mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Девочка с новым стилем / Да какая ж она иностранка! / Возвращаясь к Афганистану... / К 80-летию

Ещё известные музыканты

Через годы, через расстоянья… / «Видно моя судьба — прожить жизнь с песней»
Народная артистка СССР Эдита Пьеха отмечает сегодня юбилей

Пьеху любят если не все, то очень многие. Имя этой певицы давно уже стало для нас своеобразным эталоном исполнительского мастерства. У неё изысканный и безупречный сценический вкус. Никто и никогда не мог упрекнуть певицу за слепое следование модным эстрадным веяниям: она сама всегда была здесь законодателем. ©


Эдита Пьеха

31 июля исполнилось 80 лет певице Эдите Пьехе. С 1957 года ее революционно свободные движения на сцене, выступления по всему миру на французском, польском, немецком языках с шлягерами «Надежда», «Валенки», «Наш сосед», «Город детства» запомнились миллионам. Творческий путь и жизнь Эдиты Пьехи — в статье от «Столетия» и фотогалерее от «Ъ».
Не все, наверное, знают, что Пьеха – первая в стране исполнительница, запевшая по-европейски. И опять же не подражательски, а органично, с присущей только ей манерой. Пьеху невозможно представить погрузневшей, осунувшейся, угрюмой или агрессивной, в некрасивом, вызывающем наряде, с крикливой прической, с другими расхожими эстрадными «прибамбасами». Она всегда – сама элегантность, при взгляде на которую непременно поднимается настроение и хочется подпеть, неважно, есть у тебя голос или нет.


2.
Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 года в пригороде Парижа в семье шахтеров. «Мне было 4 года, когда мама похоронила моего папу. Он умер от профессиональной болезни шахтеров — силикоза — в 36 лет». После смерти отца семья переехала в Польшу. В местной школе Эдита Пьеха пела в хоре, а в 1955 году была направлена на учебу в СССР. Там она выучила русский язык, продолжила петь в хоре, а в 1964 году окончила философский факультет Ленинградского университета имени Жданова по специальности «психология»

Врожденную и воспитанную интеллигентность Эдита Станиславовна проявила и в личной жизни. Несколько лет она работала под художественным руководством Александра Броневицкого. И была его супругой. Потом они разошлись. Пьеха сама воспитала дочь Илону (и какую дочь!), не покинув сцены. Но обиды, злости (вполне понятной, если исходить из обыденной житейской логики) на бывшего мужа не затаила. Благодаря в основном её усилиям, память о Броневицком как неординарном эстрадном деятеле до сих пор хранится в отечественной культуре. Его последний юбилей певица лично организовала и провела на самом высоком уровне.

Наконец, не будем забывать едва ли не главный феномен, связанный с именем этой исполнительницы.

Она (случай уникальный!) сумела стать органической частью нашей отечественной культуры, настоящей народной артисткой, придя в Советский Союз совершенно из другого мира и в такие времена, когда подобные поступки, казалось, невозможны были в принципе.

– Впрочем, Эдита Станиславовна, об этом лучше вам самой рассказать читателям «Столетия».

– Мои родители – поляки. В поисках работы перед Первой мировой войной эмигрировали и поселились в шахтерском поселке юга Франции. Папа спустился в забой шестнадцатилетним, а в тридцать семь мы его похоронили: скончался от профессиональной болезни – силикоза. Следом за ним умер и мой старший семнадцатилетний брат, проработавший три года в забое.


3.
В 1957 году имя Эдиты Пьехи, солистки ленинградского ансамбля, который сама певица назвала «Дружба», впервые появилось на афише. Вместе с ансамблем она выступала в Чехословакии, Польше, Финляндии, ФРГ, ГДР, Австрии, Венгрии, Боливии, Перу, Гондурасе и на Кубе / Фото: Мирослав Муразов

Выпали на мою долю и жестокость фашистской оккупации, и голод, и холод – детство не было беззаботным. Во Франции я прожила девять лет. Вторые девять лет – в Польше, куда мама вернулась с отчимом. Там мы тоже обитали в шахтерском поселке. Росла я болезненной, худенькой, этаким заморышем. Но, видно, от родителей унаследовала хороший инстинкт самосохранения.

Бегала, прыгала, непоседой слыла. В школе, потом в педагогическом лицее уже была заядлой спортсменкой – не занималась разве что лишь тяжелой атлетикой. Сейчас на спорт у меня почти не остаётся времени, однако той, лицейской, закалки хватает. В школе и лицее училась очень хорошо – и собственной настойчивости хватало, и мать с отчимом – суровые, но справедливые люди – меня хорошо подстегивали. За отличные успехи в учебе в 1955 году получила право приобретать дальнейшее образование в Советском Союзе. Училась в Ленинградском университете на психологическом отделении философского факультета. Заканчивала его уже заочно – вовсю концертировала.


4.
Старшекурсница-сибирячка Лиза Шерстенина была очень жестокой. Она издевалась надо мной: «“Вы, иностранцы, дармоеды, едите наш хлеб, а русский знать не хотите!” Я плакала по ночам в подушку, учила язык: “Капитал” Маркса конспектировала со словарем» / Фото: Валерий Генде-Роте

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, почему и как стали петь.

– Пела с детства, хотя в семье ни у кого особых музыкальных способностей не наблюдалось. Солировала в лицейском хоре. А в Ленинградском университете... Здесь всё произошло, как в настоящей сказке. Несколько раз спела в общежитии, и меня быстренько оформили в художественную самодеятельность. Как-то в Таврическом дворце проходил вечер первокурсников. Меня попросили спеть что-нибудь. Исполнила свой «Червонный автобус». Четыре раза вызвали на «бис». А поскольку я действительно хотела, нет – страстно желала петь, то это поощрение как бы катализировало мои честолюбивые намерения. Чтобы иметь возможность проявлять свои певческие способности (они тогда для меня были несомненными), записалась в хор польского землячества. Там меня и приметил Александр Броневицкий – будущий руководитель ансамбля «Дружба». Впрочем, такое название мы получили только в 1958 году, когда впервые выступили в зале Ленинградской филармонии. А в то время Саша ещё руководил студенческим безымянным коллективом. Он и пригласил меня выступить в Голубом зале прославленной консерватории. Там же присутствовал Василий Павлович Соловьев-Седой, который, по слухам, очень тепло отозвался о моем исполнении...


5.
«Никогда не грезила сценой. Все изменила встреча с Александром Броневицким, который взял меня за руку и привел на эстраду». В новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год по приглашению композитора и дирижера Александра Броневицкого Эдита Пьеха выступила с ансамблем студентов в Ленинградской консерватории с песней на польском языке «Красный автобус» (Autobus czerwony) Владислава Шпильмана / Фото: Мирослав Муразов

– Он сказал: «Эта девочка открыла новый стиль в нашей эстраде».

– Тронута такой осведомленностью.


6.
Скоро творческая деятельность начала мешать учебе, и для того, чтобы получить разрешение учиться заочно, Эдите Пьехе пришлось приехать в Москву к министру образования. «Три ночи ночевала на вокзалах, а днем дежурила в Министерстве образования. Наконец секретарша напоила чаем и пропустила на прием к министру. Я сказала на ломаном русском: “Хочу петь и учиться!”»

– Ну, во-первых, я готовился к интервью с вами, а во-вторых, являюсь вашим многолетним поклонником из принципиальных соображений. Да, мы любим вас за голос, тембрально ни на кого не похожий; за вашу манеру исполнения – мягкую, доверительную; за то, что даже в самые незатейливые поэтические строки вы органически вкладываете юмор, иронию, раздумья. Но в главном, думается, мы отдаём вам симпатии потому, что, несмотря на женскую и исполнительскую хрупкость, вы на протяжении уже нескольких десятилетий являете собой как бы спокойный остров в бушующем море музыкальной жизни, серьезно пораженной «роковой» болезнью...

– Я в своих оценках не столь категорична. Всё дело в том, что молодежь – всегда сторонница музыки эпатирующей. И это закономерно. Я ведь тоже когда-то начинала с того, что не пела, а голосила. Хотелось, знаете ли, на весь мир прокричать, да погромче, чтобы люди услышали, какая я счастливая в свои восемнадцать лет. Конечно, критики, специалисты, просто доброжелательные люди сразу заметили, что «молодое дарование» нуждается в хорошей школе. А меня такие советы застали врасплох: петь же я умею, чего же ещё от меня хотят? Но хватило ума серьезно заняться вокалом, изучить теорию музыки, наконец, пуститься в поиски своей песни, перестав петь всё, что под руку попадало.

Училась у Клавдии Ивановны Шульженко, у других мастеров отечественной песни. Главное в этих поисках заключалось в том, что я на эстраде не опровергала, не зачёркивала всего того, что было до меня – старалась себя выразить. Это непросто в зрелом возрасте, в молодые годы – тем более.

Опираясь на те свои университеты, могу сказать: главная беда нашей современной эстрады (это уже конкретно по вашему вопросу) заключается в том, что семнадцати-, восемнадцатилетние и более молодые её хозяева агрессивно отвергают всё с порога: мы – хорошие, все остальные, кто играет и поёт не так как мы – плохие. Хуже всего, что за этой агрессивной самодовольностью редко стоит труд. Большинство молодых поют, как все, стремясь шокировать публику чем угодно, кроме мастерства. Но если кто-то ищет, стремится сказать своё слово в исполнительстве, в формах подачи, то это же замечательно! Как не порадеть такому дерзновению…

С другой стороны, и об этом тоже надо сказать со всей прямотой, в вокально-инструментальном буме во многом повинны руководители филармоний, концертных помещений, всевозможные продюсеры. Они воспринимают интерес публики к ансамблям, исполнителям только с коммерческой стороны. Нездоровый ажиотаж вокруг поп-музыки используется для меркантильных целей. Это благодаря таким «законодателям» появилось понятие «концертная площадка», которая вмещает много слушателей. В эстрадном лексиконе давно установилось деляческое «сеанс». В погоне за выгодой исполнители традиционно стали петь под фонограмму. По-прежнему живуч термин: «Едем на чёс», то есть в города и веси, где неизбалованная публика позволяет попросту «чесать деньги». И получается, что концертов на местах много, но вкусы публики не только не развиваются – наоборот деградируют.


7.
В 1959 году «Дружбу» расформировали, обвинив ансамбль в «пропаганде джаза», а саму Эдиту Пьеху назвали «отрицательным явлением на эстраде». «Я “коверкала русский язык”, музыканты были “стиляги”, а я “кабацкая певичка”, которую полагалось выстирать по самое декольте». Через год Александр Броневицкий возобновил деятельность группы, добившись смотра в Минкульте / Фото: Валерий Генде-Роте

– Эдита Станиславовна, прекрасно понимаю, что не все воспоминания доставляют вам радость, тем более, что вы и не первый раз ими делитесь, но уж коль скоро интервью с вами приобрело некий ретроспективный характер, понятный с оглядкой на ваш большой юбилей, то расскажите, пожалуйста, о тех трудностях, которые вам пришлось преодолеть после ухода из ансамбля «Дружба».

– Он случился в 1976 году. С тех пор, естественно, многие моменты потеряли остроту и для моих поклонников, и для меня самой. Могу лишь заметить, что до определенного момента Саша был для меня непререкаемым авторитетом, и подчинялась я ему беспрекословно. Но потом и человеческое, и творческое мое «я», что называется, потребовало свободы. Саша поначалу расценил это лишь как мой дамский каприз, а когда всё же понял (человек он был очень умный, хотя и очень властный) глубинную суть наших разногласий, то было уже, как говорится, поздно – я ушла. Тогдашнее расставание с коллективом явилось серьёзным моим Рубиконом. Всё взвесив, я прекрасно отдавала себе отчёт в том, что либо наступит конец моей певческой карьеры, либо я сумею всё начать сначала.

Семь, нет, восемь лет понадобилось на то, чтобы довольно не простой организм, имя которому «Эдита Пьеха», «зафункционировал» нормально, чтобы в нём восстановилось ровное кровообращение, чтобы мне поверили, меня поддержали люди, чтобы появилась хорошая техническая база, без которой современный эстрадный исполнитель ничто.


8.
«Сан Саныч был моей главной любовью в жизни. Остальные не стоят того, чтобы о них говорить. Я сама их придумала». В 1956 году Александр Броневицкий стал мужем 21-летней Эдиты Пьехи. Он также выступал вместе с ансамблем. Их брак просуществовал 20 лет / На фото: Эдита Пьеха с мужем композитором Александром Броневицким / Фото: Валерий Генде-Роте

Откровенно говоря, сейчас мне не в пример легче, чем было в начале восьмидесятых. И дочь Илона помогает, и зять, и даже внуки стараются хоть чем-то подсобить бабушке. А ведь ещё несколько лет назад я сама вынуждена была ходить после концертов по различным учреждениям и организациям и говорить: «Здравствуйте, я импресарио Эдиты Пьехи». Аппаратура, свет, звук, репертуар, костюмы, съёмки, записи, переговоры – всё это и ещё многое другое висело на мне одной.

Порой мне казалось, что живу по меньшей мере в нескольких ипостасях. Эдита – женщина, мать. Эдита – артистка: за час до начала концерта я сама себя приводила в боевую готовность – костюм, прическу. После концерта ехала домой и превращалась уже в администратора. Планировала, что предстоит достать, кому позвонить, что сделать.

Уточняла репертуар к гастролям, заботилась о том, чтобы вовремя напечатали программки и верный ли в них текст. Доставала билеты летом в южные города, пробивала отдельные номера для своих музыкантов, чтобы могли репетировать.

Отдаю себе отчёт в том, что для некоторых читателей эти сведения из моей мятущейся жизни представляют не самый жгучий интерес, но ведь для меня то были огромные трудности, которые преодолевала в одиночку. С учётом этих обстоятельств могу сказать больше: на моей памяти немало одаренных, способных певцов так и не состоялись как артистичные личности только из-за того, что не сумели преодолеть перечисленные мною трудности, не находили в себе способностей к администрированию.


9.
В 1968 году на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии на конкурсе политической песни за песню «Огромное небо» певица получила три золотые медали, а одна из песен композитора Владимира Успенского («Следующий!») в ее исполнении получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом / Фото: И. Рыбаков

– По моим подсчётам за многолетний период вашего пребывания на эстраде, вы побывали в тридцати пяти странах. В некоторых – по несколько раз. Какая из зарубежных поездок наиболее вам запомнилась, кроме, конечно, Афганистана, где мы с вами тоже встречались. Поэтому о гастролях туда расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Действительно по миру поездить пришлось. Довелось мне выступать в знаменитой парижской «Олимпии». Причём за повторное выступление, ведение программы и исполнение песен на французском языке я была награждена орденом «За укрепление дружбы». Очень горжусь этой наградой. Не в меньшей степени и тем, что искусство в нашей стране всегда было и остается посланником мира и дружбы между народами.


10.
На протяжении десяти лет Эдита Пьеха была завхозом детского дома. «Когда я поняла, что Стас болтается по улицам, то познакомила его с ребятами из детского дома и с воспитателями. Все для того, чтобы он был под присмотром…» / Фото: Сергей Микляев

Что ещё вспомнить? На Кубе, например, мне присвоили звание «Сеньора песня». Скажите, разве это не трогательно с учётом того обстоятельства, что на острове исполнителей очень много, и многие певцы туда постоянно ездят на гастроли.

А поездки в Афганистан и в самом деле – особая статья. Многажды там побывала. Первый раз приехала на празднование годовщины апрельской революции. В программу включила песни, которые по образному и мелодичному ряду были понятны афганским слушателям. Пела на пушту и фарси.


11.
Эдита Пьеха записала более 20 дисков на студии «Мелодия». Певицу семь раз выдвигали на присвоение звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Ее песни попали в золотой фонд советской и российской эстрады. Часть композиций были выпущены студиями во Франции, в ГДР и на Кубе. Певица побывала с гастролями более чем в 40 странах мира. В 2011 году губернатор Кемеровской области Аман Тулеев присвоил ей титул почетного шахтера

– Нынче многие артисты предпочитают открещиваться от своих посещений той войны...

– Во-первых, не так уж и многие. Из известных – Кобзон, Розенбаум гордятся своими командировками «за речку». А я была там первой советской артисткой. Во-вторых, сейчас вспоминаю свою учительницу, Клавдию Ивановну Шульженко. Всю войну она выступала перед солдатами на фронте. И не очень при этом заботилась о своем благополучии, даже о жизни собственной не думал. Знала, что её пение нужно слушателям. С мыслью об этом ездила туда и я.

С высоты прожитых лет, оглядываясь назад, понимаю, что та война была далеко не самая праведная с нашей стороны. Однако те, кто на ней воевал, даже не подозревали об этом, как и я, кстати. Мы выполняли свой долг: они – воинский, я – артистический, гражданский. Комментировать данное обстоятельство, тем более оправдывать его в чьих-то глазах, не вижу необходимости.

Однажды, в разговоре с журналисткой, я призналась, что очень ждала звания народной артистки Советского Союза, чем вызвала крайнее её удивление и даже раздражение. Как же так, возмутилась дама, ведь быть известной в застойные времена – значит, служить тоталитарному режиму. Нет, я служила всегда людям.

И звание для меня было только лишь признанием народным, что в большинстве случаев так оно и было. Я получила это высокое отличие только в 1985 году, с началом так называемой перестройки, потому что честно стояла в очереди, не стремясь никого оттолкнуть локтями, не прибегая к протекции.

Возвращаясь к Афганистану, замечу, что жили мы там в архискверных условиях. Мне приходилось кормить сухарями крыс, чтобы смягчить их агрессивность. Верите, спала в сапогах – боялась, что укусит крыса. Ни одного концерта за все мои посещения Афгана не состоялось в полном нашем составе: один-два музыканта обязательно страдали расстройством желудка. Слава Богу, никто из нас не заразился серьезной болезнью.


12.
«Все спускала на концертные платья. Мне всегда очень хотелось быть красивой на сцене, чтобы публика радовалась моему облику. Но опять же миллионов за свои выступления я не получала. Мои гастроли приносили хороший доход “Ленконцерту”. К артистам же относились как к товару, на котором можно нажиться. За свой сольный концерт я получала 38 руб. С приходом Горбачева, когда разрешили договорные цены, стала получать 1 тыс. руб. Так что благодаря Михаилу Сергеевичу я зажила более или менее благополучно. А вообще я никогда не стремилась к тому, чтобы озолотиться. Я бы сошла с ума, если бы была очень богатой. Наверное, все раздавала бы бомжам» / Фото: Павел Смертин

– По своему опыту (поймал гепатит) знаю, насколько это было элементарно.

– Как ни странно, но и такие волнения отодвигались тогда на второй план. На первом стояли концерты. Я дала их за сотню. Однажды выступали на окраине Кабула, в кинотеатре. Представьте наше состояние: на сцене три десятка артистов, в зале – меньше двадцати слушателей. Работаем. Первое отделение заканчиваю афганской песней. Выхожу на второе – зал полон и буря аплодисментов. Потом пела для афганцев только в переполненных помещениях. Восток действительно – дело тонкое. Слух, во всяком случае, там разносится с быстротой молнии. Когда люди узнали, что я пою на их языке, стали ломиться на мои концерты. После первых гастролей меня назвали самой популярной в Афганистане зарубежной актрисой (певица награждена медалью Афганистана «Воин-интернационалист». – М.З.).


13.
«Меня же всегда интересовали такие песни, в которых бы я вместе с публикой о чем-то поразмышляла. Советская эстрада была в этом смысле, я считаю, лучшей в мире. Об этом я не раз говорила своему внуку Стасу, когда он решил связать свою жизнь со сценой. Внушала ему, что и сам исполнитель, и слушатели должны понимать не только, что именно ты поешь, но и зачем… Постепенно в его репертуаре стали появляться песни “со смыслом”» / На фото: Стас Пьеха, Эдита Пьеха и Илона Бронневицкая / Фото: Сергей Бертов

– Несколько слов о ваших поездках по стране. По их числу вы тоже бесспорный лидер среди отечественных эстрадных артистов. Но если откровенно – не устаёте от своих частых гастролей?

– Что и говорить: разъезжать по городам и весям – не только удовольствие. Случается, что несколько дней кряду даём по два концерта. Кроме того, я лично не перечеркнула и такое понятие, как общественная работа, не связанная с выступлением на эстраде. Даже в наш меркантильный век я лично откликаюсь на "бесплатные" мероприятия для тех же воинов нашего Западного военного округа. Хотя, Бог ты мой, как сейчас всё это для меня непросто!

С другой стороны, наверное, ничто так не поддерживает меня в творческой форме, как мои многочисленные вояжи по стране.

Утверждаю совершенно искренне: нигде в мире нет такой благодарной, отзывчивой и понятной публики, как мои соотечественники. В этом смысле я очень счастливый человек. Могу выйти на центральную улицу, скажем, Оймякона и буду узнана многими людьми.

Разумеется, в популярности, как и во всём, есть обратная сторона. Однако осознание своей нужности, востребованности по очень крупному счету – это едва ли не самый главный стимул в моем творчестве. При этом я всегда отдавала себе отчёт в том, что моя публика – люди, живущие своим трудом. Как правило, они отдают предпочтение мелодии. В этом направлении работала и работаю. Понимаю, что нельзя всем нравиться. Мой директор права, когда говорит: «Ты не красно солнышко, чтобы всех обогревать». Поэтому выбираю песни со смыслом, содержанием, чтобы у моих потенциальных слушателей появлялись «мурашки по коже». Когда добиваюсь этого – счастлива по-настоящему.

Киножурнал «Наш край». Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха

___

Эдита Пьеха - Город детства

___
Из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Весна идёт". 1966 г. Музыка - Ф. Миллер, слова - Р. Джилкинсон, муз. обр. - А. Флярковский, русский текст - Р. Рождественский / Большое спасибо Анатолию Лукогорскому (г. Тюмень) за предоставленный видеоматериал

Эдита Пьеха - Огромное небо

___
Запись с творческого вечера поэта Роберта Рождественского. 1980 г. В сопровождении ансамбля под руководством Григория Клеймица. Музыка - О. Фельцман, слова - Р. Рождественский

Стас Пьеха, Илона Броневицкая, Эдита Пьеха - Семейный альбом

___
"День Рождения вместе с Вами!"-Концерт Эдиты Пьехи © Стас Пьеха, 11 августа 2013

Пьеха показала, что скрывает под слоем косметики

___
В жизни Эдиты Пьехи были тысячи интервью, но никогда прежде Эдита Станиславовна не была такой откровенной. О легенде советской эстрады уже полвека ходят легенды © НТВ 13 октября 2012

- С юбилеем Вас, Эдита Станиславовна!

- Спасибо!
_______

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Михаил Захарчук
«Столетие» и «Коммерсант», 31 июля 2015

Tags: 20-й век, армия, афоризмы и цитаты, афпак, биографии и личности, войны и конфликты, воспоминания, деградация, день рождения, европа, женщины, известные люди, иностранцы, интеллигенция, интервью и репортаж, кланы, культура, легенды, музыка и песни, наследие, общество и население, поколения, польша, родина и патриотизм, россия, семья, символы, современность, ссср, франция, шоу-бизнес, юбилеи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments