mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Новогоднее по-бурятски

Ещё о народных и религиозных праздниках, в т.ч. праздники в СибириДугжууба. Сагаалган
Россия. Сибирь. Алтай. Бурятия

Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень серьезно относились к данному обряду. Проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В 2016 году этот день выпал на 7 февраля.

Ещё НГ у народов, в т.ч. Путеводитель. Сагаалган


Дугжууба – это также церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий.
На территории дацана сложили два больших костра. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок) как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.


2.

Правда почему то прямо в пакетах. Лично я думаю что священный огонь нельзя кормит полиэтиленом, да и вокруг тоже подсказывали, но народ у нас думает по другому.


3.

Верующие должны три раза пройти по дорожке вокруг дацана. Обходя ступы, оставляя мелочь и подношения.


4.

Так как подношений много молодые ламы собирают и сжигают лишнее.


5.

Барабаны. Как я понял это молитвы для занятых. Буддист должен много молиться, но люди заняты, поэтому крутящийся барабан выполняет эту функцию.

В дацане я второй раз, поэтому писать буду как понял.


6.

Само слово «дугжууба» тибетского происхождения и означает число «60». Хотя на самом деле этот обряд символизирует изгнание 64 сил зла, ответственных за беды, хвори и даже смерть. Во время этой службы применяются 64 балина. Это четырех- и треугольные фигуры из жира, масла и муки. В ходе ритуала балины оставляют в поле как подношение божествам.

Таким образом, «Дугжууба» – это особый обряд очищения в канун Нового года по лунному календарю. Но никак не главный, как ошибочно полагают некоторые из-за красочности зрелища.


7.

В дацане в это время начинались службы.


8.

Пока в одном только подготавливались я чуть поснимал, тут службы не было.


9.

В другом уже проводили. Правда снимать мне там не разрешили.


10.

А на улице меж тем стемнело. Самое время для хорошего костра.


11.

Ламы долго конечно не заставили себя ждать, вышли с пирамидкой в руках. Это особый балин, называемый сор. Сор – это трехгранная пирамида из теста, полая внутри. На пирамиде круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа. По внешнему контуру вырезаны три полоски, окрашенные в черный, белый и красный цвета. Черный олицетворяет неведение, белый - страсть, красный – гнев.

Таким образом, после молебна в этот день ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год и три яда сознания - неведение страсть и гнев. Затем торжественно сжигают его на костре, огонь которого означает мудрость.


12.

Снимать церемонию разрешили только anna_ogorodnik и taras_enko, поэтому пришлось старательно и издалека ловить моменты. Учитывая темноту и расстояние с моментами было не густо.


13.

Ламы освящали костёр. Скоро все поняли что темно и нужно что то предпринять.


14.

И зажгли костёр!


15.

Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» – в честь самого сооружения.


16.

Костры я снимать люблю. Когда основной жар от горящего сена ушёл люди пришедшие позже подходили и бросали кусочки теста в огонь.


17.


18.

Жар и запах полиэтилена. Химия в таких делах - зло! Не бросайте полиэтилен в костёр.


19.

Народу было много. Мне кажется тысячи две точно.


20.


21.


22.

Тесто, подношения и негатив сгорели.


23.

Уходя нашёл вот такое чудо. Стоял там долго, красиво!


24.

Здесь категорически нужно побывать ещё.


25.

Чуть постояли в небольшой пробке. Народа на личном автотранспорте было много. Но и госавтоинспекторы сработали хорошо. Выехали все.


26.

Продолжу следить за праздником. Скоро напишу про Кяхту и Ацагат. Будет интересно.
_______

Добра тебе, читатель! Береги себя!

В посте честно использованы пара абзацев из Информ Полис. При перепечатке ссылка на блог обязательна.

Tags: байкал, буддизм и индуизм, бурятия, даты и праздники, интересно, культура, народы, новый год, нравы и мораль, регионы, религии, россия, сибирь, символы, современность, традиции, фольклор, фото и картинки, храмы и монастыри
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments