mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Саянское кольцо России #11 Из Хакасии в Туву / Сафроновский могильник

Ещё путешествия по Сибири, в т.ч. природа Сибири
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у volos_t
Дорога к Абазе / Саянское кольцо '2015
Внедорожное краеведение / Сибирь

Южная часть Хакасии богата на археологические достопримечательности не меньше чем северная. В 2009 году мы заглядывали к раскопкам Большого Салбыкского кургана.

Ещё по Саянскому кольцу'2015


___

Посмотреть другое из-за нехватки времени не довелось. В этот раз наверстали упущенное.
Наш дневной маршрут лежал от берега Енисея (где мы ночевали после осмотра Саяно-Шушенской ГЭС и музея в Шушенском) за Абазу в сторону Тывы. Для наглядности ниже его карта.


2.

От Саяногорска до Аскиза дорога ничем не примечательна. В кадр попал только мост через реку Абакан, около которого остановились размять ноги.


3.

От Аскиза ушли в сторону деревни Казановки. Возле нее находится Хакасский республиканский национальный музей-заповедник "Казановка".


Громкое название притупило бдительность и не позволило ознакомиться заранее с тем, что нас там будет ждать. Ожидали увидеть нечто подобное музеям-заповедникам "Шушенское" и "Томская писаница". Реальность оказалась печальней. На месте нас встретил "Хакасский аал" - менее дюжины реконструкций жилищ и хозяйственных построек хакасов, а также жилые юрты для гостей.


А еще стела Ах-Тас, установленная четыре тысячи лет назад в центре геомагнитной аномалии.


7.

На территории музея-заповедника есть еще ряд подобных изваяний, могильников и скал с петроглифами (он занимает площадь 18,5 гектар), но ехать нам ради этого не было особого смысла.


8.

Не став даже заходить на территорию комплекса, мы развернулись и поехали обратно. Точнее не обратно, а наискосок к Сафроновскому могильнику. Нарисованная на картах полевая дорога оказалась слишком уж полевой.


9.

До Кызласа пришлось пробираться лугами и рощами, а от него до Сафроново по убитой грунтовке.


10.

Еще не доезжая до цели стали встречать большое количество каменных стел.


11.

Это остатки от погребальных курганов. Подобные встречаются практически повсеместно на территории степной Хакасии.


12.

Однако на многих стелах находились петроглифы.


13.

Главным образом одиночные.


14.

Но попался и вот такой чудесный камень с хорошо сохранившимися рисунками.


15.


16.


17.

Сафроновским могильникам около 2,5 тысячи лет. Они включают в себя около 50 курганов.


Четыре наиболее примечательных находятся на северной окраине аала Сафроново.


Интересны они, прежде всего, размерами стел и большим количеством петроглифов.


Высота самой высокой стелы достигает 7 метров. На кадре ниже она самая правая.


Для представления габаритов одна из стел могильника на снимке 1913 года С.Д. Майнагашева.


22.

Она же век спустя.


23.

На камнях Сафроновских могильников обнаружены 564 изображения. При этом преобладают не фигуры зверей и людей (как на других писаницах Хакасии), а различные загадочные "космические" символы, бубны, магические атрибуты.


24.


25.


26.

Очень интересное место. Впечатлило куда больше чем музей-заповедник "Казановка".


27.

После Сафроново вернулись на трассу Абакан - Абаза в Полтаково. В этом селе находится Полтаковский музей наскального искусства "Хойа Хоос". Это 93 стелы с более чем тысячей рисунков, возраст самых ранних из которых достигает 4,5 тысячелетия. Стелы были собраны с могильников во время археологических исследований в зоне строительства оросительных систем в Аскизском и Бейском районах Хакасии. К сожалению, их мы не увидели. На момент нашего визита музей уже закрылся. Мы же по трассе отправились в сторону Абазы.

нажмите для увеличения

28.</span></div>
В Абазе тоже есть музей. Местный историко-краеведческий музей расположился в бывшей усадьбе купца Алексея Кипреева. Из-за позднего времени он, как и Полтаковский музей, встретил нас закрытыми дверьми. Ничего не поделаешь.


29.

За Абазой углубились в горы и остановились на ночлег на берегу реки Она в том же месте, где стояли в 2009 году.


30.

Рассказ о переходе в Тыву будет в следующей части.

Через Западный Саян в Тыву

В этой части расскажу о двух днях нашего пути из Хакасии к границе с Монголией. Предыдущее повествование читайте выше.


31.

Ночевали в 50 км южнее города Абаза на берегу реки Она. Стоянку нашли без проблем в темноте. В этом было ничего сложного, т.к. шесть лет назад здесь уже останавливались. Тогда это место очень приглянулось. Нынче хотели провести в нем несколько дней отдыха. Однако полчища очень мелкой мошки, не давшие спокойно поужинать и установить палатку, заставили изменить свое мнение. Утром было решено найти стоянку без гнуса ближе к границе с Тывой.

Река Она в месте нашего ночлега.


32.

Места, через которые проходит трасса в Тыву, довольно живописные. Впрочем, как и все горы.


33.

Кроме этого они еще и опасные. Остовы снесенных полноводием мостов (на которых раньше мы устраивали фотосессии) и следы от оползней, перекрывавших трассу как бы об этом намекают.


34.


35.

Место для очередного ночлега решили найти пораньше при свете дня. Его присмотрели всего в 15 км от границы от границы с Тывой на высоте 1700 метров над уровнем моря. Вокруг стоянки высокогорный лес из кедра и сосен, рядом бежит река Большой Он.


36.

Я хотел побродить с фотоаппаратом по окрестностям, но в этот раз все испортил не гнус, а погода.


37.

Горы затянуло облаками, пошел дождь. Весь вечер просидели в палатке. Ночью дождь прекратился, но вслед за ним пришел холод. Из-за него, а также из-за навязчивой мышки, которая полночи норовила залезть на палатку, хорошо выспаться не удалось.


38.

Утром выглянуло солнце. Местные пейзажи перестали выглядеть мрачно-сказочными.


Водяника.


41.

Жимолость.


42.

Несмотря на это, решили здесь больше не ночевать, а отправиться дальше в путь. Впереди лежала Тыва. Учитывая дурную славу региона, нашей задачей было постараться за день его миновать и въехать на территорию Республики Алтай. Планы, мягко говоря, наполеоновские. Из более чем 500 км пути треть – это плохие грунтовые и грейдерные дороги вдоль границы с Монголией. Но тем не менее ночевать на территории Тывы очень не хотелось.

Сотый перевал – граница Тывы и Хакасии. Высшая точка (2206 метров) трассы Абаза – Ак-Довурак. Для гор высота не бог весть какая. Мы забирались на перевалы и в два раза выше. Но все же место достаточно суровое.


Несмотря на календарную середину лета, здесь только разгар весны с таянием снега и цветочным изобилием.


47.


48.


49.


50.

За перевалом горы пошли на убыль. Сосны в пейзажах за окном заменились лиственницами, а потом и тополями.


51.

Последний перевал (Ак-Суг) и мы попадаем в равнинную Тыву.


Если бы степи Тывы выглядели как заливные луга перед Ак-Довураком было бы еще ничего.


53.


54.

Но пейзажи степной Тывы очень унылые, выполненные в серых тонах. Не понравились они 6 лет назад, не впечатлили и сейчас. В Ак-Довураке пополнили запасы горючего и далее без остановок до очередных гор на трассе в сторону Хандагайты.

Дневной привал в тени вековых лиственниц.


55.


56.

Хандагайты пограничный поселок на границе с Монголией. Дорога до него вымощена вполне сносным асфальтом. В поселке есть АЗС, где доливаем бензин в бак с горой. Дальше нас ждет около 350 км грейдеров, грунтовок, бездорожья, перевалов и всего несколько небольших поселков, где найти бензин довольно сложно. К сожалению, канистру с собой в дорогу брать не стали. Понадеялись на авось.


57.

От Хандагайты уходим на запад вдоль границы с Монголией. Дороги сразу же перестают радовать. Зубодробительный пыльный грейдер с десятками пробитых покрышек по обочинам.


58.

Местные летают на буханках. Но нам машину пока еще жалко, поэтому приходится сбавлять скорость и, по возможности, объезжать грейдер по накатанным боковым дорогам. От этого теряем время и не укладываемся в график. Солнце начинает прятаться за верхушки гор.


59.

Места здесь не сказать, чтобы вызывали восхищение, но значительно интересней, чем в центральной части Тывы.


60.


61.


62.


63.

Из-за сумерек уже ничего не фотографирую. Разве что встреченных у обочины сарлыков. Видим их впервые.


64.

Уже в темноте принимаем решение встать на стоянку у подножия перевала Коге-Дава на берегу реки Каргы. До границы с Монголией от этого места всего 5 километров.

Несмотря на все опасения в отношении визита непрошенных гостей, эта ночевка была одной из самых спокойных. Нас не доставал не гнус, не навязчивые мыши, ни холод, ни какая другая напасть. Так выглядело место нашего ночлега по утру.


Следующий день мы провели в дороге. Рассказ об ней будет в следующей части.

Карта пути для нагляжности. Иконки показывают места ночевок.


Tags: автомотовело, архе_геология, города и сёла, деревня и село, дороги и транспорт, древний мир, кладбища, музеи и выставки, памятники и достопримечательности, природа, природные зоны, провинция, путешествия и туризм, регионы, реки и водоёмы, россия, сибирь, современность, тува, фото и картинки, хакасия
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments