mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Дух театра — в образцовской кукле / К 85-летию

Ещё о куклах и ещё музеи и выставки Москвы

Юбилейный сезон в Театре кукол Образцова
Театр кукол имени Сергея Образцова / Символы русской культуры / Статья 2015 года

Кукольный театр, созданный Сергеем Образцовым, в 2015 году отмечает юбилей — в театре идет 85-й сезон. ©

По теме: Современные кукловоды | Мастер на все куклы | Куколки добрых душ


Жизнь за кулисами, исторические куклы и новые спектакли — в нашем обзоре.
Принято говорить, что театр начинается с вешалки, но Театр кукол имени Сергея Образцова начинается с фасада и уникальных часов, ставших одним из его символов. Каждый час открывается дверца одного из домиков и кукла-животное приветствует собравшихся зрителей под музыку «Во саду ли в огороде» в аранжировке Никиты Богословского. Ровно в полночь и в полдень все 12 зверей появляются в полном составе.


2.

Юбилейный 85-й сезон театр отмечает несколькими новыми спектаклями для разных возрастов — «Ежикино лето», «Аленький цветочек» и «Три поросенка» уже в афише, премьера «Дон Кихота» назначена на 2016 год.

Работа над кукольным спектаклем одновременно и похожа на постановку в драматическом театре, и отличается от него. Сначала за дело берется художник — рисует эскизы, вместе с режиссером придумывает кукольный мир. «Художник и режиссер рассказывают, что они хотят, показывают эскиз, скульпторы лепят головки, затем по этой форме мы отливаем слепки и начинаем "машеровать": по гипсовой форме создавать куклу из папье-маше. Потом кукла попадает к механикам, которые заботятся о том, чтобы она могла двигаться, открывала рот и вертела головой, после чего она снова приходит к нам. Мы создаем корпус, руки, обтягиваем, расписываем — так процесс и идет», — рассказывает Вера Чернецова, руководитель мастерской театра. Для одного спектакля может изготавливаться от 4-5 кукол, как в «Старом сеньоре», до двухсот, как в «Необыкновенном концерте». Большой «штат» будет и в новом спектакле «Дон Кихот» — уже сейчас художники и мастера пытаются воплотить в куклах фантазии благородного идальго, сделать зримыми и осязаемыми всех чудищ, которые ему привиделись.


3.

Недавнюю премьеру — спектакль «Три поросенка», который идет на малой сцене — поставила режиссер Екатерина Образцова, внучка основателя театра. «Спектакль делался достаточно быстро, — рассказала она, — так как героев в нем немного. Зато куклы все работают: руки-ноги и пятачки у них крутятся, и это считается классикой кукол театра Образцова. Это постановка для маленьких детей, и они должны верить, что перед ними — живые существа». Спектакль поставлен по сказке Сергея Михалкова, который перевел и адаптировал английскую сказку. По словам Екатерины Образцовой, ее дед и Михалков были хорошо знакомы. Поэт мог разбудить режиссера звонком едва ли не среди ночи, чтобы почитать свеженаписанного «Зайку-зазнайку».


4.
В кукольном мире нет ничего случайного, все детали — «говорящие». Трудяга Наф-наф одет в рабочий джинсовый костюм, а остальные поросята — праздные — в канотье и бантиках. Чучело, что стоит на огороде, похоже на волка. В чучеле живет ворона, которая предупреждает поросят об опасности, вступает в противостояние с волком, мешает ему их съесть — самый веселый персонаж, которого не было в сказке Михалкова, но в спектакле у нее важная роль


5.
Вера Чернецова, руководитель мастерской №1, с куклой волка из спектакля «Три поросенка»


6.
«Изнанка» спектакля «Три поросенка». Актерам приходится непросто — тяжело держать куклу на вытянутой руке более пяти минут

«Дух театра — в образцовской кукле», — считает директор театра Ирина Корчевникова. Это тростевая кукла, самая сложная в работе. Небольшие и региональные театры чаще всего работают с планшетной куклой, многие — с марионетками, которым нужно немного места и они проще в управлении. Тростевая же кукла требует особой квалификации — ее ведут несколько человек, иногда — одновременно трое, и их действия должны быть синхронными.

Спектакль «Аленький цветочек», премьера которого состоялась в декабре, готовился с лета. Главный режиссер театра, лауреат «Золотой маски» Борис Константинов, придумал для постановки очень эмоциональный мир: «Я хотел бы, чтобы сегодняшний маленький зритель услышал песни, музыкальные инструменты, чтобы не только прошла сюжетная линия Аксакова, а было минимальное количество слов и больше присутствовала визуальная картина. Мне как режиссеру хочется, чтобы зрители больше чувствовали и переживали».


7.
Несмотря на то, что «Аленький цветочек» — популярная детская сказка Аксакова, в театре Образцова это первая ее постановка


8.
Купец, переживший кораблекрушение, оказывается в царстве Чудовища


9.
Специально для «Аленького цветочка» была придумана ширма-юбка, которая снимается и превращает куклу Настеньку в живую девушку, которая уходит из родительского дома


10.
Главная женская роль в спектакле на равных распределена между куклой и актрисой театра Екатериной Малетиной

Изначальной задачей театра, созданного в 1931 году, было не столько развлечение, сколько воспитание и развитие кукольного жанра — театр должен был стать своего рода лабораторией. А чтобы сделать новые постановки доступными широкому кругу, театр был «передвижным» — машина с надписью ГЦТК (Государственный центральный театр кукол) развозила актеров по московским дворам, паркам, школам, домам культуры, где и проходили представления. Кстати, тогда в штате театра было всего 12 человек, а руководил им с первого дня и на протяжении шестидесяти с лишним лет Сергей Образцов.

Личностью он был неординарной — учился живописи во ВХУТЕМАСе у передвижника Абрама Архипова и блестящего графика Владимира Фаворского, работал как актер у Немировича-Данченко в Музыкальной студии МХТ. А к началу 1930-х годов стал известен как мастер пародийных эстрадных номеров с куклами. Из этой смеси художественного, музыкального и ироничного и родились самые известные спектакли Образцова, многие из которых идут в театре до сих пор и собирают полные залы (взять хотя бы знаменитый «Необыкновенный концерт», придуманный в 1946 году).


11.

Об истории не только спектаклей Образцова, но и мирового кукольного театра в целом рассказывает музей театра. Датой его основания считается 16 сентября 1937 года, когда театр получил помещение на площади Маяковского (в нынешнее здание на Садовом кольце театр переехал позже, в 1970 году). На сегодняшний день музей — один из крупнейших в мире, в его фондах хранится более пяти тысяч театральных кукол всех известных систем, а также архивные документы, афиши, плакаты, эскизы кукол, декораций и костюмов.


12.
Одна из старейших кукол, представленная в музее, — Тяпа, «самый старый ребенок в мире». С этой куклой Образцов сделал множество эстрадных номеров. Интересно, что трогательное лицо Тяпы с пухлыми щеками очень напоминает самого Сергея Владимировича


13.
Знаменитый шарик-голова для сольного номера Образцова «Мы сидели с тобой у заснувшей реки» надевался на палец актера, а рука служила телом куклы. В одной из статей Образцов писал о том, что «форма головы куклы как бы стремится к простой форме шарика» и что «руку кукловода, которая является душой, кровью, жизнью куклы, нужно как можно меньше загружать костюмом, материя должна быть мягкой, легкой, простой, не отягченной рукавчиками, кружевами и всякими мелкими натуралистическими подробностями, для того чтобы движение не было скрыто». Теперь же рука с шариком на указательном пальце — эмблема театра


14.
В 2007 году во время реставрации ширмы «Гиньоль» была обнаружена бирка, указывающая, что ранее ширма находилась в игральной комнате цесаревича Алексея в Александровском дворце в Царском Селе


15.
Еще одна интересная деталь выяснилась во время реставрации кукол французского театра «Гиньоль» — оказалось, что многие из них похожи на знакомых и близких царевичу людей: Капрал — на императора Николая II, чернокожий Арлекин — на Распутина, Невеста — на императрицу. Есть здесь и куклы, напоминающие самого юного наследника, его няню и близкого друга семьи, князя Горчакова. В 2015 году оригинальные кукла и ширма отправились на постоянное хранение в ГМЗ «Царское Село», в музее кукол им. С.В. Образцова представлены точные копии


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.
В 2006 году рядом с театром появился памятник его основателю Сергею Образцову. Отлитый в бронзе Александром Балашовым монумент — увеличенная копия фарфоровой фигурки, которую в середине прошлого века сделал скульптор Илья Слоним. В руке у Сергея Образцова — Кармен, одна из его любимых кукол для сольной программы. С Кармен Образцов посетил Тегеранскую конференцию в 1943 году и выступал в Иране перед «большой тройкой» (Сталин, Рузвельт, Черчилль)

Текст: Любовь Пуликова, фото: Олег Грицаенко
«Культура и досуг в Москве», 23 декабря 2015
Tags: 20-й век, биографии и личности, даты и праздники, детство, игры и куклы, известные люди, интересно, искусство, история, кино и театр, культура, москва, музеи и выставки, наследие, правители, романовы, российская империя, россия, символы, сказки и эпос, современность, ссср, фольклор, фото и картинки, эпохи, юбилеи
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment