?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Континентальные экспедиции Андре Ситроена
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё из автомотовелоистории
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у artemspec
Через Африку на гусеницах, или «Черный рейд» Андре Ситроена
Реклама — двигатель прогресса

С чем ассоциируется автомобильная марка Citroen? В голову приходит крошечный "де-шво", богиня-DS, подвеска "гидрактив", инопланетные CX и XM, успехи в WRC. Но мало кто знает, что основатель марки Андре Ситроен фактически стоял у истоков автомобильного экспедиционного туризма.


Автопромышленник Андре Ситроен был без всякого преувеличения гением маркетинга, французским Генри Фордом. В площадки для размещения своей рекламы он превращал и Эйфелеву башню, и даже небо над Парижем. Подробнее о биографии этого талантливого человека можно прочитать в интернете, но сегодня мы поговорим о наиболее значительном маркетинговом проекте Андре Ситроена, а именно, серии автомобильных экспедиций.
Началось все с того, что по окончанию первой мировой войны преуспевший в конвейерном выпуске снарядов Андре Ситроен перепрофилировал свое производство на массовый выпуск автомобилей – недорогих, благодаря серийной сборке. Машины, конечно, регулярно ломались, что дало повод наладить сбыт запчастей и открыть сеть фирменных сервисных станций. Дела шли хорошо, и Ситроен думал о расширении линейки своей продукции.

Судьба свела его с французским инженером Адольфом Кегрессом, уехавшим после революции из России. Там на протяжении десяти с лишним лет Кегресс служил в должности технического директора Императорского гаража в Царском Селе. Кегресс был новатором. Будучи поклонником идеи гусеничного транспорта, он разработал резиновые гусеницы, которые использовались на бронтранспортерах, тяжелых грузовиках и даже легковых автомобилях. По своей конструкции они были гораздо проще и надежнее, чем использовавшиеся в те годы наборные металлические траки. Кегресс своими глазами видел российское бездорожье, и хорошо понимал, что его идея может быть востребована. Но где взять деньги? У Андре Ситроена их было немало…


2.

В итоге во Франции было открыто совместное предприятие «Ситроен-Энстен-Кегресс», задачей которого стало создание гусеничных внедорожников. Под началом Кегресса был разработан уникальный полугусеничный автомобиль B2 на базе стандартного Citroen 10CV, с гусеничным движителем сзади и колесами спереди, причем колеса могли дополняться лыжами для езды по снегу. Лента гусеница была сделана из прорезиненной парусины и покрыта резиновым протектором. Гребни с внутренней стороны были сделаны из древесины.

Тесты (см. фото выше) показали превосходную проходимость прототипов. Несколько автомобилей B2 поднялись на вершину горы Мон-Ревар в Альпах. В рамках испытаний для министерства обороны Франции, три вездехода проехали 650 километров от Парижа до Аркашона, причем один из автомобилей буксировал прицеп массой в 3.5 тонны. В Аркашоне автомобили показали отличные результаты при штурме самой высокой в Европе песчаной дюны. Не менее убедительная презентация была проведена и в Великобритании, где несколько вездеходов B2 успешно преодолевали под проливным дождем утыканный ржавыми железками заброшенный гравийный карьер.


3.

В итоге первыми покупателями новой техники стали военные Франции и Великобритании (там, к слову, было открыто сборочное производство, выпускавшее праворульные модели B2). Эти автомобили использовали в том числе для постройки на их базе броневиков и в качестве малых артиллерийских тягачей.

Но Ситроену хотелось большего. В те годы в частично колонизированной Францией и Британией Северной Африке дороги (преимущественно, грунтовые) были только между крупными городами, в основном, на побережье. Автомобильного транспорта почти не было, в ходу были ослы и верблюды. Центральная часть и горные массивы и вовсе были terra incognita. Пересечь Сахару — что может быть более убедительной рекламой возможностей нового вездехода?


4.

Тут стоит добавить, что в двадцатых годах прошлого века автомобильный экспедиционный туризм был практически не развит, и в сознании большинства путешествие длиной в тысячу километров было чем-то безумным. Андре Ситроен задумал сделать нечто куда более значительное, а именно, соединить автомобильным маршрутом различные французские владения на африканском континенте. Политический смысл такого достижения был очевиден.

В итоге 17 декабря 1922 года колонна из пяти доработанных автомобилей Citroen B2 вышла из Алжира, конечной точкой назначения было Тимбукту. Еще десять таких автомобилей обеспечивало снабжение экспедиции на разных участках пути.

Каждый из автомобилей имел собственное имя — "Золотой Скaрaбей", "Серебряный полумесяц", "Летaющaя черепaхa", "Бык Апис" и "Ползущaя гусеницa".


5.

Среди участников экспедиции были механики, ученые, а также представители французской военной элиты, например, летчик-лейтенант Жорж Эстьен, сын генерала Эстьена, основателя французских танковых войск. Руководил экспедицией Жорж-Мaри Хaaрдт – опытный автомобилист и правая рука Андре Ситроена, возглавлявший продажи марки.


6.

В каждом автомобиле находилось помимо пассажиров 2 тонны груза, 25 литров питьевой воды. Тент использовался на привалах в качестве палатки. Были установлены дополнительные баки на 150 литров топлива. Немало поклажи для тяжелого автомобиля с полуторалитровым двигателем мощностью всего 20 лошадиных сил! Все члены экспедиции были хорошо вооружены и имели большой запас патронов. Оружие использовалось для охоты, и также предназначалось для защиты от недружелюбных дикарей.


7.

Самой тяжелой задачей — помимо сурового пустынного климата — была навигация, и для этого приходилось использовать секстанты, как на кораблях.


8.

Экспедицию преследовали технические проблемы. Каждые 600 км рвались ленты, ломались гусеничные механизмы. Преодолев за 20 дней 3500 км, экспедиция успешно финишировала в Тимбукту, после чего… отправилась в обратный путь, который также был удачно преодолен. На обратном пути участников на еще одном гусеничном автомобиле встречали лично Андре Ситроен с женой и инженер Кегресс.


9.

Это было грандиозным достижением, ведь до этого все попытки пересечь даже часть Сахары на автомобиле оканчивалась плачевно. Например, почти все члены военной экспедиции 1916 года погибли в попытке доехать до Нигера из Алжира. Но для Ситроена и такого громкого успеха было мало.

Как и любому бизнесмену, ему хотелось монетизировать свой успех. Почему бы не предоставить возможность богатым людям из Европы самим проехать по этому же маршруту? Разумеется, не в таких спартанских условиях — в оазисах по пути следования экспедиции Ситроен хотел построить роскошные отели в восточном стиле. Также предполагалось, что хотя бы одну ночь вип-туристы все же проведут на улице, но не в палатке, а в приличном шатре.


10.

Со свойственным ему размахом, Ситроен запустил грандиозную рекламную кампанию. Проехать на вездеходах по увлекательному маршруту согласились десятки представителей элиты, включая короля Бельгии Альберта I, начальника Генштаба маршала Петена, генерал-губернатора Алжира и так далее. Для экспедиции было подготовлено 70 люксовых вездеходов на шасси фирмы "Морс" с гусеницами Кегресса. Но увы, этой идее не суждено было сбыться — якобы из-за обострения обстановки на границе Марокко, военные отказались от ранее данных обещаний обеспечения безопасности вип-персон. Сам Ситроен подозревал, что дело было в кознях, которые строил против него в французских верхах его заклятый конкурент Луи Рено — тем более, что тому разрешили провести подобную экспедицию через несколько месяцев.

Но Ситроен недолго горевал, и реализовал новый масштабный проект, равных которому еще не было — трансафриканскую экспедицию, получившую название Croisiere Noire ("Черный Рейд").


11.

Проходящий через весь континент маршрут связывал французские колонии Севера Африки с колонией Джибути и далее с Мaдaгaскaром. Таким образом, участникам экспедиции предстояло преодолеть не только пески, но саванну, реки, болота и тропический лес. Общая протяжённость маршрута составляла около 20 000 км. В связи с высоким геополитическим значением, проект был одобрен президентом французской республики Гaстоном Думергом.

Экспедиция готовилась очень тщательно. В связи с почти полным отсутствием на маршруте населенных пунктов, было организовано несколько лагерей (в районах реки Нигер, озера Чад, в Убанги-Шари и в Бельгийском Конго), куда заранее забросили припасы, запчасти, оружие и так далее. В пробеге участвовало 8 автомобилей B2, и 16 человек. Среди участников были различные эксперты — кинооператор, зоологи, инженер, и даже художник — им был наш бывший соотечественник Александр Яковлев, сын создателя первого русского автомобиля — Евгения Яковлева.


12.


13.

Каждая машина экспедиции, как и в прошлой вылазке, получила свое имя и логотип: «Золотой жук», «Слон с башней», «Восходящее солнце», «Крылатая улитка», «Серебряный полумесяц», «Голубь», «Кентавр» и «Пегас». Сами автомобили тоже были доработаны. Изменена система охлаждения, появилась блокировка дифференциала, шестиступенчатая КПП вместо трехступенчатой, увеличен клиренс.


14.


15.


16.

Экспедиция стартовала 28 октября 1924 годa от порта Колом-Бешaр нa северо-зaпaде Алжирa. Двигаясь по трассе прошлогоднего перехода, к 19 ноября путешественники достигли города Бурем на реке Нигер, и прошли вниз по течению реки. в городе Ниамей их встречали три тысячи наездников на верблюдах и лошадях.


17.

Экспедиция успешно продвигалась вдоль границы Нигерии. К первому декабря отчаянные автомобилисты достигли Тессaуa, где их уже ждал местный владыка, султaн Бaрму. Султан и его свита с интересом рассматривали французские внедорожники, а путешественники — его гарем из сотни жен.


18.


19.


20.

Достигнув к середине декабря озера Чад, экспедиция столкнулась с первыми серьезными трудностями — им пришлось вручную пробивать дорогу в зарослях кустарников, в которых им встречались недружелюбные африканские слоны, львы и другие хищники. Также был сломан один из автомобилей.


21.


22.

В январе экспедиция вошла в джунгли, где главную опасность представляли местные туземцы, но все прошло благополучно.

Через реки приходилось порой переправляться на плотах, так как хлипкие мостики не выдерживали тяжелую технику.


23.

Достигнув озера Виктория, экспедиция разделилась на 4 отряда. Первый отряд должен был отправиться к порту Момбaсa через саванну и по пути подняться к горе Килимaнджaро.


24.


25.

Второй отряд должен был пересечь озеро Виктория на корабле, построить понтонный мост через реку Вата, и посетить могилу знаменитого исследователя Африки Джонатана Ливингстона.


26.


27.

Третья группа должна была отправиться в Кейптаун, и ее путешествие должно было стать самым легким — в Родезии британскими военными к тому времени уже были построены приличные дороги.


28.

Четвертому отряду, который вел глава экспедиции Хаардт, предназначался самый тяжелый маршрут через джунгли и болота. Скорость движения группы не превышала 1 км.ч., а иногда и вовсе за день удавалось проехать всего 8 километров. Группа чуть не стала жертвой пожара.


29.

В итоге все группы благополучно справились с трудностями. 20 июля 1925 года финишировавшая последней группа Хаардта отплыла на Мадагаскар.


30.

Успех экспедиции был овеян всемирной славой. Африканский континент преодолен (на внедорожниках Ситроена, разумеется). В Лувре была открыта огромная выставка, где были представлены материалы из экспедиции "Черный рейд". Кинооператор экспедиции Пуарье отснял свыше 26 000 метров кинопленки и сделал 8 000 фотографий.

La croisiere noire / Нарезка — как встречали дорогих гостей африканцы


Citroen / Croisiere noire 1924. & C. Jaune 1931.- 1/6 / Фильм про "Черный рейд", с современными и историческими съемами

Экспедиция имела не только культурное и политическое, но и научное значение — экспедиции собрали более 300 различных млекопитающих, 800 птиц и 15 000 насекомых. Более 200 картин художника Яковлева экспонировалось в крупнейших галереях Франции.


31.


32.


33.

Продажи автомобилей "Ситроен", разумеется, пошли в гору. А сам Ситроен задумал еще более амбициозный проект. Что, если на вездеходах отправиться в Азию, и открыть новый сухопутный коридор, который бы связал Ближний Восток с Китаем? Но об этой экспедиции я расскажу в следующий раз.

«Желтый рейд»: безумие или расчет?

В прошлом посте я познакомил вас с первыми экспедициями, организованными Андре Ситроеном и его товарищами. В этой статье я расскажу вам о еще одном безумном автомобильном путешествии, возглавляемом все тем же Жоржем-Мари Хаардтом – руководителем продаж марки Citroen.

После успеха "Черного рейда", Андре Ситроен не долго сидел без дела. Идея нового перехода зрела в его по-хорошему больной голове, полной на первый взгляд безумных идей. Что, если пересечь всю Азию по маршруту Великого шелкового пути, от Средиземного моря до Тихого океана? Даже сейчас это звучит круто, а по тем временам — и вовсе невероятно.


34.

Экспедиция готовилась долгие три года. Были построены новые автомобили — более тяжелые и мощные, по сравнению с теми, что использовались в "Черном рейде. Машин было три типа – легковой P17 с форсированным до 30 л.с. мотором 1.6, более мощный и тяжелый P19 с мотором V6 объемом 2.5 литра, выдающим 42 л.с. Радиостанцию вез тяжелый грузовик Citroën-Kégresse P14. Автомобили были серьезно доработаны с учетом экспедиционных задач. По маршруту, как и прежде, были выполнены заброски топлива, запчастей и провианта.


35.

Тесты автомобилей в Эрменонвиле


36.

Но самую большую головную боль вызывали согласования. Восток — дело тонкое! Это не Африка, где доминирующей силой были французские и британские войска. Экспедиции предстояло пересечь территории различных стран — Сирии, Персии, Туркестана, Афганистана, Китая. От первоначальной идеи повторения маршрута древних караванов пришлось отказаться, так как начало пути проходило бы вдоль Волги и Дона, по каспийским степям. Отношения с СССР тогда были не очень стабильны.

Экспедиция была разбита на два отряда, двигавшихся с разных сторон навстречу друг другу. Первая группа, названая "Памир" и возглавляемая Хаардтом, должна была продвигаться от Бейрута через Афганистан и Памир. В этой группе, кстати, ехал уже знакомый вам по «Черному рейду» русско-французский художник Александр Яковлев. В отряде было семь вездеходов, шесть машин Р17 и один грузовик Р14. В горах Памира автомобилям предстояло преодолеть Вaхджирский перевaл, расположенный на высоте около 5000 метров.

Вторую группу под названием "Китай" возглавил Виктор Пуэн. Как и первую группу, "Китай" составили инженеры и ученые. Первым предстояло обеспечить работоспособность техники, вторым — изучать мир вокруг. Разумеется, в каждом отряде были фотограф и кинооператор.

"Китай" передвигался на семи вездеходах P19 и имел в распоряжении два обычных грузовика. Путь группы пролегал из китайского города Тяньцзин через пустыню Гоби и Синьцзян (Уйгурстан).

Встреча двух групп должна была произойти в г. Кaшгaр на краю пустыни Тaклaмaкaн, после чего вместе они должны были отправиться в Пекин, обойдя пустыню с севера. Общий пробег должен был составить 13 тысяч километров, которые предполагалось проехать за 9 месяцев.

Перед самым стартом "Памира" в феврале 1931 года в Афганистане началось вооруженное восстание. Проход через Вaхджирский перевaл стaл невозможен. Поскольку отмена экспедиции означало бы серьезные репутационные и финансовые потери для Ситроена и всех заинтересованных сторон, было решено отправить отряд через Британскую Индию (ныне Пакистан), через гималайские перевалы. Это потребовало длительного согласования с Британскими военными, которые в итоге согласились сопроводить экспедицию.

Отряд "Памир" стартовал из Бейрута 14 апреля 1931 года. Преодолевая по 50-150 км в день, сквозь пески и реки за два месяца без особых проблем автомобили прошли Дaмaск, Бaгдaд, Тегерaн, Герaт, Кaндaгaр и добрались до Кaбулa.


37.


38.


39.

Руины Пальмиры


40.

Афганская деревня


41.

Афганские женщины


42.

Пересечение реки


43.

Перевал на границе с Афганистаном


44.

В персидском Мешхеде экспедиция посетила могилу Омара Хайама


45.

Одна из построенных в 6 веке статуй Будды в долине Бамиан. 57-ми метровая статуя была уничтожена талибами в 2001 году.

Далее начинался самый сложный этап пути.


46.

Недостроенный королевский дворец в Аманулле


47.

Дальше стало труднее. Дневная температура в долине реки Инд достигала 50 градусов по Цельсию, что приводило к перегреву и падению мощности моторов. Движению препятствовали огромные валуны. Тем не менее, в конце июня отряд добрался до Британской Индии.


48.

Переход по узкому мосту


49.

Горный ландшафт на границе с Индией


50.

Из провинции Пенджаб группа начала подъем на отроги Гималаев в направлении Кашмира. Там, в городе Шринaгaр, расположенном на высоте 1500 метров над уровнем моря, путешественников уже ждал гостеприимный махараджа.

Дальнейший маршрут экспедиции вызвал у махараджи и других местных жителей смех. Проехать там — невозможно! Отряду было необходимо забраться по практически пешеходным тропам на перевал Бурзиль (4100 метров над уровнем моря), после чего спуститься к Кашгару. По оценкам Хаардта, такой маршрут должен был занять полтора месяца полной "автономки".

С этим было связано сразу несколько серьезных проблем. Так, стало очевидно, что имеющиеся автомобили не в состоянии взять с стобой по 450 кг багажа (еда, одежда, спальники и т.д.) на каждого участника. А с учетом запчастей и топлива, необходимый груз составил бы более 10 тонн. Более того, в связи с действовавшими в ту пору законами — их установила контролирующая территорию Британия — европейцам пересекать горы группами, состоящими более чем из 5 человек было запрещено.

В итоге Хаардт принял решение выходить на перевал тремя группами с интервалом в неделю, возложив перевозку багажа на носильщиков и лошадей. В средней группе на гору отправлялись два вездехода под руководством начальника экспедиции.

Преодоление перевала Бурзиль далось путешественникам нелегко. Камни, лед, крутые подъемы, горные реки, глубокий снег… на одном из участков ширина дороги составляет всего 142 см, при ширине вездеходов в 1.6 м. Сбоку — кажущийся бесконечным обрыв.


51.


52.


53.


54.


55.


56.

Скорость движения редко превышала 8 километров в сутки. Учитывая 800-километровую протяженность этого отрезка, нетрудно понять, почему штурм Бузиля и последующий спуск занял почти 3 месяца — столько же, сколько потребовалось на преодоление 5600 км, разделявшие точку старта и начало штурма.


57.


58.

Спуск, надо сказать, оказался еще труднее подъема. В горах выпал снег, тут и там дорогу сносили оползни.


59.

В одном из участков преграды были столь существенны, что стали ясно — дальше автомобили не пройдут. К счастью, инженеры предусматривали такой поворот сюжетной линии, и сделали автомобили легкоразборными. В итоге автомобили были разобраны на детали и перенесены через оползень на спинах вьючных животных и носильщиков. После чего их снова собрали и поехали дальше. Уже 2 августа отряд спускался в долину реки Инд, еще через пару дней оказавшись в городе Гилгит.

Там путешественников ожидала телеграмма, отправленная участниками третьей группы из Пешавара. Только у них была радиостанция, и она принесла дурные вести от группы "Китай". В Синьцзяне экспедиция была захвачена повстанцами. Участники находились в плену в г. Урумчи, автомобили были реквизированы. Урумчи находился в 1200 км к северу от первоначальной точки встречи — Кашгара. Нужно было срочно прийти на помощь, но как это сделать? Преодолеть 1200 км на двух потрепанных вездеходах не представлялась возможным — просто не хватило бы топлива…

В итоге было решено оставить автомобили. Один из них позже разобрали и отправили морем во Францию (он стоит в музее Ле-Мана), второй остался в Гилгите. Пришпоривая коней, путешественники отправились в Урумчи.


60.

Параллельно дипломаты Франции, Великобритании и России пытались решить проблемы экспедиции. В начале октября 1931 года отряды "Памир" и "Китай" воссоединились.

Урумчи под снегом


61.

Полуразрушенный буддистский пещерный комплекс Безеклик в горах Тянь-Шаня, Синьцзян


62.

Пересечение ущелья


63.

Аксу


64.

Всадник


65.

Аборигены в Турфане


66.

Было решено во чтобы то ни стало закончить маршрут и доехать до Пекина, хотя отставание от графика составило уже 3 месяца. Начиналась зима. Во время движения по пустыне Гоби и Монголии, температура воздуха падала до -35 по Цельсию.


67.

Лагерь в Хами.


68.


69.

Стоянка в Гоби


70.

Караван


71.

Великая китайская стена


72.

Рейд вдоль стены


73.

Район Нинся


74.


75.


76.

Пересечение замерзшей реки после Нинся


77.

Несмотря на трудности, экспедиция успешно финишировала в Пекине 12 февраля 1932 года (ровно 84 года назад). Торжественная встреча, всемирная слава…


78.

Но начальнику экспедиции Хаардту этого недостаточно, и он решает отправиться дальше, в Индокитай. Но по пути туда он серьезно заболевает — сказываются постоянные переохлаждения. Врачи не сразу распознают у него пневмонию… в итоге 16 марта 1932 года экспедиция Жоржа-Мари Хаардта была закончена навсегда.


79.

Затраты на aвтопробег "Желтый рейд" состaвили 17 миллионов фрaнков, и упрочили всемирную славу марки "Ситроен" как выносливых и проходимых машин. Снятый в путешествии кинофильм посмотрели миллионы зрителей. Результатом стали десятки научных работ и исследований.

Оригинальный кинофильм "Желтый Рейд"


History of Citroen croisiere jaune / История в хорошем качестве и с английским закадровым текстом

История, когда-то начатая французским автопромышленником как рекламная кампания, ныне превратилась в самостоятельную индустрию для одних, и образ жизни — для других.

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…