mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Разноликая Россия: осетины

Ещё народы Кавказа

Отважный горный барс
Разноликая Россия: заметки об осетинском народе

Уроженцы этой земли известны своим бесстрашием, самоотверженностью и благородством даже в бою. Не случайно в гербе РСО-Алания так гордо на фоне серебряных гор вышагивает золотой барс. ©

Ещё из «Разноликой России»


Ключ к пониманию характера осетина – в его воспитании по строгим правилам не только в семье, но и усилиями всего родового сообщества.
На Кавказе удивительно всё: горы, реки, долины и народы, каждый из которых своеобразен, говорит на своем оригинальном языке, а благодаря учителям-словесникам с их давней традицией высокого качества образования, – прекрасно говорит на русском. Но есть среди кавказских наций одна «особо особенная» – это осетины. Именно они могли бы с достаточной уверенностью гордо сказать о себе: «Да, скифы мы…»

Славянам от скифов и сарматов достались в наследство разве что необозримые пространства, а также, по некоторым данным, населяющие эти степи донские казаки. А осетины – аланы, как они сейчас себя именуют, – унесли с собой из степей в горы Кавказа и необычную – более «нордическую», в отличие от других кавказцев, – внешность, неудержимость нрава и таланта, сложный звонкий язык, который дал названия многим рекам Восточной и даже Центральной Европы: Дону, Дунаю, Днепру, Днестру – в каждом из этих имен слышится звенящее, свежее, струями и каплями бьющее слово «дон» – древнее скифское имя воды.

Вот и Бритаевы, два известных не только в Северной Осетии, но и во всей России литератора – драматург Елбаздуко Цопанович и сказочник Созрыко Аузбиевич, родились в конце XIX века в горном ауле Даллагкау на берегу реки Фиагдон, впадающей в реку Ардон, – слышите опять этот неугомонный бег воды: «дон-дон-дон-дон»?

Имя осетинского писателя и литературоведа Созрыко Бритаева помню с самого раннего детства, когда на очередной день рождения мне подарили его книгу «Осетинские сказки».

Не стану обижать сказки других народов, все сказки хороши, и вряд ли вы из них найдете хоть одну глупую, но эти были не только красочны, подробны, познавательны (одно только новое для русского читателя понятие «фынг» – трехногий стол – чего стоит!), но они еще и мастерски учили жить.

В одной из сказок, обработанных или написанных Созрыко Бритаевым, говорится об огромном семействе, где есть не только сыновья и внуки, но и правнуки, и все живут вместе. Хорошо живут. А потом все разлаживается. И отец, он же дед, он же прадед, увидев из окна следы в снегу, вдруг задает себе вопрос: кто же ушел из дома? Доходит по следам до толстого орехового дерева и выясняет, что ушло из большой семьи и теперь одиноко сидит в ветвях Счастье. Оно так и сказало обеспокоенному патриарху: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» Благодаря мудрости одной из невесток все разрешилось наилучшим образом, а юный читатель уразумел: сила моя – в родне, в роду, и хорошо, если род будет могучий, если много народится детей и жить они будут дружно.

В другой сказке рождается у мужчины-вдовца и его второй жены мальчик-богатырь, которого родители называют Цард. Малыш растет не по дням, а по часам и в возрасте примерно младшего детсадовца, но по виду – уже воином садится на коня и отправляется в путь. «Много ли ехал он, мало ли, кто знает. Видит – башня блестит золотом, а верх ее небо подпирает. У башни юноша спешился, расседлал коня, подложил седло под голову, накрылся буркой и уснул. Утром проснулся и видит – из башни смотрит на него старик.

- О, отец, с добрым утром! – говорит ему Цард.

- Пусть твой отец на тебя радуется! – отвечает старик».

Доброжелательный обмен приветствиями? Не только. В двух фразах сказки два раза звучит слово «отец» с уважительной и одобрительной интонацией, и в сознание читающего сказку ребенка проникает простая, но важная мысль: «Отец – он ведь главный в этой жизни».

Во многих языках понятие «родная земля» выражается словами «материнская земля» или «отцовская», но не всякий почему-то слышит корень «отец» в русском слове «Отечество», точно так же, как не все понимают, что в имени Золушка по-русски или Попелюшка по-болгарски пребывают «зола» и «пепел». Осетины слушают внимательно и слышат всё: отец – отечество – святая земля, не защитить которую – смертный грех.

Вот что писал о своем народе историк и этнограф Георгий Александрович Кокиев, ученый трагической научной и человеческой судьбы: «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги – «фаедис» – не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?»). Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода».

«Ныхасом» в Осетии называли некое неофициальное собрание старейшин, «отцов», которое играло важную роль в жизни общества. Как правило, старики подолгу сидели где-нибудь в центре села, говорили, размышляли, всё на свете знали…

Российская империя считала за честь, когда в боевых действиях войск Его Величества принимали участие отважные горцы.

Известна телеграмма Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Старшего своему великому родственнику, наследнику престола, посланная осенью 1877 года с Балканской войны: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора: «Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, - объяснял Г.А.Кокиев. - Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке… Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».

Немного попахивает мужским шовинизмом, но эти традиции не сегодня же, в век феминизма, выдуманы! Мог ли после подобных наставлений и запретов осетинский юноша хотя бы помыслить об ускользании от того, что ему поручено? Особенно когда это касалось защиты Отечества?

В конце июля 1942 года Адольф Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс». Имя этого красивого, нежного, пушистого (чтоб не обжечься горным ультрафиолетом!) цветка, который швейцарцы называют, в вольном переводе, «белым благородством», было выбрано для грандиозного броска нескольких немецких и одной румынской армии через горы Кавказа и в обход их с «благородной» целью захватить нефтяные промыслы Грозного и Баку, а в конечном итоге соединиться на границе с 26 турецкими дивизиями, которые только и ждали того, чтобы вступить в войну против СССР.

Самоуверенность Третьего рейха была так велика, что перед операцией «Эдельвейс» некоторые нефтяные фирмы получили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений Кавказа.

Наступление немецких войск, повернувших от частично занятого Воронежа к Ростову, а от него на восток, к Волге, Сталинграду, что левее, и направо – к Грозному, что стоит под самыми горами Кавказскими, из-за своей стремительности выглядело подавляющим. 23июля пал Ростов-на-Дону, затем Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, 25 августа – Моздок. В конце сентября Красная армия остановила, наконец, немцев под Малгобеком.

Первого ноября 1942 года гитлеровцы вошли в Гизель, пригородное село столицы Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе, бывшего и теперешнего Владикавказа. Немцы были в нем десять дней и успели порадоваться тому, что путь на Орджоникидзе, а значит, и ко всему Кавказу и к проходам в Закавказье открыт. Но не срослось. Местное население вместе с Красной Армией оказали такое сопротивление, что именно это место, подход к Орджоникидзе с запада, можно счесть поворотным, в буквальном смысле слова, в битве за Кавказ.

Поднялась вся Северная Осетия. Были созданы истребительные отряды и десять партизанских. Жители республики рыли противотанковые рвы. Защитник Кавказа, ветеран 34-й стрелковой бригады морской пехоты, почетный гражданин села Майрамадаг П. Г. Донской рассказывал журналистам: «При наступлении на Майрамадаг немецкие войска имели десятикратное превосходство в живой силе и технике, но, несмотря на это, они не смогли прорвать нашу оборону. Благодаря совместным действиям наших бойцов и местного населения немецкие и румынские части были остановлены и разбиты».

В обороне села Майрамадаг и Суарского ущелья, кроме красноармейцев, принимали активное участие местные жители: от долгожителей до подростков. Называются имена Хацако Бигулова, Алихана Базрова, столетнего старца Тасолтана Базрова. 14-летний подросток Владимир Галабаев подносил бойцам боеприпасы, ходил в разведку: он хорошо знал местность. Каждый из них действовал в бою так, чтобы им гордился отец, гордились старшие.

Северная и Южная Осетии, относившиеся к разным республикам СССР, дали много Героев Советского Союза. Осетин Исса Плиев и русский Иван Фесин, служивший в Орджоникидзе до войны, стали дважды Героями Советского Союза.

…Пришлось осетинам сражаться и много лет спустя после Великой Победы, в начале 90-х годов, с соседями. Это Кавказ. Десятки наций и народностей. Бывает и такое: одно село – одна народность. Случались неувязки в проведении границ. Только русский язык и общая история объединяют здесь разных людей, а на Северном Кавказе – и российская государственность.

Очень точный образ Кавказского региона дал в романе «Вечер у Клэр» видный писатель русского зарубежья, осетин по национальности Гайто Газданов. Отец героя целый год лепил из гипса рельефную карту Кавказа с мельчайшими географическими подробностями. А мальчик сын ее случайно разбил вдребезги. «На шум пришел отец, посмотрел на меня укоризненно и сказал:

- Коля, никогда не ходи в кабинет без моего разрешения».

Новая рельефная карта Кавказа была готова лишь к концу второго года.

Дай Бог, чтобы этот образ никогда не воплощался в жизнь.

«О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе, - это опять Кокиев. - За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть — стыдно, а проявить обжорство — позор. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, не в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь». (Не случайно, видимо, в знаменитых и очень вкусных осетинских пирогах такие тонюсенькие оболочки из теста и много начинки – чтобы мучным не объедаться).

Но ведь и дочерей осетины воспитывали в большой строгости: учили дочку порядку, уважению к мужу, «тренировали» у очага, где пища готовилась, – чтобы парень за честь считал породниться с ее семьей, уважающей себя именно как семью.

И все же просветители Осетии, интеллигенты XIX века, не могли не понимать, что женщина в этих краях не вполне равноправна с мужчиной, несмотря на то даже, что большинство осетин исповедуют православие. Первым из таких борцов-просветителей был, конечно, национальный поэт Осетии и талантливый художник Коста Хетагуров. Коста не знал матери – она умерла вскоре после его рождения, но относился с огромным уважением к своим соплеменницам, много писал в защиту их интересов: благодаря усилиям Хетагурова и его друзей во Владикавказе было сохранено образование для девочек-горянок. Но в личной жизни ему не везло, и, может быть, поэтому в его поэтическом наследии так много грустных, но прекрасных стихов:

«Я лишь хочу сказать, что жизнь полней и краше,
Когда способны мы молиться и любить…»


На Владикавказ пришелся один из самых опасных периодов жизни Михаила Булгакова: он был брошен «своими» из Белой армии, где служил военврачом, болел возвратным тифом, много и сумбурно работал, наконец, бежал в Москву кружным путем. Однако жители Владикавказа до сих пор благодарны ему за то, что он участвовал в создании театрального факультета художественного института. Булгаков писал письмо в местный Наробраз: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях», а затем выступал перед студентами с лекциями. Не так давно во Владикавказе был открыт единственный в Российской Федерации памятник М.А.Булгакову, а на невзрачном доме, где они с женой жили, установлена мемориальная доска.

Осетины, насколько я их знаю по университету и работе, отличаются прямодушием и едва сдерживаемой вспыльчивостью. Достаточно вспомнить горестную историю Виталия Калоева, потерявшего всю семью в авиакатастрофе над Боденским озером и не простившего авиадиспетчера, виновного в этой трагедии. Из швейцарской тюрьмы, где Калоев отсидел лишь четверть назначенного ему за убийство срока, он вывез более 15 кг писем, и практически все они были в поддержку его страшного решения о самосуде… А вот после захвата заложников в Беслане в 2004 году случаев мести не было. Только бурно выражаемое горе. Осетия ведь так чадолюбива!..

Видимо, отсюда, из этого огненного темперамента осетин, рождается и страстное их отношение искусству.

Великий дирижер Валерий Гергиев, несущий музыкальную культуру России на все континенты,– осетин. Народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Светлана Адырхаева – осетинка, и «пламенный дирижер», народная артистка СССР Вероника Дударова – тоже. Кто хоть раз видел Веронику Борисовну за дирижерским пультом, а я видела, тот не забудет ее руки, отнюдь не порхавшие бабочками над оркестром, но пронзавшие воздух, как языки пламени…

Прекрасна, хотя и очень опасна природа Осетии. Горы. Ущелья. Ледники… Еще в XIX веке началась разработка Садонских месторождений полиметаллических руд. Первые слитки серебра пошли на изготовление церковных сосудов для строившегося в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора. В 1922 году был построен и десятки лет успешно работал крупнейший в СССР Садонский свинцово-цинковый комбинат, а с ним и завод «Электроцинк» (Владикавказ). Однако месторождения истощились…

Но, как рассказал мне И.В.Доев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ, сейчас ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горно-металлургической компании и продолжает успешно работать. Ему поступает из других мест так называемое «давальческое» сырье, и завод по-прежнему выпускает свинцовые и цинковые чушки.

- А сейчас, - подчеркнул Ирбек Владимирович, - в республике развиваются тонкие технологии. Акционерное общество «Кетон», являющееся едва ли не монополистом в России в этой области, производит высокотехнологичную ПЭТ-пленку. Назначение ее самое разное: от бытового применения до электротехники. Научно-технический центр «Баспик» на базе Северокавказского технологического университета выпускает микроканальные пластины, которые применяются в космической отрасли, в атомной промышленности, в оборонном комплексе и т.п. В мире всего пять или шесть предприятий производят подобную продукцию. Что касается сельского хозяйства, здесь успешно развивается агрофирма «ФАТ» осетинской группы «Бавария». Она создает Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля. Начал производить продукцию их тепличный комплекс. Сама «Бавария» выпускает отмеченное наградами пиво, хлебный квас и минеральную воду, например, хорошо известную в России «Тбау». Холдинг «Мастер-прайм-Березка», расположенный на землях Ардонского района, занимается молочным и мясным животноводством. В республике и во всей России холдинг известен как крупнейший производитель молочных продуктов: молока, сметаны, йогурта, сыра, топленого масла, творога и пр. Сейчас им начато осуществление проекта агро-промышленного туризма.

Я заглянула в ленту новостей. Последняя новость, касающаяся Северной Осетии, пришла …из Тегерана. Там недавно побывал министр обороны РФ С.К.Шойгу.

Возобновление тесного российско-иранского сотрудничества даст импульс развитию экономики стран Кавказа и Центральной Азии, в частности, российских республик Северного Кавказа.

В Кавказском регионе формируется новая транспортно-логистическая инфраструктура с участием Северной Осетии (РФ), Южной Осетии, Грузии и Армении. Этому была посвящена состоявшаяся в прошлом году конференция во Владикавказе, об этом говорили и на встрече в столице Ирана.

Главное – договоренность между государствами.

Чтобы люди работали, улыбались и были довольны политиками.
Татьяна Корсакова
специально для «Столетия», 10 марта 2016
Tags: 90-е, биографии и личности, версии и прогнозы, вов и вмв, геополитика и территории, героизм и подвиги, единство и община, известные люди, история, кавказ, культура, литература, менталитет, мифы и мистификации, мудрость и философия, народы, наследие, нравы и мораль, общество и население, осетия, писатели и поэты, православие, регионы, родина и патриотизм, российская империя, россия, сказки и эпос, современность, традиции, факты и свидетели, фольклор, христианство, экономфинбиз
Subscribe

  • В красно-коричневых тонах ...

    Цветная крапива, петуния, бархатцы Бегония на солнце) Цветная крапива - Колеус

  • Про будущее...

    "Как-то раз один молодой человек решил выяснить перспективу своих отношений со своей девушкой, заглянуть в будущее. Спросил её: - Милая, а ты…

  • Художник за работой

    Ленинград, 1952 год На фото виден быт тех лет...

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments