?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Архистория окна в стилях. Возрождение
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё архитектура Средневековья, в т.ч. ЕвропаАрхитектурные традиции эпохи Возрождения
История окна

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по истории окон: от средневековой готики перейдем к архитектуре Ренессанса. Однако прежде напомним основные особенности этого временного периода.

Ещё архистория окна


Палаццо Питти, самый большой из палаццо Флоренции

Эпоха Возрождения, или Ренессанс — это период в истории европейских государств, охватывающий XIV-XVI века. Возникла он в Италии, где еще в конце тринадцатого века вспыхнул интерес к античной культуре, для которой были характерны культ эстетики, стремление к познанию и гуманизм. К эпохе Ренессанса относятся в первую очередь несколько столетий из жизни католических, христианских стран: Италии, Франции, Нидерландов, Испании, Германии.
В эпоху Средневековья главенствовала религия, она определяла все, от государственного строя до повседневных привычек. Для этого времени были характерны приоритет духовного над человеческим, приоритет веры над разумом, на первое место ставилось служение Богу.

В эпоху Ренессанса меняются не только традиции в искусстве: весь жизненный уклад также обновился. Новая эпоха охарактеризовалась, в первую очередь, гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, притом ценности не только его души, но и тела, и разума. Такое мировоззрение присутствовало в античности, откуда черпали вдохновение мыслители и творцы Ренессанса.

Архитектура эпохи Возрождения — сложный для изучения предмет, и вот почему: если в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени перемены были достаточно заметны сразу, то архитектура изменялась не столь быстро. Порой на строительство храмов и дворцов уходило несколько веков! Так, например, известный венецианский Дворей дожей, также известный как Palazzo Ducale, начали строить в 12 веке, еще в Средние века, а достраивали уже в эпоху Возрождения. Архитектура того времени, безусловно, носит отпечаток средневековых традиций, однако различия есть, и они довольно существенные.

Хотя исследователи определяют период Ренессанса, как XIV-XVI века, архитектура этой эпохи относится скорее к XV - началу XVII века. Выделяют три периода: кватроченто, раннее Возрождение, примерно относится к XV веку; высокое Возрождение, первая четверть XVI века; маньеризм, который еще называют поздним Возрождением, относится к периоду 1520-1600 гг.


Дворец Дожей, Палаццо Дукале

В период кватроченто были заново осмыслены и сформулированы классические античные законы пропорций и симметрии, что стало определяющим для архитектуры той эпохи. В то время как архитекторы Средневековья переосмыслили и видоизменили традиции романской архитектуры, взяв некоторые элементы даже из арабской культуры, храмы того времени были устремлены ввысь, а в их постройке зодчие значительно уходили или вовсе отказывались от принципов симметрии. В зданиях же, которые относятся к кватроченто, принципы симметрии и пропорциональности становятся главенствующими. Колонны, пилястры и притолоки располагаются упорядоченно, на смену несиметричным формам и эклектичным фасадам приходят строгие полукруги арки и полусферы купола. Эти же формы характерны и для окон в зданиях: именно тогда появляются флорентийские окна. Они представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких арочек, объединенных одной большой аркой. Все архитектурные традиции опираются на классические произведения Греческого и Римского искусства.

Памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции. К ним можно отнести собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Палаццо Питти, Палаццо Медичи-Рикарди.


Собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция


Флорентийские окна в Палаццо Медичи

Существуют еще два отличительных признака архитектуры эпохи Возрождения. Искусство становится светским, а значит, строятся не только храмы и церкви, но и дома правителей, городских властей и знати. Такие здания перестают напоминать средневековые крепости и становятся более похожими на классические античные здания, тем не менее, при их строительстве применяют все технологические достижения того времени. В частности, в античных домах окна представляли собой прямоугольные проемы, вовсе не застекленные. В многочисленных палаццо окна представляют собой полукруглые арки, разделенные колоннами на две или три части. Те самые бифории и трифории, с которыми мы уже знакомы из статьи про готическую архитектуру.

Второй важный признак — архитектура перестает быть анонимной. Среди самых известных архитекторов той эпохи мы можем выделить фигуру Филиппо Брунеллески. Он по праву считается основоположником архитектуры Ренессанса: именно он разработал теорию перспективы и ордерной системы и вернул в строительную практику множество элементов античной архитектуры. Его авторству принадлежат такие шедевры, как уже упомянутый собор Санта-Мария-дель-Фиоре  и Палаццо Питти, первое здание эпохи Возрождения — Оспедале дель Инноченти, приют для детей, оставшихся без родителей, а также Базилика Сан-Лоренцо.


Базилика Сан-Лоренцо

В период Высокого Возрождения античные традиции продолжили переосмысляться и применяться с большей уверенностью. Здания становятся выше и величественнее, отделка и орнамент богаче. В это время строились в основном светские здания, однако множество дворцов были построены на территории Ватикана. К творцам Высокого Возрождения относятся Донато Браманте, Рафаэль Санти. Из представителей венецианской школы архитектуры можно выделить Джорджо Вазари, автора, тем не менее, знаменитой художественной галереи Уфицци во Флоренции.


Галерея Уфицци

На стыке Высокого Возрождения и Маньеризма творят два главных мастера — Микеланджело Буонаротти и Андреа Палладио. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и купол собора Святого Петра в Риме.

Палладио же называют предтечей классицизма: он создал новую систему пропорций ордеров, используя его не как декорацию фасада, а как основополагающий принцип конструкции, благодаря чему постройки выглядели удивительно гармоничными. Его авторству принадлежит, в частности, Вилла Ротонда в Венеции и собор Сан-Джорджо Маджоре там же. Для палладианской архитектурной традиции также характерно особые окна, которые называются венецианскими (также палладианскими или серлианскими). Конструкция представляет собой трехчастное окно с высокой аркой посередине.


Вилла Ротонда

Из архитектуры Возрождения возник и классицизм, и барокко. Все последующие стили так или иначе опираются на традиции и каноны того времени. Мы обязательно расскажем о них в следующих статьях.

А для того, чтобы подробнее познакомиться с архитектурой этой замечательной эпохи, отправляйтесь в Италию: на улицах Флоренции, Венеции и Рима вы встретите множество шедевров!


promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…