mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

На алтарь Кинермы, или «Нас фольклору не учат, мы будем менеджерами!»

Ещё о провинции России

Собирание родины
Репортаж Марии Башмаковой из карельской деревни, возрожденной усилиями одной семьи / май, 2016

Этим летом две трети наших соотечественников собираются отдыхать дома. Решение, отчасти вынужденное (из-за упавших доходов), породило феномен: глубокий и неподдельный интерес к родной стране. ©

Ещё о Карелии


Карелы строили дома без фундамента: иногда прямо на земле, иногда на камнях. Гостевой дом не исключение

Количество тех, кто на машине колесит по Отечеству и вывешивает в сетях селфи на фоне природных красот и культурных достопримечательностей, сегодня уже не поддается никакому подсчету, внутренний туризм растет, спрос стимулирует предложение — заброшенные уголки превращаются в популярные места, забытые ремесла становятся доходным промыслом. Не отстает и государство, которое уловило модный тренд и теперь пытается закрепить его в масштабных проектах. Новое явление изучал «Огонек».
Когда сестры Ольга и Надежда еще учились в Петрозаводском университете, их, горожанок, все считали деревенскими. У них все разговоры были о Кинерме — родной деревне. "Все каникулы там, ни пионерских лагерей, ни Черных морей",— говорит Надежда Калмыкова.


2.

Сейчас ее называют "хозяйкой деревни". Последние 15 лет жизни большой семьи — двух сестер, их матери, мужей и детей — положены на алтарь Кинермы. Деревня — вокруг старинной карельской языческой еловой рощи. В центре рощи — 260-летняя часовня. А вокруг — 16 бревенчатых домов, семь из которых старше 100 лет и признаны памятниками регионального значения. Самой же Кинерме больше 500 лет.

Это сейчас сюда валят туристы, и наши, и иностранцы, в выходные, особенно летом, по две-три группы приезжают, а в начале июня деревню ждет торжество: Кинерма Пряжинского района Карелии будет официально признана "Самой красивой деревней России" 2016 года.


3.

А начиналось все так. В конце 1990-х годов у финских студентов-архитекторов сорвалась практика в Архангельской области. И переводчик Роман Гоккоев предложил им карельскую Кинерму — родовую деревню его жены Ольги. Рассуждал так: еще в 1979 году старые дома в Кинерме были признаны вновь выявленными памятниками культурного наследия, есть что показать. Финны приехали и обомлели: дома, бани, часовня, культовая роща!.. Национальный колорит, старые дома со всеми хозяйственными постройками — все сохранилось. И это был живой памятник, а не подделка или новодельная псевдореставрация!


4.

Запеки потихоньку "калитку"

Стало ясно: Кинерма — уникальный памятник, "деревянный перл", его надо сохранять и беречь, как Кижи. Финны помогли грантами и консультациями. Надежда Калмыкова, свояченица Романа, обратилась в комитет по охране памятников Республики Карелия: помогите сохранить уникальную деревню, нет ведь такой красоты нигде! К этому времени в Кинерме народу почти не осталось.


5.

И тут выяснилось: раз культурное наследие в частной собственности, помощи от государства быть не может. Нет в России закона, компенсирующего расходы хозяев на реставрацию частных домов-памятников. И тогда Надежда, Ольга и их мать Анна Ивановна учредили фонд поддержки карельского культурного наследия. А в Финляндии создали общественную организацию "Друзья Кинермы", которая сумела получить несколько грантов. Эти две структуры и помогают спасти культурное сокровище карелов. На собранные деньги отремонтировали дома, старинную часовню, создали музей деревни. Поиски денег на ремонт домов привел к мысли сделать из Кинермы туристическую Мекку. Тем более что образование сестер к тому подталкивало. И Надежда, и Ольга окончили отделение карельского языка в Петрозаводском университете. Надежда потом преподавала финский и карельский языки в финно-угорской школе. Работала в комитете по национальной политике Республики Карелия. В Финляндии училась на организатора по культуре.

Так что туризм стал естественным выходом. Надежда с мужем Игорем переехала в Кинерму из Петрозаводска насовсем. Муж хоть и городской, "с машиной, с квартирой", к деревне прикипел сердцем и теперь сам жалеет тех, кто в мегаполисах мается.


6.

Первые четыре года Калмыковы принимали туристов только летом, свой родовой дом холодный, объясняет хозяйка. Зимой жили в городе. Позже купили тут дом, в котором и поселились. Затем выкупили у соседей дом-памятник, обустроили его под гостевой. Дело закрутилось. Сыновья Калмыковых Егор и Иван, на подхвате: по дому помогут, экскурсию проведут. А в школу ездят в село Ведлозеро на школьном автобусе.

Гостевому дому, в котором мы сидим, 130 лет. Топится русская печь, тепло и уютно. На стене — полка с книгами на русском и карельском: "Калевала", дамские романы. Календарь с фото Надежды и сертификат, удостоверяющий победу Кинермы в конкурсе "7 чудес финно-угорских и самодийских народов". На столе — иван-чай с "калитками" — это такие карельские пирожки. Надежда объясняет: в городе "калитки" не пекут и не умеют, а она старинный рецепт не забыла, гости пирожки нахваливают.


7. Такой деревня была и 100, и 200 лет назад

49-летняя Надежда сдержанна, как и положено карельской женщине, но приветлива и энергична, хотя накопившаяся за 15 лет усталость сказывается. Ведь все огромное хозяйство на ней. Вот и сейчас она отвечает на вопросы и гладит. Сама Надежда со смехом признается, что, наверное, она все-таки больше всего повар. Ежедневно готовит разносолы для туристов и на тележке привозит кастрюли в гостевой дом. А встречать надо не только с обедом, но и при параде, то есть в карельском сарафане, который ей очень идет. Любовь к сарафану началась несколько лет назад, когда ее послали в Будапешт на международный финно-угорский конгресс. Женщинам выдали костюмы, скромные, зато настоящие карельские. Вот тогда она и поняла — ее это одежда, родная. Плюс к кухонным и хозяйственным хлопотам культурная программа. Кто расскажет о Кинерме лучше, чем Надежда?

За 15 лет любой терпеливец сломается от такого бремени. А она держится. Деревня пережила нападения иноземцев, выжила в годы сталинских репрессий. У нее крепкий иммунитет. Только вот сегодня, чтобы сохранить родное место, жителям приходится быть и экскурсоводами, и менеджерами, и "фольклорной единицей".


8. Анна Ивановна, мать, у своего родового дома

Как это сказать по-карельски?

— Власти хвастаются Кинермой, но никто не помогает. А хочется развиваться. Выставку сделать этнографическую с интерактивом... Нужны помощники на сезон... Тогда можно было бы и коров завести, молоком туристов поить. Когда начинали, думали, туризм поможет сохранить культуру и традиции карелов. Да, туризм помогает сохранить деревню, но язык и традиции уходят...


9.

И это то, что больше всего угнетает хозяйку деревни. Надежда и Ольга — горячие патриотки своего холодного края, они состоят в союзе карельского народа (республиканская организация, объединяющая карелов). Суть его: сохранение культуры, языка карелов, рассказывает Надежда. Карелия — единственная республика в РФ без второго национального языка, о чем и сокрушается Надежда:

— Языка предков молодежь не знает, а старики умирают. В Ведлозере на собранные народные деньги строят двухэтажный центр карельского языка. От государства не было ни копейки! А ведь дети должны знать свои корни.


10. Надежда Калмыкова в часовне Кинермы

Сами сестры родной язык выучили только в университете, дома старшее поколение между собой общалось по-карельски, а детей не научили. Пришлось брать дело в свои руки. От языка перешли к изучению корней.

— Вот, к примеру, наш род — пять поколений — записан в одной церковной книге. Где родился, там и пригодился,— рассказывает Надежда.

Она с недоумением вспоминает случай, когда к ней приехали студентки местного туристического колледжа на практику. О карелах они ничего не знали и признались: "Нас фольклору не учат, мы будем менеджерами!"


11. В лужах Кинермы отражается история

Так Надежда и сама "менеджер по ведению хозяйства" с тех пор, как Кинерма попала в туристические маршруты и начались паломничества любителей старины со всего мира. За ними киношники подтянулись: где еще найдешь сегодня деревню, не изуродованную прогрессом? Недавно здесь снимали фильм о раскулачивании, корову "реквизировали" в соседней деревне. О съемках фильма в деревне напоминает пыль столбом на дороге: для натуральности асфальт засыпали песком. Правда, кроме туристов ездить особо некому, автобус ходит с перебоями, за медпомощью нужно ехать на своей машине в райцентр за 60 километров. А автолавку отменили. Турист, он сам дорогу найдет и приедет, а к нескольким старухам транспорт гонять дорого. Так попытки развивать экономику сталкиваются с тягой к экономии.


12.

Анна Ивановна Кузнецова, мать Надежды, помнит Кинерму другой.

— Деревня раньше красивее была,— строго говорит она.— А сейчас... Все на 50 километров вокруг продано: земля, озера. Рыбачить нельзя, сети ставить нельзя. Даже наша икона (чудотворная икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в часовне Кинермы.— "О") теперь не наша: она в Петрозаводском музее, а числится вообще за Москвой. Все продано, а доску купить мы не имеем права, чтобы восстановить старые дома.

И это правда. И тут еще один парадокс. Государство деревне не помогает, однако власти зорко следят за действиями хозяев.


13. Часовня стоит на бывшем языческом капище, которое тут было 520 лет назад. Старые ели — то, что осталось от языческой еловой рощи

— Милая моя, я подняла свой дом: нижние венцы сгнили. Так приехала женщина из комитета по охране памятников и заявила: "Какое право вы имели поднять дом?" — негодует Анна Ивановна.— Государство считает, что охраняет эти дома, но денег на ремонт не дает, а хозяевам указывает. Значит, я не хозяйка в своем доме!

Тут Анна Ивановна, конечно, зря сердится. Здесь, в Кинерме, все знают, кто в деревне хозяин и кто будет главный на празднике "самой красивой деревни - 2016". Потому как если б не Надежда Калмыкова, никакой бы Кинермы не было. И кино бы не было. И "калиток". Здесь знают: Надежда отступает последней. Точнее, Надежда не отступает.


___
Текст: Мария Башмакова, фото: Александр Коряков, Кинерма — Санкт-Петербург
«Коммерсантъ Огонёк», №21, стр. 15, 30 мая 2016

Tags: архитектура и дизайн, биографии и личности, возрождение, города и сёла, деградация, деревня и село, жизнь и люди, жильё и недвижимость, идеология и власть, интервью и репортаж, карелия, культура, музеи и выставки, народ и элиты, народы, наследие, нравы и мораль, общество и население, памятники и достопримечательности, поколения, провинция, путешествия и туризм, разруха, регионы, родина и патриотизм, россия, север, семья, скандинавия, современность, творчество и промыслы, традиции, факты и свидетели, финляндия, фольклор, фото и картинки, языки
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments