«Я хорошую жизнь прожил, я счастливый человек» / Умер Зураб Соткилава
Знаменитому оперному тенору было 80 лет / Народные артисты СССР
Оперный певец, народный артист СССР Зураб [Лаврентьевич] Соткилава умер в Москве в возрасте 80 лет. Жизненный и творческий путь артиста — в фотогалерее «Ъ». ©
Ещё ушедшие известные люди

Зураб Соткилава / Фото: Дмитрий Лекай
«У него была тяжелая болезнь, с которой он боролся до конца»,— цитирует ТАСС генерального директора Большого театра Владимира Урина. Как рассказал РБК Иосиф Кобзон, прощание с Зурабом Соткилавой пройдет 20 сентября в Большом театре. Похоронен артист будет в Тбилиси.
Зураб Соткилава родился в Сухуми в 1937 году. В 1965 году он окончил Тбилисскую консерваторию, после чего до 1974 года выступал в Грузинском театре оперы и балета. С 1966 по 1968 год стажировался в миланском театре Ла Скала. В 1973 году певец дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе в опере Бизе «Кармен», в 1974 году вошел в оперную труппу театра. Самыми значительными своими оперными работами он считал «Отелло» и «Кармен». В последние годы жизни Зураб Соткилава преподавал в Московской консерватории. В 2015 году у певца была диагностирована злокачественная опухоль поджелудочной железы. Он лечился в России и Германии.
_______

2.
На 81-м году жизни умер от онкологического заболевания тенор Зураб Соткилава, народный артист СССР, одна из самых ярких знаменитостей советского оперного театра.

3.
Весельчак, балагур, чудесный и артистичный собеседник, умевший и «говорить красиво» о премудростях оперного ремесла, и со всем своим темпераментом пускаться в гомерически смешные рассказы о случаях то из тбилисской юности, то из взрослой гастрольной жизни. Таким для очень и очень многих он оставался до самого недавнего времени. Да и с концертами продолжал выступать до самого недавнего времени (шутка ли — на восьмом десятке петь вердиевского Отелло), несмотря ни на возраст, ни на злосчастный диагноз, поставленный два года назад: казалось, что так и должно быть, что энергии, жизнелюбия, везения, страстной охоты петь ему было отпущено не на одну жизнь.

4.
При всей этой лучезарности и удачливости он на самом деле оставался человеком жесткой самодисциплины. Такую не всегда с младых ногтей прививает оперная выучка — но Соткилава до двадцати с лишним лет и не собирался в певцы. Была (уговорили родители) музыкальная школа, но времени и сил на нее оставалось совсем немного, а советы сведущих людей заняться вокалом и развить способности, которые-де есть, до поры до времени у будущего солиста Большого ничего, кроме смеха, не вызывали. У него было занятие посерьезнее: футбол. В 1953-м он уже играл в сухумском «Динамо», два года спустя перешел в «Динамо» тбилисский, еще через год стал капитаном выигравшей всесоюзное первенство юношеской сборной Грузинской ССР. Но на дальнейшей футбольной карьере в конце 1950-х поставили крест два тяжелых перелома.

5.
Только после этого он все-таки поступил в Тбилисскую консерваторию, где у начинающего баритона наконец распознали настоящий голос — прекрасный лирико-драматический тенор. Заканчивал консерваторию Соткилава уже в ту пору, когда в Москве только что прошли гастроли «Ла Скала», когда конкурс Чайковского уже заявил о себе в международных масштабах в полную силу (хотя состязания вокалистов там еще не было — свою серебряную медаль на конкурсе Соткилава получит только позже, в 1970-м), и выезд молодых артистов на учебу в капстраны уже перестал быть невидалью. Получив консерваторский диплом, Соткилава отправился в Милан, где в 1966–1968-м проходил стажировку в «Ла Скала».

6.
Пожалуй, единственное, чего ему, к сожалению, не досталось,— это полновесная международная карьера, которая была вполне возможна для певца его калибра. Такая, какую получил, например, другой великий советский Отелло, Владимир Атлантов, стажировавшийся на миланской сцене практически в то же время и под присмотром того же самого педагога, что и Соткилава.

7.
На фото: с певцом Олегом Газмановым / Фото: Валерий Левитин
Гастроли — те бывали, как и полагалось при настолько образцово-показательной внутрисоветской карьере. В 1965-м — дебют в Тбилисском театре оперы и балета (он пел Каварадосси, ставшего одной из его «визитных карточек»), в 1973-м — дебют в Большом (дон Хозе в «Кармен»), в 1979-м — знаменитый Отелло, на которого приходили члены Политбюро и который принес Соткилаве звание народного артиста.

8.
Теноров такого дарования и такой огранки в позднесоветском оперном контексте семидесятых-восьмидесятых было немного. Именно поэтому очень важной была и его работа в Московской консерватории, где он преподавал в общей сложности несколько десятилетий. «Я хорошую жизнь прожил, я счастливый человек,— говорил он десять лет назад, отмечая 70-летие.— Все в жизни попробовал, все, что хотел спеть, спел».
Зураб Соткилава. Финальная ария Отелло из оперы "Отелло"
___
Запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. Из т/ф "Мастера оперной сцены. Зураб Соткилава". 1985 г. Музыка - Дж. Верди.Запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. Из т/ф "Мастера оперной сцены. Зураб Соткилава". 1985 г. Музыка - Дж. Верди___
Умер Зураб Соткилава
Прощание с Зурабом Соткилавой пройдет в Большом театре 20 сентября
В возрасте 80-ти лет скончался советский, российский и грузинский оперный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава. С 1965 года Соткилава был солистом Грузинского театра оперы и балета имени Палиашвили. В 1966-1968 гг. он также сотрудничал с театром Ла Скала. Дебют в Большом театре состоялся в 1973 году. Годом позже певец вошел в оперную труппу ГАБТ. Кроме того, Соткилава преподавал в Московской консерватории. Причиной смерти называется онкологическое заболевание; певец будет похоронен в Грузии. ©

9.
В июле 2015 года стало известно, что у оперного певца Зураба Соткилава обнаружен рак поджелудочной железы. В Германии Соткилаве сделали операцию, он прошел курс химиотерапии в России и в августе объявил об излечении и уже осенью провел первый после выздоровления концерт, выступив в Сергиевом Посаде.

10.
«После операции Зураб Лаврентьевич чувствовал себя неплохо, и была надежда, что все будет хорошо. Но, к сожалению, этого не произошло», — рассказали РИА «Новости» родственники певца. По их словам, Соткилава скончался в ночь на понедельник, 18 сентября.
Прощание и погребение Зураба Соткилава пройдут в Грузии, пишет «Интерфакс» со ссылкой на его супругу.
В то же время Иосиф Кобзон рассказал РБК, что прощание с певцом состоится в среду, 20 сентября, в Большом театре, а похоронен он будет в Тбилиси.

11.
Зураб Соткилава родился в 1937 году в Сухуми, с детства увлекался футболом и, по его собственным воспоминаниям, уже в 14 лет играл в сухумском «Динамо» (в то время играло в чемпионате Грузии), а в шестнадцать его взяли в тбилисское «Динамо». Он был капитаном молодежной сборной Грузии, которая стала чемпионом СССР, попал в основной состав «Динамо» и мог бы стать звездой футбола, но две тяжелые травмы, полученные в международных матчах в конце 50-х, поставили на спортивной карьере Соткилавы крест.

12.
Он не отчаивался. «Я готовил себя к профессии горного инженера», — вспоминал Соткилава о еще одной своей ипостаси — еще во время игры в «Динамо» он поступил в Политехнический институт и окончил его через год после ухода из спорта. Но на шахте поработал только во время институтской практики.

13.
В детстве Соткилава по настоянию родителей занимался и музыкой, но футбол любил больше, и даже восхищение своим голосом воспринимал спокойно («Грузинский народ очень музыкален, у нас поют все — от мала до велика», — вспоминал он позже). Но уже через день после окончания Политеха 23-летний Соткилава подал документ в Тбилисскую консерваторию — и был принят.

14.
В консерватории учителя исправили ошибку молодого певца — он начинал учиться как баритон, но оказался тенором. В 1965-м он дебютировал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета, исполнив партию Каварадосси в «Тоске» Пуччини, через год отправился на стажировку в театр «Ла Скала», в 1968-м получил главный приз болгарского фестиваля «Золотой Орфей», через пару лет выиграл вторую премию международного конкурса имени Чайковского в Москве.
В конце 1973 года Соткилава — уже в статусе народного артиста Грузинской ССР — вышел на сцену Большого театра. А потом был принят и в оперную труппу.
За время работы в главном театре страны Соткилава сформировал свой репертуар (критики называли его «классическим героем-любовником итальянской оперы») — в него входили как партия Отелло из оперы Верди, так и Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Он пел и Самозванца из «Бориса Годунова» Мусоргского — и уже в нулевые возмущался новой версией этой оперы. Соткилава гастролировал в Европе, пел в парижском Театре Елисейских Полей, в США, в Италии. В 1979-м он получил почетное звание народного артиста СССР.
Наград у Соткилавы вообще было много —
он получал ордена и медали, был лауреатом Госпремии Грузинской ССР (в 1983-м), уже в наше время был удостоен тремя российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» (вторую степень он получил летом 2017-го). После распада СССР продолжал жить в России, но не забывал и родную Грузию — и его расстраивала только невозможность приехать в Абхазию; ему могли помочь с этим власти России, но он не стал просить о помощи. Очень тяжело Соткилава принял и грузинско-российскую «пятидневную» войну в августе 2008-го — но не стал вставать ни на одну из сторон конфликта.

15.
По теории Соткилавы, поколения в опере сменяются раз в 25 лет. Себя он относил к тому поколению, в котором выступали Елена Образцова и Евгений Нестеренко, и сокрушался, что они «задержались на сцене». Можно позволить себе с ним не согласиться - все трое, и Соткилава прежде всего, были лицами российской культуры и любимцами — как власти, так и народа; «на Соткилаву», где бы он ни выступал, спекулянты всегда продавали билеты втридорога. Соткилава так и вовсе был настоящей поп-звездой — еще с советских времен появлялся в новогодних «огоньках», а в наше время был частым — и очень интересным — гостем программ телеканала «Культура».

16.
«Нас некому сменить», — тем не менее, сетовал говорил он в одном из интервью, но делал все, чтобы исправить эту ситуацию — с середины 80-х Зураб Соткилава преподавал на кафедре сольного пения в Московской консерватории. Чтобы новые певцы все же появлялись, а поколения сменялись в положенный срок.

17.
Зураб Соткилава: «Смерти нет!»
Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы
Я не поверил. Когда мне два года назад сообщили, что у Зураба Лаврентьевича обнаружили онкологию, я не поверил в это. Мне подумалось, что кто-то выдумал эту чушь, небылицу, которой никогда не было и быть не могло. И вот почему. ©

18.
Этот человек излучал жизнь. Казалось, Соткилава — это не только фамилия великого российского тенора, но и понятие, которое вобрало в себя подлинное сценическое величие, силу уникального, неповторимого голоса, а еще мужественность, истинную человечность, которую помнят те, кому посчастливилось встретить Зураба Лаврентьевича в жизни хотя бы раз.

19.
Зрители помнят его потрясающего, проникновенного Хозе из «Кармен», Отелло, Ричарда…. Каждый раз, когда великий оперный певец появлялся на сцене Большого театра или выступал где-то на другом краю Земли, его энергии хватало на то, чтобы охватить ею крупнейшие залы мира и позволить пережить каждому из стучавших в этих залах сердец настоящий всеочищающий катарсис.

20.
Здоровье дало резкий сбой в 78 лет. Зураб Лаврентьевич ощутил острые боли в желудке и области сердца. Была очевидна и потеря веса… Страшные симптомы, которые знакомы тем, чьих родных и близких «атаковал» рак.
— Какое-то уплотнение! – буднично развели руками доктора после УЗИ. И он понял все сразу, приняв вызов судьбы так, как принимали его сценические герои. Симптомы, как и подкравшаяся болезнь, не вызвала у него внутренней дрожи. Еще до того, как о результатах последовавшего вслед за ультразвуковым исследованием МРТ сообщили его родным, он решил бороться и, как ни в чем не бывало, продолжал работать!

21.
Перед его глазами стояло лицо Елены Образцовой, сценический тандем с которой можно считать самым удачным в истории русской оперы. Эти люди, являющиеся частью истории великой русской культуры, были дружны в жизни. Зураб Лаврентьевич поддерживал Елену Васильевну, когда у нее был обнаружен рак крови. Увы, она ушла из жизни в самом начале 2015 года, шокировав своей смертью всех. Ведь о ее болезни практически никто не знал.

22.
Но Соткилава о своем заболевании заявил во всеуслышание, став примером мужественной борьбы с болезнью для тех, кто любил и продолжает его любить сегодня, не только в радости, но и в горе. В те минуты, когда он появлялся в онкологическом центре на Каширском шоссе, людям в больничных коридорах, отягощенным той же бедой под медицинским шифр-кодом «04», становилось немного легче.
— Ба! Да ведь сам Соткилава! – неслось ему вслед. А он улыбался всем и каждому. Находил время для того, чтобы по дороге в кабинет врача улыбнуться, поинтересоваться самочувствием, диагнозом, пожать руки, пожелать удачи.

23.
Он не был «звездой» в том бесконечно пошлом значении слова, которым проникаемся мы, читая о своенравии, заносчивости, пренебрежении к поклонникам иных знаменитостей. Зураб Соткилава был Великим Артистом, и его величие заключалось в умении находить путь к сердцу человека и в тот момент, когда он пел на сцене, и в тот момент, когда бодро шагал по коридору в кабинет онколога. Последнему утешить мэтра было не чем.
24.
А он не унывал. Болезнь отца сплотила всю семью. Прилетели дочери, проживающие в Мадриде, которым в формате шутки, привычно улыбаясь и балагуря, Зураб Лаврентьевич поведал, как они будут жить без него.
25.
Но отравление организма, приведшее к кризису, было настолько сильным, что стало очевидно: без операции в одной из лучших клиник в Германии исход наступит очень быстро. Здесь его ждал сюрприз, который устроили ему доктора…
26.
Зураба Лаврентьевича привезли в операционную… где-то в глубине души шевельнулся… нет, не страх, а что-то похожее на гложущую измученное болезнью сердце тоску.
27.
И вдруг! Двери операционной распахнулись. Вошли доктора! Они акапельно исполнили итальянскую песню, которую часто исполнял Зураб Соткилава.
— Jammo, jammo, ncoppa jammo ja!
Zurab Sotkilava - Funiculì - funiculà - 1983
___
"Фуникулёр". Неаполитанская песня, посвящённая открытому в конце 19-го века первому в Неаполе фуникулёру на вулкан Везувий. Музыка Луиджи Денца. Слова Пеппино Турко в переводе на итальянский. Исполняет народный артист СССР Зураб Соткилава. 1983 г.___
Ну, разве не чудо? В тот момент ему именно так и показалось. Он хотел что-то сказать, быть может, слова благодарности, но тут один из заморских «чудотворцев» быстро опустил на его лицо маску, отправляя в объятия Морфея…
Великий тенор пришел в себя только спустя 8 часов, когда, наконец, завершилась операция. Посмотрел на доктора-певуна. И вдруг заметил, что его глаза… улыбаются! Добрый знак. Врач заметил, что пациент в сознании и поднял вверх большой палец. В Древнем Риме этот жест означал, что борец будет жить. Это было 30 января 2015-го.
28.
Впереди были целых 2 года 8 месяцев и 18 дней жизни. Целых три весны, воздух которых после такого испытания у каждого человека на свете ценится несоизмеримо выше.
На этой ноте мы закончим наш рассказ о человеке, любившем жизнь, творчество и людей, которым Зураб Соткилава никогда не уставал дарить веру в то, что всё будет хорошо.
Зураб Соткилава. Метелица
___
Фрагмент концерта. Из т/ф "Мастера оперной сцены. Зураб Соткилава". 1985 г. В сопровождении хора ГАБТ. Музыка - А. Варламов, слова народные___
Интернет-издание «Русская Планета» выражает самые искренние соболезнования родным, близким и поклонникам таланта Зураба Лаврентьевича Соткилавы.
Андрей Карелин
«Коммерсантъ» / «Газета.ру» / «Русская планета», 18 сентября 2017
«Коммерсантъ» / «Газета.ру» / «Русская планета», 18 сентября 2017
Community Info