mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Помня славянское слово Аксаковых... / К 200-летию

Ещё известные литераторы РИ здесь, здесь и здесь, в т.ч. ещё об Аксаковых, в т.ч. Интервью с К. Аксаковым

Константин Аксаков — идеолог славянофильства
Сегодня, 10 апреля 2017 года, 200 лет со дня рождения мыслителя Константина Аксакова / Цикл «Русские победы»

Константин Сергеевич Аксаков, выдающийся русский мыслитель и публицист, родился 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Оренбургской губернии. ©

Ещё в «Наших победах»


Константин Аксаков (1817—1860)

Отец Константина Сергеевича, Сергей Тимофеевич, был известным писателем, брат – Иван Сергеевич – крупным философом, издателем и общественным деятелем, сестра Вера – общественным деятелем и мемуаристкой.
Детство Константина Сергеевича прошло в имении отца. В их большой семье царила патриархальная атмосфера, характерная для устоявшегося мира русской дворянской усадьбы. В 1826 году Аксаковы переехали в Москву. Как было заведено в дворянских семьях, начальное образование дети получали дома. Первым учителем был отец, именно он привил сыну восторженное отношение к русским началам и ко всему русскому. В 15 лет Константин поступил в Императорский Московский университет на отделение словесности, которое окончил в 1835 году со степенью кандидата.

В студенческие годы Аксаков сблизился с рядом незаурядных личностей, ставших позднее крупными фигурами в общественной жизни страны: он вошел в кружок Николая Станкевича, где познакомился с Иваном Клюшниковым, Осипом Бодянским и Виссарионом Белинским.

К этому же периоду относятся первые поэтические публикации. В предисловии к драме «Олег под Константинополем» Белинский назвал Аксакова «человеком с необыкновенным поэтическим дарованием».

По окончании университета Аксаков увлеченно изучает немецкую философию, занимается переводами, пишет стихи. В конце 30-х годов Аксаков знакомится с основателями славянофильства — Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, в результате чего он становится приверженцем этих идей.

В 1837 году Константин Сергеевич защитил магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка».

Аксаков создавал славянофильскую теорию общественно-политического устройства и систему эстетических взглядов, используя передовой опыт европейской философской мысли, так как был прекрасно знаком с ее достижениями. В своих разработках он опирался на положения философии Гегеля, аргументировано критиковал распространявшийся тогда атеистический материализм.

Основы своей политической теории Аксаков изложил в 1848 году в статье «Голос из Москвы», в которой откликнулся на революционные потрясения в Западной Европе. Аксаков оценивал эти события как предвестие грядущих социальных бурь, и надо сказать, что в оценке тех событий философ был схож с оценкой Николая I.

Константин Сергеевич возлагал надежду на построение человеческих отношений в духе «истинного христианства», сохранившегося в большей мере у славян. Он полагал, что именно русский народ, исторически защищенный от разрушительного воздействия рационалистической, потребительской модели западного общества сможет стать носителем и провозвестником гармоничных социальных отношений и духовных начал, которые сохранились в России в общинном строе и в православии.

Аксаков ввел в обиход понятие «богоизбранности» русского народа: осознанное и обоснованное представление о том, что русский человек уже по природе своей есть христианин, что перекликается с известными высказываниями Тертуллиана и Достоевского.

«Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства».

К русским мужикам Аксаков питал самые искренние чувства, с ними он хотел слиться не только духовно, но даже и наружно, для этой цели он отпустил бороду, носил рубаху с косым воротом, а на голове – мурмолку.

Аксаков считал, что русским противопоказано механическое перенимание европейских порядков, так как мы имеем собственное мировоззрение в основе которой — православие. «Евроинтерграционные» процессы, начатые Петром I, мыслителем критиковались. Петр «всю Россию хотел обратить в тесто, из которой мог бы вылепить немецкие фигуры».

Аксаков был идеологом самодержавия — он считал, что государственная власть имеет неземное происхождение, и потому должна сосредотачиваться в руках правителя, наделенного доверием народа, который как бы делегирует политический суверенитет монарху, оставляя за собой право на свободу в духовной области.

Идеи Аксакова многократно подвергались переоценке, критике, часто неосновательной и предвзятой. Нельзя не признать того, что в его взглядах есть элементы идеалистического энтузиазма, делающего чистое славянофильство как раз несколько оторванным от реальности, от «почвы». Но, в то же время, невозможно отрицать очевидную прозорливость славянофилов, глубину понимания ими основ народной жизни. И, конечно, одним из главных качеств, делающих наследие Константина Аксакова актуальной и непреходящей ценностью, является честное стремление к деятельности, ориентированной на благо своего русского народа.

Кирилл Брагин
«Русская планета», 10 апреля 2017

Tags: 18-19-ее века, вера, даты и праздники, день рождения, диктатура и тоталитаризм, европа, запад, западники и славянофилы, идеология и власть, известные люди, история, культура, литература, менталитет, народ и элиты, наследие, национализм, национальная идея, независимость и суверенитет, нравы и мораль, общество и население, петр первый, писатели и поэты, поколения, православие, религии, родина и патриотизм, российская империя, русские и славяне, русский мир, семья, традиции, ученые, христианство, юбилеи
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • О ретроградном Меркурии )...

    "Мужик заходит в бар, желая посидеть и отдохнуть. Бармен его спрашивает: - Что вы хотели? Мужик начинает рассказывать: - Когда-то я хотел стать…

  • Двадцать третьи и тридцать вторые

    Олимпиада в Японии : XXXII (32) летние Олимпийские игры, которые должны были пройти в столице Японии Токио в 2020 году проводятся сейчас, с 23 июля…

  • Бегония и ее варианты

    "В бюро знакомств обращается мужчина. Служащая его спрашивает: - Кого бы ВЫ хотели выбрать? Клиент описывает, что он хочет: - Что-то новое. Девушка…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments