mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Он создал Море и редко писал штиль... / К 200-летию

Ещё о художниках и живописи

Адмирал Айвазовский
К 200-летию со дня рождения великого художника / Созидатели

Великой Октябрьской социалистической революции грех волокиты присущ не был. Всего на 10-й день своего существования Советская власть в лице Наркомпроса опубликовала воззвание «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России». ©

Ещё в «Созидателях» и ещё об Айвазовском


Иван (Ованес) Айвазовский. Автопортреты, 1898 и 1891 годы

В нем говорилось: «Кроме богатств естественных, трудящийся народ унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов древних и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности духа, и т.д. Все это теперь воистину принадлежит народу. Все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему сделаться новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной».
99 лет спустя правнуки и праправнуки упомянутого в документе бедняка и другие «элементы» российского общества в летний зной и промозглость московской осени часами стояли в многотысячной очереди в залы Третьяковки на Крымском валу, чтобы попасть на выставку знаменитого художника – мариниста и баталиста Ивана Айвазовского. Сбылось пожелание большевиков... А в эту субботу, 29 июля 2017 года, все почитатели таланта художника отметят 200-летие со дня его рождения.

... Все долгое южное лето в окрестностях Феодосии главенствуют пять-шесть цветов дикой природы: синий блеск неба, скромный малахит пополам с нежной бирюзой или аспидный ужас Черного моря, хрупкая желтизна ракушечного берега и багровый окрас травы пустынь и пляжей – солянки. Если с любовью и вниманием вглядеться в полотна живописца Айвазовского, можно понять, что за чрезвычайно долгую - более 60 лет со дня начала учебы в Санкт-Петербурге – жизнь в искусстве Иван Констатинович так и не изменил природным краскам своей родины, юго-восточного Крыма. Нет в его картинах безудержного буйства всей палитры – зато какое богатство оттенков самых нужных цветов! Красный цвет появляется в работах Айвазовского только по необходимости, а фиолетовый еще реже. Никогда не перепутает художник изображение сверкающих отражений солнца на воде (жемчужный оттенок) и лунной дорожки (расплавленное серебро). Зеленая краска не так часто используется им для изображения листьев, травы и хвои, как для передачи цвета волн и неба на пейзаже: зеленоватые небеса – к холодам. А вот оранжевый цвет у Айвазовского всегда великолепен и точен: по краям заката или пламени пожара на гибнущем в морской битве корабле он обязательно «подернут пеплом», а в самом центре огненного события всенепременно обнаружится золотой след.

Сын разорившегося армянского купца из Феодосии, Иван Айвазовский окончил Императорскую Академию художеств и уже в 27 лет стал живописцем Главного морского штаба Российской империи. Он получил сначала личное, а затем и потомственное дворянство.

Добился высочайшего чина Российской империи – «действительный тайный советник» (адмирал по-морскому). Побывал более чем в ста странах и городах, в том числе – причем в 75 лет, в сопровождении молодой жены Анны Саркисовой-Бурназян – даже в США, где разумеется, не мог не посетить самую видную водную достопримечательность Северной Америки: его любимая, обычно горизонтально раскидывающаяся вода там падает высокой отвесной стеной. Айвазовский, разумеется, написал «портрет» и этого явления – картину «Ниагарский водопад».


«Ниагарский водопад», 1892

За долгую жизнь в искусстве И.К. Айвазовский стал автором 6000 картин, это очень много, почти по сотне произведений в год. Он умел работать, не отвлекаясь. Был по-восточному спокоен и вальяжен в чем угодно – в одежде, манерах, в выражениях, но только не в отношении к живописи. Да, он поражал трудолюбием. Всем бы так. Но трудолюбию в творчестве ни у старших товарищей, ни у сокурсников научиться невозможно, потому что это ценнейшее для творческой личности качество по природе своей тождественно ничему иному, как энергии. Кому-то Бог дал, кому-то – увы. Так же, как талант.

Но и это не все. После Бога за дело берутся (или не берутся) люди. Судьба Ивана Айвазовского была выстроена еще в те моменты, когда в него, Ованеса Гайвазовского, маленького армянского парнишку из старинного рода Гайвазянов, и в его недюжинный талант поверили не только родители и соседи, но и феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев, по приезде в Петербург – профессора Императорской Академии художеств, а затем и сам император Николай I, который обожал художника Айвазовского и был готов приобрести, кажется, все его картины.

Мы, хочется надеяться, успешно освобождаемся от многолетнего послеоктябрьского пренебрежения по отношению к августейшим особам, их манере обращения с публикой и способам управления обществом.

Жизнь Айвазовского ценна, собственно говоря, не только сама по себе как жизнь большого мастера живописи – она очень ярко показывает, как относились к талантам в императорской России.

Совсем неплохо относились, между прочим, потому что обращали внимание только на истинные таланты, которые невозможно было не заметить. Наверное, поэтому из маленьких русских Иванов, а также армянских Ованесов, или из грузинских Вано, или иных иноязычных российских Константинов (как осетин Коста Хетагуров, поэт и художник), или Исааков (как литовский еврей Исаак Левитан), или Миколаюсов (как литовец Миколаюс Константинас Чюрлёнис) все-таки вырастали гиганты, гении искусства, а не какая-нибудь безрукая или безголосая, словом, бездарная... попса.

Ну, не исключено, конечно, что над неимоверно плодовитым Айвазовским его товарищи по профессии слегка подтрунивали. В конце 1875 года добрейший Павел Петрович Чистяков, художник и, главное, учитель художников – адъюнкт-профессор Академии художеств, писал одному из своих любимых учеников Василию Дмитриевичу Поленову: «Я член общества выставок ("Общество выставок художественных произведений" – Т.К.), странного общества, но хорошего в будущем... конечно, если умеючи вести дело. ...Айвазовский, приглашенный в это общество, с великой благодарностью вступил и уже открывает выставку в пользу общества. Еще у него есть идея – выстроить в Крыму павильон для художников; тоже от имени общества. Вот видите, какой славный юноша появился».

«Юноше» Ивану Константиновичу было в ту пору под 60. И он мог строить не только павильоны. Айвазовскому предстояло еще стать инициатором строительства железнодорожной ветки от Джанкоя через весь степной Крым до Феодосии, возведения в родном городе крупного торгового порта, а в конце жизни он подарил Феодосии картинную галерею с немалым количеством своих произведений и других экспонатов.

Но, может, в том и состоял секрет Ивана Константиновича, рецепт его лекарства от старости: никогда не останавливаться, двигаться, ездить, работать? Только действие выстраивает и сохраняет жизнь, бездействие ее отменяет.

Художник, кстати, довольно редко писал штиль, отдыхающее от бурь море.


«Девятый вал», 1850

Он изобразил в своем собственном стиле столько морских видов, что они легко становятся метафорами для описания людских характеров, достижений, а то и пороков. Его по праву знаменитый, талантливо и мощно написанный «Девятый вал» является не только и не столько живописным образом трагедии неких несчастных путешественников – картина, переполненная миллионами тонн беспощадной соленой воды, даже не кричит, а вопиет об опасности любой неуправляемой стихии, любой «критической массы», ведущей к неотменяемому взрыву, в том числе и массы людской, находящейся под влиянием цвейгова «амока» или иной неподвластной человеку силы...

Размышляя о безудержности русского бунта и конкретно – российской социалистической революции и последовавшей за ней гражданской войны вековой давности, я всегда представляю именно эту картину Айвазовского.

Она, в силу приведенных обстоятельств, не относится к моим любимым.

Любимая – совсем другая. На ней, вопреки пристрастиям мариниста, нет никаких морей или заливов Мирового океана. Всей воды там – только высыхающие лужицы. Местность гористая, вернее, предгорье одной из величайших вершин мира. Солнце – ласковое. Утро – яснее и оптимистичнее которого никогда и не было на земле. Лучезарный ландшафт напоен радостью жизни, счастьем спасения. Семья человека, образ которого тысячелетиями служит миллиардам землян эталоном мудрости и спасительной для многих деятельности, только что спустилась с горы и возвращается домой, к нормальной жизни, о возможности которой возвестила им, по сведениям из Библии, птичка с зеленой веточкой в клюве. Вслед за семьей шагают, ползут и летят вереницей тысячи и тысячи животных, спасшихся от беды благодаря этому известному человеку. Почва под ногами, копытами и лапами «возвращенцев» мягка и податлива, потому что еще совсем недавно была дном грандиозного наводнения – Всемирного потопа...


«Сошествие Ноя с горы Арарат», 1889

«Сошествие Ноя с горы Арарат» – вот как называется это величественное даже для масштабов Айвазовского полотно, хранящееся ныне в Национальной галерее Армении. Несколько лет назад в составе большой экспозиции оно приезжало «на гастроли» из Еревана в Москву. Тогда-то, увидев полотно на выставке в музее, я в него и влюбилась.
_______

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».

Татьяна Корсакова
специально для «Столетия», 28 июля 2017

Tags: 18-19-ее века, армения, биографии и личности, даты и праздники, день рождения, живопись, известные люди, искусство, история, крым и севастополь, культура, наследие, регионы, реки и водоёмы, российская империя, символы, художники, юбилеи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments