mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Почитать о русском авангарде

Ещё советское искусство

5 книг о русском авангарде
Что читать о художественных течениях первой половины ХХ века, рекомендует кандидат философских наук Игорь Чубаров / «5 книг» / Статья 2013 года

Что почитать о когнитивной психологии, теории эволюции или русском языке? В разделе публикуются рекомендации ученых 5 книг по области их исследований с объяснением, почему ту или иную книгу важно и необходимо прочитать. ©

Ещё «5 книг» о...


Фото: Leap Kye

Авангард – это передний край экспериментаций и художественных новаций в искусстве. Еще не канонизированное, не капитализированное, не запертое в музейные запасники авангардное искусство, проблематизирует устоявшиеся привычки восприятия, критикует консервативные формы общения и сообщения в обществе, предлагая новые образы желаний, вещей и отношений. Авангард, следовательно – это не отдельный период в истории западноевропейского искусства, а его имманентное качество, собственно и делающее его искусством. Это своего рода забегание в постисторию человечества через обращение к опыту коллективной памяти, его праистории. Поэтому изучать открывающиеся в нем условия возможности искусства в настоящем всегда актуально.
Игорь Чубаров — доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, член редакционной коллегии журнала «Логос»

1. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 1104 с.

Книга Андрея Крусанова – это прежде всего богатейший исторический материал, попытка, насколько это возможно, восстановить историю русского авангарда в последовательности шагов и событий на практически исчерпывающем газетно-журнальном и архивном материале.

Интерпретация художественных событий, связанных с интенсивным временем 1910-30 гг., сдержанна, фактична, достаточно традиционна и неотличима от мифов авангарда о себе самом. Автор претендует на историческую реконструкцию этого общественного движения как определенной системы взглядов прежде всего в социальном аспекте.

К достоинствам работы следует отнести исчерпывающий рассказ о публичных выступлениях, акциях и перформансах русских футуристов. Многочисленные высказывания художников о самих себе выступают, по словам Крусанова, в качестве подлинных «свидетельских показаний» об этом интереснейшем феномене, который автор тщательно и педантично собрал и каталогизировал.

2. А.Н. Лаврентьев. Варвара Степанова. Творцы авангарда. М., 2009.

«Амазонка» русского авангарда Варвара Степанова упоминается, как правило, через запятую со своим мужем Александром Родченко. В прекрасно иллюстрированной книге автору удалось показать, что она была самостоятельным художником и теоретиком, непримиримой, принципиальной и яркой женщиной. Автор сжато и внятно представил основные направления деятельности, политическое и художественное мировоззрение Степановой, пожалуй, полноценнее других русских художников-производственников воплотившей в своем творчестве радикальные идеи прозискусства ИНХУКА и ЛЕФа.

Основные достижения Степановой связаны с ее работой в театре Вс. Мейерхольда и на 1-й ситценабивной фабрике Цинделя в Москве, где она конструировала новаторские модели одежды и рисунки тканей, до сих пор используемые, например, в спортивных сериях Adidas. Но, как показал Лаврентьев, великой Степанову сделало совсем не это. Ее художественные идеи стоят гораздо дороже любого современного дизайна, ибо ей удалось обосновать возможность сочетания красоты и пользы в произведениях художника с левыми взглядами.

3. Андрей Фоменко. Монтаж, фактография, эпос. Производственное движение и фотография. СПб., Санкт-Петербургский университет, 2007.

Исследование питерского ученого открывает новую страницу в осмыслении русского авангарда и прежде всего производственного искусства и фактографии. Основным достижением исследователя является анализ авангардного искусства в Советской России 1920-х годов, преимущественно фотографии, в неразрывной связи политических и художественных революционных теорий, которые пытались объединить в своем творчестве наиболее интересные художники того времени - конструктивисты круга ИНХУК и ЛЕФ (круг А. Родченко, Л. Лисицки и др.). Они работали в рамках коллективных проектов, направленных на изменение общественных отношений, чувственности и быта новых российских людей.

Признавая вслед за русскими формалистами автономность художественных феноменов, Фоменко удается предложить интегральный сравнительный анализ идейных, эстетических и политических страт, представляющих поздний русский авангард как уникальное явление, не сводимое ни к своим древнерусским корням, ни к западному модернизму, ни к сталинскому стилю и социалистическому реализму.

4. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., Художественный журнал, 2003.

Книга - итог десятилетних исследований 1970-80 годов и представляет собой сборник связанных сквозными темами и общей методологией статей, из которых особый интерес представляет текст о решетке как основной структуре авангардных произведений и проблеме подлинности в авангарде. Автор рассматривает эти темы на материале знаменитых авангардных художников, от Родена и Пикассо до Джакометти и Ричарда Серра.

Автор ориентируется в основном на западный авангард, причем ее интересуют преимущественно формальные моменты соответствующих произведений. «Решетка», по Краусс, – это центральная матрица авангардного искусства в формальном, содержательном, конструктивном и психоаналитическом смысле. Она придает ей даже мифологическое значение и предлагает понимать через психоаналитические темы вытеснения и шизофрении, имеющие однако отношение не к личности художника, а к самим произведениям.

5. Ханзен-Леве А. Оге. Русский формализм, М.: Языки славянской культуры, 2001.

Фундаментальное исследование знаменитого австро-немецкого слависта и литературоведа Ханзена-Леве посвящено не прямо авангардному искусству, а наиболее близким и адекватным ему теориям - русской формальной школе, то есть ОПОЯЗу (В. Шкловскому, Ю. Тынянову, Б. Эйхенбауму и др.).

Перечисленные литературоведы и сами были, как известно, прекрасными писателями. Поэтому в качестве центрального концепта, вокруг которого Ханзен-Леве разворачивает впечатляющую реконструкцию всего русского формализма, он избирает понятие «остранение», которое одновременно выступает художественным приемом и средством анализа авангардных произведений.

Если вы хотите понять, что такое авангард в его идее, и одновременно узнать, как надо работать с материалом, чтобы быть современным европейским ученым – вам предстоит освоить эту непростую книгу.

© «ПостНаука», 18 октября 2013

Tags: 20-й век, версии и прогнозы, запад, идеология и власть, известные люди, искусство, история, книги и библиотеки, культура, литература, нравы и мораль, психология, рейтинги, россия, русские и славяне, символы, социализм и коммунизм, ссср, художники, эпохи
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Марка : "Советские станции на Венере"

    1969, ноябрь-декабрь. Серия марок: " Освоение космоса Советские спутники и их орбиты Рисунок художника Е.Анискина. В серии 3 марки: Номинал 4…

  • Фото - открытка, 1965 год

    Фото-открытка " С Днем 8 марта!" Открытое письмо, 1965 год Комбинат изопродукции №1, РПП 9. тираж 200 тысяч., 20.12.1965 год., цена 8 копеек…

  • Из фото-открыток

    Музыкальный вокзал в Павловске, 1890 год. Конечная станция первой железной дороги Российской империи: Царскосельской железной дороги. Здание…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments