удалось прогуляться к водопаду.

На рассвете прогулялись еще раз к водопаду. Солнце представило окружающий пейзаж совсем в другом виде. Даже захотелось еще на денёк остаться тут и побродить по горам, но наши сроки поджимают и пора двигаться обратно.

Спускаемся той же дорогой к селу Эль-Тюбю, но немного не доезжая до него, поворачиваем вправо и начинаем резкий подъем вверх на перевал.

Идем через заброшенные кошары и ферму. Через каждые 100 метров останавливаемся и отдыхаем, такого подъема еще у нас не было - за 10 км набор высоты 1 км. Радует одно – это последний перевал на нашем пути. До заката не успели его преодолеть и уже затемно вышли на гребень перевала. Палатку поставили с видом на 2 долины и гору. Красивая ночь после тяжелого дня. Полная луна освещала соседнюю гору и всё вокруг.

Утром мы проснулись в тумане, но солнце его быстро прогнало и мы увидели 2 долины.

Начинаем спуск вниз. По дороге нам встречается техника и люди – что-то добывают на склоне горы. Затем мы потеряли дорогу, она просто растворилась и мы начали спуск напрямик по склону горы, хорошо, что он довольно ровный и плавный.

Таким образом, мы спустились как раз в село. Первым делом, как всегда в магазин – надо переждать жару и пообедать. Тут же в магазине продавщица нам предложила сварить манты, усадила нас за столик. Заодно мы узнали, что же это делают на склоне – идет геологическая разведка, вроде как тут нашли драгоценные металлы. А еще в долине Безенги хотят строить горнолыжный комплекс.

После обеда, когда жара немного спала, начали спуск. Наконец вниз по хорошей дороге – долина очень красивая. Жаль, что времени уже нет съездить к знаменитому леднику Безенги.

Около дороги на нашем пути водопад – девичьи косы. Струйки воды действительно напоминают тоненькие косички.

Все ниже и ниже – вот уже первый раз за всё путешествие мы спустились ниже 1000 м. Здесь уже холмы, покрытые лесами. Но у нас в плане ещё одно ущелье – Верхняя Балкария. Поэтому на развилке в селении Бабугент мы снова взяли курс вверх по ущелью.

Около дороги монумент, посвященный балкарскому восстанию.

А мы ночуем на верхних голубых озерах. Правда место довольно туристическое и палатку поставить негде – везде частная территория или турбаза. На турбазе хоть и есть места, но в траве огромные рои оводов. Невозможно здесь находиться, никак от них не спрятаться.

Поехали ко второму маленькому озеру, поставили палатку на частной территории, с разрешения хозяина конечно. После заката к нам присоединилась пара туристов на машине из Москвы – они едут в Грузию и тоже искали место для ночевки. До часа ночи болтали и пили чай, хозяин тоже к нам присоединился и начал травить байки. Оказывается, здесь есть потайное озеро (оно так и называется - Секретное), где прыгают бейсджамперы.

Продолжение следует...

Маршрут экспедиции:

Карта экспедиции
Tags: автомотовело, города и сёла, деревня и село, жизнь и люди, кавказ, народы, нравы и мораль, природа, природные зоны, путешествия и туризм, регионы, реки и водоёмы, россия, современность, фото и картинки

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…