mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Никто не знает, что такое красота... / К 85-летию

Ещё известные люди кино и театра здесь и здесь

«Человек, который не стремится к величию души,— ничтожество»
Советское мировое кино

4 апреля исполнилось бы 85 лет Андрею Тарковскому — главному советскому кинорежиссеру второй половины ХХ века. Уже после своей дебютной картины «Иваново детство», которая принесла ему венецианского «Золотого льва», о режиссере заговорили как о гении. ©

Ещё о Тарковских


Фото: Л. Горнунг

Создатель фильмов «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис» — в фотогалерее «Ъ».
Андрей Тарковский родился в селе Завражье Ивановской области в семье поэта и актрисы. Когда мальчику было всего пять лет, отец ушел из семьи, и воспитанием Андрея занималась мать. Окончив Художественную школу имени 1905 года, Тарковский поступил на арабское отделение ближневосточного факультета Московского института востоковедения, затем работал во ВНИИ цветных металлов и золота.


2.
Арсений Тарковский и его жена Мария в несохранившемся доме в Гороховском переулке, 1929 год / Фото: Л. Горнунг

«Папа был для Андрея кумир, объект любви и подражания. Когда он ушел из семьи, для нас, детей, это было большой травмой, но родители, слава богу, сохранили добрые отношения. Мама делала все, чтобы мы продолжали любить отца», — вспоминала сестра режиссера, Марина.


3.
Фото: из личного архива Андрея Тарковского

В 1954 году Андрей Тарковский поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Его дипломная работа — короткометражный фильм «Каток и скрипка» — получила главный приз на нью-йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году. После этого началась работа Андрея Тарковского на киностудии «Мосфильм».


4.
Первый же полнометражный фильм Андрея Тарковского, снятый по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван», принес режиссеру мировую известность. Картина «Иваново детство» (кадр на фото) была удостоена множества престижных премий, в том числе «Золотого льва» на фестивале в Венеции в 1962 году.


5.
Фото В. Плотникова

— «Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота — символ правды»


6.
В 1963 году Тарковский начал работу над картиной «Андрей Рублев» (кадр на фото) — биографией известного иконописца. Картина с Анатолием Солоницыным в главной роли изначально называлась «Страсти по Андрею». После ограниченного показа в 1967 году Тарковского обвинили в пропаганде насилия и жестокости, в результате чего фильм был сильно сокращен.


7.
«Солярис» был снят Андреем Тарковским в 1972 году по одноименному роману польского фантаста Станислава Лема. Фильм стал одной из лучших картин в фильмографии актера Донатаса Баниониса (на фото), который сыграл доктора Криса Кельвина. Несмотря на Гран-при Каннского кинофестиваля, сразу после выхода картина была принята достаточно холодно.


8.
В 1979 году на экраны выходит фильм «Сталкер» (кадр на фото), снятый по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Картина рассказывала о проводнике по некой запретной зоне, где по слухам существовала комната, исполняющая заветные желания. «Для Тарковского мы написали девять вариантов сценария, заранее договорившись, что будем терпеливо делать то, что просит мастер. И мы писали вариант за вариантом, пока не получился последний»,— вспоминал позднее Борис Стругацкий.


9.
Фото: из личного архива Андрея Тарковского

На съемках «Сталкера» произошел конфликт между Андреем Тарковским и оператором Георгием Рербергом (слева), а также почти всей съемочной группой. Первоначальный отснятый материал при проявке оказался браком. Рерберг винил в этом студию, Тарковский же считал, что пленку подменили. В итоге фильм переснимали три раза с разными операторами и художниками-постановщиками, его производство заняло 33 месяца.


10.

— «Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человечества к истине. Простого ощущения контакта с душой, которая где-то здесь, выше нас, но тут, перед нами, живет в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом — истинная печать гения»


11.

За 20 лет работы в кино Тарковскому позволили снять на родине всего пять фильмов. В 1982 году режиссер был вынужден уехать в Италию, где появился фильм «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли. Позже режиссер писал: «Я не хочу возвращаться в закрытую страну, где живут люди с закрытыми ушами и душами. Ни живым, ни мертвым я не вернусь в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли».


12.
Режиссер Андрей Тарковский и кинооператор Свен Нюквист на съемках фильма «Жертвоприношение»

Последним фильмом режиссера стала картина «Жертвоприношение», над которой он работал в Швеции. Андрей Тарковский умер от рака 29 декабря 1986 года. Он был похоронен в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Надпись на надгробном камне гласит: «Человеку, который увидел ангела».


13.
Сон — излюбленный режиссерский прием Андрея Тарковского. Так, в фильме «Зеркало» (кадр на фото) он и не пытается убедить зрителя в том, что все происходящее — действительность: просто в снах герои могут сказать многое, чего не позволили бы себе в реальности.


14.
Выставка «Возвращение» немецкого фотографа Андрея Райзера / Фото: Михаил Разуваев

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который проводит фестивали и выставки, посвященные творчеству режиссера. В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения режиссера был учрежден Международный кинофестиваль «Зеркало», который носит его имя.


15.
Скульптурная композиция, посвященная ВГИКовцам Андрею Тарковскому, Геннадию Шпаликову и Василию Шукшину у входа в здание Всероссийского государственного университета кинематографии имени Герасимова / Фото: Дмитрий Азаров

— «Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет»

© «Коммерсантъ», 1 апреля 2017

Tags: 20-й век, афоризмы и цитаты, биографии и личности, даты и праздники, день рождения, диссида и оппозиция, европа, идеология и власть, известные люди, интеллигенция, италия, кино и театр, культура, миграция и беженцы, наследие, нравы и мораль, память, режиссёры, россия, русофобия и антисоветизм, современность, ссср, фильмы, фото и картинки, эпохи, юбилеи
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Марка : "Советские станции на Венере"

    1969, ноябрь-декабрь. Серия марок: " Освоение космоса Советские спутники и их орбиты Рисунок художника Е.Анискина. В серии 3 марки: Номинал 4…

  • Фото - открытка, 1965 год

    Фото-открытка " С Днем 8 марта!" Открытое письмо, 1965 год Комбинат изопродукции №1, РПП 9. тираж 200 тысяч., 20.12.1965 год., цена 8 копеек…

  • Из фото-открыток

    Музыкальный вокзал в Павловске, 1890 год. Конечная станция первой железной дороги Российской империи: Царскосельской железной дороги. Здание…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments