mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Чтоб совесть иметь и от совести не терпеть... / К 80-летию

Ещё известные люди литературы здесь и здесь

«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…» / «Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра»
К 80-летию со дня рождения Валентина Распутина / Культура

Ему жал руку Леонид Леонов, видевший в нем главного продолжателя традиций классической русской литературы. А Леонову — Горький, Горькому — Чехов и Толстой, Толстому — Тургенев, и так вплоть до Пушкина. ©

Ещё в «Созидателях» и ещё о В. Распутине


Валентин Распутин

15 марта 1937 года родился писатель Валентин Распутин. Его рассказы и повести о жителях советской глубинки считаются образцом «деревенской прозы». В 1980-х он занимался защитой озера Байкал, был народным депутатом. Автор «Уроков французского» и «Прощания с Матерой» — в фотогалерее «Ъ», сопровождающей статьи «Столетия».
Я всегда его ощущала как родного человека. Не только потому, что он дружил с моими родителями и благодарил меня за лекции о нем на «Народном радио», а главным образом потому, что он писал о самом сокровенном, что было в жизни русского человека — об угрозе нравственной деградации народа и превращения значительной массы населения в «архаровцев», от следовавшей отсюда угрозе самому существованию Отчизны, о посягательстве на ее природу, о героической попытке части народа сохранить нравственные устои своих отцов и дедов, о стремлении русских женщин отстоять свою честь и достоинство в условиях так называемой перестройки...

Главное в творчестве Распутина — чувство Родины. В очерке «Байкал, Байкал» он говорил: «Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей Родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав».


2.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Его отец, фронтовик, семь лет провел в магаданских рудниках и вышел по амнистии после смерти Сталина. В 1959 году он окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета и начал сотрудничать с местными газетами. Первые рассказы Распутина были опубликованы в 1961 году в литературном альманахе «Ангара»

В очерке «Иркутск с нами» сказано: «И посещая чужие земли как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине, все мы соизмеряем только с ней и примеряем только к ней, всему ведем свой отчет от нее. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего — вечного, значит, огромную тот потерял радость и муку, счастье и боль глубинного своего существования».

В статье «Мой манифест» Распутин утверждает: «Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа... Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека».

В повести «Прощание с Матерой» писатель формулирует нравственное кредо русского человека: «Ты, Дарья, многого на себя не бери — замаешься, а возьми на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Но Дарья чувствует себя виноватой даже в том, что Матеру ждет затопление, и ей все время мерещится суд предков. Об ответственности перед предками, но с более оптимистичным началом, идет речь и в рассказе «В ту же землю», в котором Таня, приемная внучка «рыхлой мужиковатой» женщины Пашуты, вынужденной нелегально похоронить мать, ибо на официальные похороны у нее просто нет средств, говорит: «Ты думаешь, что я не родная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!»


3.
— «Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!» / Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в 1966 году. С этого момента литераторы и филологи определяют его как писателя-деревенщика. Героями его произведений становятся жители глубинки, их жизнь с трудностями послевоенного быта показана без прикрас

Распутин показал трагический процесс заселения русских земель «архаровцами» - «людьми легкими, не обзаводящимися ни хозяйством, ни даже огородишком, знающими одну дорогу — в магазин»...

И когда на складах начинается пожар, они спешат наполнить собственные карманы. И героиня повести Алена спрашивает мужа: «Что же это делается-то, Иван? Что делается? Все тащат... В голяшки нахлестывают, за пазуху».

Размышляя об идеале достатка, Иван Петрович говорит: «Достаток — да, без него человек начинает хлябить, как отошедшая от мяса кость... Но боров в теплом закуте не может не знать, что его откармливают на мясо».

Одним из первых в русской литературе Распутин создал образы русских людей времен перестройки и беспредела.

Это и платный оратор на свадьбах несчастный человек Алеша Коренев, и та же Пашута, и русская богатырша Тамара Ивановна из «Дочери Ивана, матери Ивана». Видя духовную несостоятельность окружающих ее мужчин и оказавшись в полном одиночестве перед нахлынувшим на нее горем, Тамара Ивановна застрелила изнасиловавшего ее дочь кавказца. В этом видится ей высшая справедливость, хотя самой дочери этого, вроде бы, и не нужно. Героиня говорит на суде: «Виновата — буду ответ держать. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанно... для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». «Внутри характера» Тамары Ивановны, как говорит писатель, «находился кремень».


4.
Писатель был женат на Светлане Распутиной, их сын Сергей — преподаватель английского языка. Дочь Мария (на фото) была музыкантом и педагогом. В 2006 году она погибла в авиакатастрофе аэробуса А-310 в Иркутске

В моем любимом рассказе «В одном сибирском городе», где на локальном уровне показан штурм Дома власти, из микрофона раздается вопрос: «А что — есть русский и не ублюдок?»

И тогда русские люди — казак, пожилая женщина, взявшиеся за руки парень и девушка идут к этому дому, может быть, на расстрел. «И так легко стало: шли».


5.
— «Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез» / На фото (слева направо): искусствовед Савва Ямщиков, писатель Валентин Распутин, оператор Марина Голдовская, режиссер Дмитрий Чуковский и академик Дмитрий Лихачев

В рассказе «Не могу-у» показан, казалось бы, обычный пьяница-мужичок, едущий на поезде и все время повторяющий «Не могу». «А вспомнить — такие же мужички, прямые предки его, с такими же русыми волосами и незатейливыми светлыми лицами, какое чудесным и редким раденьем, показывая породу, досталось ему, - шли на поле Куликово, сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирая к хозяйству земли, на которых двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера... И вот теперь он». Но и этот мужичок не прост. Пока он только говорит: «Не могу», а в рассказе «Сеня едет» такой же мужичок продает едва ли не последнее имущество, чтобы поехать в Москву и наконец навести порядок на родной земле.

Распутин верил, что помимо России, лежащей на поверхности, есть и Россия сокровенная, оставшаяся в неприкосновенности и сохранившая прежние идеалы.

«Подняли из укрытия национальную Россию, ограбили и раздели ее донага — вот она - «русская красавица», - писал он в «Моем манифесте». - И невдомек им, лукавцам (а часто и нам невдомек), что это уже не так, что, не выдержав позора и бесчестья, снова ушла она в укрытие, где не достанут ее грязные руки. А та, что осталась, есть только похожесть; лукавцы и ловкачи вознамерились заменить настоящую Россию ряженой, вульгарной и бесстыдной — они ее и получили. Подлинная, хранящая себя, стыдливая, знающая себе цену, отступила, как партизаны в леса, в свое тысячелетие. Туда для чужаков бездорожье и заросли, какие были при Наполеоне и Гитлере, и Сусанины по-прежнему на пути, обратный же путь до возвращения наезжен».


6.
С самого начала литературной карьеры Валентин Распутин был членом Союза писателей СССР. В 1986 году его избрали секретарем правления союза / На фото (слева направо): писатели Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Не менее трагично, чем пожар и разорение в России, воспринимал писатель и разделение славянского мира. В статье «Что дальше, братья-славяне?» он переживает неблагодарность части славянского племени в отношении России. «С кого взыскуете, братья, или как вас теперь назвать?» - горестно вопрошает писатель.- Разве не Россия (теперь надо вести речь о собственно России) изнывала вместе с вами под одной уздой и разве не она в первую очередь принимала на себя удары, потому что вы худо-бедно оставались под охраной национальной попоны, а с нее, считающейся коренником, сволокли всякую защиту?... Дойдем ли до конца теперь — как знать! Можем и дойти. Недалеко. Это будет зависеть от того, спасется ли Россия. Не устоит она — поминай, как звали славян всех вместе и каждого по отдельности».

«Но, - добавлял писатель в «Моем манифесте», — если бы даже случилось так, что Россия перестала быть Россией, литература и тогда еще десятки лет продолжала бы любить ее и славить древней незатухающей памятью».

Трагически сложилась судьба писателя Валентина Распутина на родной земле. Немало утрат пришлось ему испытать, и ушел он от нас преждевременно... Но ушел в качестве духовного руководителя нации, которого помнит и чтит все лучшее и достойное на Руси.


7.

Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав / Созидатели

В ноябре 1994 г. Валентин Распутин приехал в Болгарию по приглашению Союза болгарских писателей. Поводом стало издание на болгарском языке сборника его публицистики. «Впервые моя публицистика издается за рубежом, книжка небольшая, но очень ценная для меня», – отметил писатель. ©
Программа его пребывания оказалась очень насыщенной: В.Г. Распутин встречался с болгарской общественностью, вел переговоры с руководством Союза болгарских писателей, дал многочисленные интервью самым разным изданиям, выступал с лекциями, посетил красивейшие болгарские города: Ловеч, Велико Тырново, Котел, Жеравну, Бургас, Созополь.


8.
С начала 1980-х Распутин занимался общественной деятельностью, участвовал в работе природоохранных комиссий и групп. В частности, по его инициативе началась кампания по очищению Байкала от стоков промышленных предприятий вокруг озера. В 2008 году писатель погрузился на дно озера в рамках научной экспедиции / На фото: Валентин Распутин (справа второй) и американский джазмен Пол Уинтер (справа) во время путешествия по Байкалу

Нужно отметить, что визит известного русского писателя в Болгарию проходил в очень сложный период для наших стран, переживавших глубокий экономический, политический и духовный кризис, вызванный распадом Советского Союза и социалистической системы, крушением идеологии марксизма-ленинизма. Процесс глубоких общественных изменений в Болгарии очень быстро приобрел не только антикоммунистическую, но антироссийскую направленность. Новое, так называемое «демократическое» руководство страны вело Болгарию в НАТО и ЕС, ориентировалось на идеологическую систему ценностей Запада. Россия, занятая своими внутренними проблемами, безучастно молчала. В одночасье были разорваны все советско-болгарские связи, развивавшиеся десятилетиями.

Распутин откровенно признавался: «Отправляясь в Болгарию, мне казалось, что я еду попрощаться со старыми друзьями, посмотреть, что осталось от национальной Болгарии с ее более чем тысячелетней историей, окончательно ли вошла в Европу или сохранила национальные особенности».

И далее: «Еще недавно слово «братья» имело политический смысл, а ведь его истинное содержание духовное. Хотелось увидеть, живы ли эти духовные связи. Было чувство, что придется заново знакомиться со страной, которую раньше хорошо знал.


9.
— «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать»

Я пережил приятное разочарование – оказалось, что заново знакомиться не нужно, здесь много людей, которые продолжают относиться к России по-братски».

Во время многочисленных встреч болгары спрашивали Валентина Григорьевича о жизни в России, состоянии российской культуры, его отношении к А.И. Солженицыну, М.С. Горбачеву. «Россия сегодня близка к апокалипсису, – сказал Распутин. – Перевернули мы Россию, а там оказалась гнойная рана. В этой тяжелейшей обстановке можно просто отступить, двинуться на поиски благословенного края, патриоты же сегодня те, кто не отделяет себя от судьбы своей страны и готов обустроить ее собственными трудами».


10.
Валентин Распутин был дважды лауреатом Госпремии СССР, кроме того, писатель награжден двумя орденами Ленина, орденами России «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. В 2008 году за вклад в литературу он получил премию «Большая книга» / На фото: писатель Александр Солженицын (слева) на торжественной церемонии вручения ежегодной литературной премии своего имени писателю Валентину Распутину (справа)

На вопрос о своих творческих планах Валентин Григорьевич ответил так: «Положение, в котором сегодня находится Россия, можно сравнить с пожаром.

Мы предчувствовали, что полыхнет, но не могли себе представить подобного масштаба. В такой момент, конечно, невозможно усидеть за письменным столом. Жизнь заставила покинуть свой кабинет и вмешаться в политику, несмотря на то, что я не чувствую себя политиком…

У Некрасова есть такие строки: ”Кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей”. Писательский нерв связан с общим нервом своей страны и своего народа. И когда народ страдает, не чувствовать эту боль невозможно».


11.
— «Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра» / Произведения Валентина Распутина включены в школьную и университетскую программы по литературе. 9 его рассказов в разное время были экранизированы

В острых дискуссиях о прошлом и будущем России и славянских государств писатель не скрывал своих убеждений. «Почему вы думаете, что для России царизм был плохой системой? С ней страна жила тысячу лет. В 1917 г. монархия «ушла» не потому что изжила себя и уже «не работала», а потому что большевистская революция оказалась сильнее. В большой степени это произошло благодаря Европе – демократия все же европейская «ценность». Ее ценности вторглись в Россию, их взяли на вооружение определенные политические силы, которые оказались сильнее монархии. В этом причина, а не в том, что эта система не подходила стране и не могла ей больше ничего дать». На вопрос о возможности восстановления монархии в России Распутин ответил, что «это невозможно до тех пор, пока монархические настроения не охватят общество сверху донизу, не появятся соответствующие организационные структуры – без духовной составляющей политическая система безжизненна».

Говоря о своем отношении к войне в Югославии, В.Г. Распутин подчеркнул: «Конечно же, мои симпатии на стороне Сербии, сербы борются за сохранение своего национального лица. Но в целом идет процесс установления нового мирового порядка, цель которого разделить мир на несколько управляемых регионов».


12.
— «Политика — дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены» / Несмотря на то что политиком себя Валентин Распутин не считал, он был народным депутатом СССР в 1989–1990 годах, до 1991 года входил в президентский совет СССР при Михаиле Горбачеве. В 1990-х открыто поддерживал КПРФ на выборах в Госдуму / На фото: Валентин Распутин (справа) и премьер-министр России Владимир Путин

Многие журналисты спрашивали Распутина, почему он считает, что если Болгария повернется к Европе, то потеряет свое собственное лицо. Писатель ответил так:

«Безусловно, в широком смысле Болгария – это европейская страна. Но речь идет об идеологической и культурной интервенции Запада. Она не может остаться без последствий. Вы не боитесь, что войдя в Европу, быстро окажетесь «перевоспитанными»?»

Некоторые болгарские журналисты спрашивали у него, как он относится к обвинениям в свой адрес в национализме и антисемитизме. Валентин Григорьевич ответил, что он против национализма и антисемитизма, никогда не был членом общества «Память». Он подчеркнул, что на самом деле происходит злонамеренная подмена понятий – национализмом пытаются назвать защиту духовных и нравственных традиций русского народа. «В воспитании народа в лучших национальных традициях нет опасности ни для кого... Плохо ли, если я говорю: я не должен поступать дурно, потому что я русский... Я за русскую культуру, но для некоторых слово «русский» звучит как «антисемит». Ну, тогда для таких я антисемит».


13.
— «Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы. И всякая служба имеет конец» / В марте 2015 года Валентин Распутин впал в кому, 14 марта писатель скончался за несколько часов до своего 78-летия. В Иркутской области, где он жил последние годы, был объявлен траур

На вопрос, с кем Россия – с Европой или против Европы, Валентин Распутин ответил: «Россия – это европейская держава сама по себе».
_______

Статьи опубликованы в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Программа подготовлена Бюро пропаганды художественной литературы СП России в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».


Ольга Овчаренко и Ольга Решетникова
«Столетие» и «Коммерсант», 15 марта
Tags: 20-е, 20-й век, 80-е, 90-е, афоризмы и цитаты, байкал, балканы, биографии и личности, болгария, бывший ссср, воспоминания, даты и праздники, деградация, день рождения, деревня и село, диссида и оппозиция, европа, западники и славянофилы, идеология и власть, известные люди, интеллигенция, искусство, книги и библиотеки, культура, литература, менталитет, мудрость и философия, народ и элиты, наследие, национализм, национальная идея, нравы и мораль, память, партии и депутаты, перестройка, писатели и поэты, поколения, политика и политики, природа и экология, развал страны, родина и патриотизм, россия, русские и славяне, русский мир, сибирь, символы, современность, ссср, фото и картинки, эпохи, юбилеи
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments