mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

С её величественным взглядом... / К 75-летию

Ещё известные люди кино и театра

Миледи российского кино
Образы отечественных кино и театра

25 августа Маргарита Терехова отмечает 75-летие. Актриса сыграла более 50 ролей, пробовала себя в режиссуре, считалась музой Андрея Тарковского. ©


___

Жизненный и творческий путь артистки — в фотогалерее «Ъ».
Маргарита Терехова родилась в городе Туринск Свердловской области, но вскоре семья актеров перебралась в Ташкент.


2.
«Мама все, что не успела, не доделала в своей актерской жизни,— потом мне и Анечке (дочери Маргариты Тереховой.— “Ъ”) передавала. А как иначе я умудрилась бы окончить школу с золотой медалью, быть капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу, как могла все успеть?..»

В 1959 году актриса поступила в Ташкентский госуниверситет, но бросила его, чтобы поступить на актерский факультет. Спустя пять лет Маргарита Терехова окончила студию при Академическом театре имени Моссовета, а ее мастер Юрий Завадский назвал ее «черным ящичком с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту».


3.
На фото: с актрисой Фаиной Раневской / Фото: Вера Петрусова

После выпуска Маргарита Терехова служила в Театре имени Моссовета и сыграла там около 20 ролей — от самой первой в спектакле «Два вечера в мае» и до последней в «Милом друге» по роману Мопассана.


4.
«Никогда не надо путать персонажей с человеком»

За свою кинокарьеру Маргарита Терехова сыграла более 50 ролей, но дебютировала в кино она в 1965 году — в фильме армянского режиссера Фрунзе Довлятяна «Здравствуй, это я!».


5.
Дочь Анна Терехова: «Каждый день до глубокой ночи она читала сценарии. Ее буквально заваливали ими — раньше же не было компьютеров и прочей техники, поэтому домой к нам приносили огромные папки с машинописными или рукописными сценариями. Конечно, все прочитать мама не могла физически. И сценарии годами лежали у нас дома — ждали своего часа…»

Андрей Тарковский: «Рита, ты думаешь, я не понимаю, что не только ты меня нашла, но и я тебя нашел?»


6.
На фото: в фильме «Зеркало»

Маргарита Терехова лишь дважды работала с Андреем Тарковским — в фильме «Зеркало» и в спектакле «Гамлет», но после этого режиссер назвал ее «обыкновенной гениальной актрисой».


7.
Фото: Галина Кмит

В конце 70-х в ее карьере начался «испанский» период. Именно тогда актриса сыграла в фильмах Яна Фрида «Собака на сене» и «Благочестивая Марта».


8.
«Если кто-то ожидает, что будет чудо, его никогда не будет. Кино (мы же снимали на пленку) — это чудо само по себе. Если оно происходит, это происходит только потом, когда оно выходит на зрителей»

Самой известной работой Маргариты Тереховой, пожалуй, стала роль Миледи в картине «Д`Артаньян и три мушкетера». Георгий Юнгвальд-Хилькевич был не только режиссером ленты, но и другом детства актрисы.


9.
«На самом деле на Ришелье работали две женщины-агента. И только он и сохранял Францию — Анне Австрийской она вообще была не нужна»

Благодаря роли в фильме Арво Ихо «Только для сумасшедших» (1990) Маргарита Терехова получила призы за лучшую женскую роль сразу четырех европейских кинофестивалей, но дальше в ее карьере последовала пауза длиной в десять лет.


10.
«Я даже уверена была, что вышла на другой для себя уровень. Тут-то и начнутся интересные предложения. Но получилось все ровно наоборот — надо мной как будто что-то сомкнулось...» / На фото: с дочерью, актрисой Анной Тереховой

В 2002 году Маргарита Терехова дебютировала как кинорежиссер, поставив фильм по пьесе Антона Чехова «Чайка». Главные роли в нем сыграли дети актрисы Анна и Александр.


11.
«Я не подозревала, что снимать кино окажется задачей не из легких... Но что-то нас спасало. Мне казалось, что нас курирует сам Чехов» / Фото: Дмитрий Лекай

Ее режиссерский дебют в театре состоялся еще раньше. В 1994 году Маргарита Терехова поставила на сцене Театра имени Моссовета спектакль «Когда пройдет пять лет», основанный на поэзии Федерико Гарсиа Лорки.


12.
«Да я давно режиссирую! Только никто этого не хочет замечать...» / На фото: с актерами Александром Линьковым (слева) и Виктором Сухоруковым / Фото: Владимир Федоренко

В 2012 году жюри кинофестиваля «Московская премьера» вручило актрисе награду «За вклад в кинематограф». Сложно поверить, но она стала первой кинонаградой актрисы на родине. В честь 75-летия Маргариты Тереховой об актрисе снимут документальный фильм. Деньги на него собрали в ходе краудфандинговой кампании в интернете.


13.
«У любого человека судьба непростая. И знаки нам подаются с разных сторон. Надо бы уметь понимать...» / Фото: Sergei Metelitsa

Миледи о годах не помнит…
Празднует ли юбилей самая загадочная и красивая актриса нашего кино?

Внешность Маргариты Тереховой никогда нельзя было назвать подлинно русской. В ней нет царственного. Но есть королевское. На протяжении всей актерской карьеры это давало ей возможность перевоплощаться в обаятельных и коварных, капризных и своевольных «тамошних» аристократок. ©

14.

Графиня Диана де Бельфер в «Собаке на сене», благочестивая Донья Марта и, конечно, многоликая Анна де Бейль, леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, графиня де Ла Фер, леди Винтер, обезглавленная в результате бандитского сговора шайкой «благородных» головорезов Людовика XIII в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Эта роль сыграла коварную и не очень-то приятную шутку с актрисой. Ведь она так и осталась для большинства из нас «женщиной нелегкой судьбы» — Миледи.


15.
Кинопробы к фильму «Д’Артаньян и три мушкетера»

Навскидку зритель, действительно, вспомнит эту работу Маргариты Тереховой быстрее, чем завораживающие роли Натальи и Матери в «Зеркале» Андрея Тарковского, учительницы Антонины Сергеевны из «Расписания на послезавтра», Лены Вороновой из, в общем-то, бытовой, но очень «домашней», психологичной картины «Давай поженимся» о поисках семейного счастья, когда тебе «немного за»?


16.
Кадр из фильма «Зеркало»

Многих зрителей Маргарита Борисовна восхищала своей, без преувеличения, неземной красотой. Но были и те, кто говорил, что в ее глазах сквозит из роли в роль отчужденность. Нет привычного нам «русского тепла», а от улыбки веет холодом.

Задавшись целью, причины можно поискать в далеком детстве актрисы. Она родилась в городе Туринск, что в 250 километрах от Екатеринбурга, и росла в семье актеров областного театра. Помнит ли Маргарита Борисовна тот день, когда мать, узнав о том, что у отца три семьи кряду, в которых тоже растут озорные девчонки, изменилась вдруг окончательно и навсегда?

Вскоре отец ушел. Разорванная семейная связь и произошедшая в матери перемена, словно вырвала почву из-под ног маленькой Риты, доказав ей, что нет в этой жизни вечного, ровным счетом, ничего. От слова «совсем».

Непостоянство, характерное для многих актеров, примеряющих на себя не только роли, но и, кажется порой, собственную жизнь, как платье из костюмерной, оказалось свойственно и взрослеющей Маргарите.

Блестяще окончив школу, она проявила хорошие способности в точных науках и хотела было избежать «родительской участи», планируя поступать на физмат в Ташкенте. Но перед талантливой девочкой открылись двери Школы-студии при Театре имени Моссовета, где впоследствии «дамой с величественным взглядом» были сыграны и самоубийственная Клеопатра, и славная дочь Петра — Императрица Елизавета.

Ее актерские работы были успешны! А семейная жизнь не складывалась. «Студенческий» союз с однокурсником Славой Бутенко побил рекорды скоротечности. Роман с женатым Марисом Лиепой тоже не привел к счастью.

Судьбоносной стала картина «Бегущая по волнам», совместного болгарско-советского производства, где актерское партнерство с болгарином Саввой Хашимовым, переросло, как это часто бывает на съемочной площадке, в настоящее («не экранное») чувство. А впоследствии и в брак, от которого у Маргариты Борисовны в 1967 году родилась дочь Анна, продолжившая актерскую династию Тереховых.


17.

Но… Савва не смог найти себя в советском кино. Получив зов из родной Болгарии, где была предложена работа, он вдруг с удивлением понял, что его возлюбленная, карьера которой складывалась куда более успешно, не готова последовать за ним в Софию. Они «остались друзьями».

Череда скоропалительных браков, от одного из которых впоследствии появился на свет сын Александр, словно была попыткой поиска того семейного, настоящего счастья, глоточков которого юной Рите не хватило в теперь уже далеком детстве.

Не потому ли так искренни, так проникновенны сцены и пронзителен легендарный «диалог с бывшим мужем» из «Зеркала». Вспомним его!

— Что ты воешь? Объясни.

— Выходить мне за него замуж или нет?

— Я хоть его знаю?

— Нет…

— Он украинец?

— Ну, какое это имеет значение?

— Чем он занимается?

— Он писатель.

—А его фамилия, случайно, не Достоевский?

— Достоевский…

[…]

— Значит, бездарность.

Именно в этой выстраданной сцене, когда камера работала на одну лишь Терехову, от ее пресловутого холода в глазах и отчужденности не остается ни малейшего следа. Никакая история о мушкетерах или другая комедия никогда не откроет нам истинного мира Маргариты Борисовны.

Не открыл его до конца и Андрей Тарковский. Так… разве что, приоткрыл, снял маску, за которой боль и тоска, слезы и холод человека, которому профессией «Актер» предначертано искать счастье в жизни, дарить его зрителю щедро и от души. Но для себя… так и не найти.

Бездарностей и случайных людей возле самой загадочной, так до конца и непознанной актрисы вертелось множество. Кого-то ожидал успех. А кого-то — снисходительная «улыбка Миледи».

Наступившее после 1991 года «новое время», которое закончилось для многих актеров в лучшем случае уходом из профессии, а в худшем — пьянством, забвением и смертью, не обошло стороной и Маргариту Терехову.

Значимых ролей больше не было. А существовать в новой системе координат, где у руля кинематографа режиссерами всё чаще становились обнаружившие в себе коммерческую жилку вчерашние актеры, а продюсерами – люди, сошедшие с гор и «клепающие» дешевый «кинокорм», было невмоготу. О нужде, увядании былой фантастической красоты проще не помнить. Не потому ли так незаметно, на «кошачьих лапах», подкралась возрастная болезнь? Та самая, дающая, пусть это не выглядит кощунством, «спасительное беспамятство».

В кино Маргарита Борисовна предстала перед нами в последний раз в 2005 году, в ею же режиссированном фильме «Чайка», не обретшем, впрочем, должного признания.

А дальше… тишина. Не было сил, здоровья, средств, возможности. Зато были злые языки, которые, словно дождавшись «звездного часа», трубили во всеуслышание о том, что Маргарита Терехова сошла с ума, блуждает по улицам, беседуя сама с собой, заглядывает в родной театр, в надежде, что коллеги угостят ее вином. Писали, что актриса так увлеклась мыслью сыграть роль Ксении Блаженной, что… ушла в «дебри» новой роли и… не смогла вернуться из нее.

Каждому из авторов этих «сенсаций» стоило бы ответить цитатой из стихотворения Арсения Тарковского, которое прозвучало в бесспорно лучшем фильме актрисы — «Зеркале»

Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет.


Кто знает? Празднует ли сегодня свой юбилей Маргарита Терехова? Или своими мыслями она в тех прекрасных и далеких временах, где на смену одной блестяще сыгранной роли незамедлительно приходила другая?

Мы любим Вас, Маргарита Борисовна!
Андрей Карелин
«Коммерсантъ» / «Русская планетаъ», 25 августа 2017

Tags: афоризмы и цитаты, биографии и личности, даты и праздники, день рождения, женщины, известные люди, искусство, кино и театр, культура, медицина и здравоохранение, режиссёры, россия, семья, символы, ссср, фильмы, фото и картинки, юбилеи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments