Записки провинциального фотографа
На снимке - архитектор и монументальный живописец Анатолий Алексеевич Смирнов. Он является автором замечательных мозаик ИГЭУ, рассмотренных в первой части моего исследования.
Ещё в серии
___
Позади него панно с портретом Г. М. Кржижановского, который был не только революционером и ближайшим сподвижником Ленина, но и талантливым ученым-энергетиком, руководителем работ и автором плана ГОЭЛРО. Именно Глебу Максимилиановичу обязана своим существованием Единая Энергетическая Система нашей страны. Ну, а Игоря Васильевича Курчатова, надеюсь, узнали все.
Я решил расспросить Анатолия Алексеевича об истории создания этих произведений искусства.
- Расскажите, как в советские времена проходил процесс создания подобных работ. Не мог же художник просто так, по собственной инициативе, взять и выложить мозаику на стене?
Конечно, не мог. Была серьёзная организация под названием Художественный фонд. У СССР был свой Художественный фонд, у РСФСР - свой. В ивановском отделении Худфонда художники работали либо в списочном составе, либо по договорам. При фонде существовала комиссия по распределению заказов, которая решала, кто будет выполнять работу. Автор делал эскизы, согласовывал их с заказчиком, но вначале показывал работу на художественном Совете. Совет состоял из известных, авторитетных художников, которые определяли качество и стоимость работы.
Мне очень повезло. Получив этот заказ, я отправился на творческую дачу, в так называемую Сенежскую студию, где два месяца работал над эскизами. Эти эскизы высоко оценила Монументальная комиссия Союза художников РСФСР и рекомендовала их для участия на ретроспективной выставке монументальной живописи. Заказчику моя работа тоже понравилась.
Следующей стадией стал "картон", так художники называют рисунок на бумаге в натуральную величину. Рисунок затем переносится на стену и дальше начинается выкладка мозаики. Чтобы справиться с таким объемом, пришлось привлечь целую бригаду помощников, которых комиссия по распределению закрепила за каждой из мозаик. Но работали они под моим руководством.
- Вы помните их имена?
К сожалению, некоторые из них уже ушли из жизни. Например, Олег Мясцов, замечательный акварелист и исполнитель мозаик, Иван Круглов, Геральд Иванов. Иван Смирнов и Александр Петров, к счастью, здравствуют.
Но часть мозаик я выполнил сам, и помогал мне в свободное от работы время мой сын Алексей.
- Кто оплачивал работу, снабжал материалами?
Деньги выделял заказчик. Новый корпус института проектировал московский архитектор Алексей Голощапов, он даже еще не был до конца построен, когда ректор Энергоинститута Юрий Бородулин обратился в худфонд с просьбой помочь в оформлении. Мне пришлось изрядно потрудиться на творческой даче при работе над эскизами.
- Кто подбирал героев для мозаик?
Ректор, это его инициатива. Он дал мне готовый список имен. Пришлось досконально изучить их жизнь и деятельность, это оказалось довольно интересным.
- А не удивило, что среди героев нет Владимира Ленина, чье имя носил институт?
Институт имени Ленина? Честно говоря, я только сейчас узнал об этом. Мы всегда называли его просто энергоинститут.
- Где брали смальту?
За смальтой, в основном, ездили в Ростов-на-Дону, на небольшой заводик. Она варится из стекла с добавлением множества элементов. В моей коллекции есть образцы очень красивой дореволюционной смальты с царскими вензелями. Говорят, в ней есть и серебро, и золото.
После завершения эскизов, мы определяли количество необходимого материала и его оттенков. Этот этап называется "подбор палитры". Если на нашем складе смальты не хватало, в Ростов отправлялся автор с выкрасками. Затем ее привозили на грузовике.
Для этих мозаик потребовалось более пятидесяти различных оттенков.
2.
- Кто из героев Ваш любимый персонаж?
Они все мои дети, я затратил на них много сил и энергии. Они рождались у меня сначала в голове, потом на бумаге и т.д. Не знаю, может быть, Ньютон.
- Почему яблоко в руках Ньютона изображено так, что сразу и не поймешь, то ли он подбросил его в воздух, то ли это сердце ученого?
Яблоко падало с дерева. Я запечатлел тот исторический момент, когда оно пролетало мимо сердца ученого. В результате родился закон всемирного тяготения.
- Откройте главную тайну. До сих пор ведутся споры о том, кто сидит в ногах у Архимеда: Фалес или Пифагор?
На самом деле это Эвклид с неким безымянным учеником. Но если вы видите в нем Пифагора с Архимедом, так тому и быть. Живопись нужно воспринимать как поэзию.
3.
- Я отснял все наружные мозаики, сохранившиеся в нашем городе и хочу сказать, что Вашим повезло больше остальных.
Потери все равно есть. Бесконечные ремонты и модернизации здания съели края многих мозаик, протечка уничтожила кусок композиции с Галилеем. Но в целом я рад, что они пока еще живы.
- А какие другие Ваши работы сохранились в Иванове?
Сохранились мои росписи в магазине Экстра на площади Победы. Я член Союза художников, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, член союза архитекторов. Специализировался на витражах, мозаиках и цветных левкасах. К сожалению, практически ничего не осталось. Последний мой витраж на проспекте Энгельса в бывшем магазине "Керамика" был посвящен Золотому Кольцу. Когда-то там находилось туристическое агентство, для них я и сделал эти витражи. Но несколько лет назад туда переехал областной суд и выбросил их на свалку. Мне хотелось бы, чтобы руководители организаций придерживались элементарной культуры, и в случае, когда сами не понимают ценности тех или иных произведений искусства, обращались бы за помощью к специалистам. Сломать или закрыть - проще простого. Кстати наш Президент недавно высказал мысль о том, что если работа художника не нравится чиновнику, то он все равно не имеет права вмешиваться в творческий процесс.
- Сейчас в Иванове ведутся дискуссии, являются ли мозаики объектами культуры и стоит ли их охранять. Каково Ваше мнение?
Всякую творческую работу надо беречь и охранять! А в данном случае, кроме прочего, были затрачены большие деньги государства. Конечно, в советское время с мозаиками был некоторый перебор и не все они были высокого художественного уровня. До наших дней дошло немало интересных образцов, которые мы обязаны сохранить. Нигде в мире не было такого количества гигантских мозаик, как в нашей стране. Я до сих пор считаю, что их было неоправданно много. Но раз сделали, потратили на это силы и средства - надо беречь!
4.
Смирнов Анатолий Алексеевич
Родился 24 мая 1937 года в учительской семье в городе Балта Одесской области. После окончания средней школы, приезжает в Москву. Поступает на работу в мастерскую реставрации памятников архитектуры института МосПроект. Выполняет обмеры, зарисовки. В 1956 году поступает, а в 1962 году заканчивает Московский архитектурный институт. Учился у Дейнеки А.А., Милюкова Б.П., Кринского В.Ф., Ламцова И.В., профессора Синявского. Дипломный проект – гостиница Националь в центре Москвы. В 1962-65 гг. работал над созданием проектов интерьеров, малых архитектурных форм и выставок в комбинате художественных работ Худфонда. Автор проекта (совместно с Лораном Б.Ю.) зональной художественной выставки “В едином строю” (1964г.) на ВДНХ. Участник и главный художник по разделу декоративно-прикладное искусство.
В 1964 г. - кандидат Союза Художников.
В 1965 г. переезжает в г. Иваново и работает в ивановских мастерских Худфонда РСФСР.
В 1966-69 гг. - главный архитектор г. Иваново. Работа над генеральным планом г. Иваново, и утверждение его правительством.
Является автором большого количества работ монументальной живописи.
В 1968 г. – член Союза Архитекторов СССР.
В 1989 г. – член Союза Художников СССР.
Участник республиканских и российских выставок монументального искусства: Казань 1976 г., Сочи 1978 г., Липецк 1981 г., Ярославль 1988г., Ярославль 2008г.
В 2012 г. награжден почетной грамотой министерства культуры Российской Федерации.
Социалистическое граффити города Иваново (часть V - Все, что не вошло в предыдущие главы)
5.
25) Жилой дом ( Слесарный переулок, 15, 57° 0'26.06"С 40°57'18.93"В )
Конструкция в виде серпа и молота смонтирована на крыше девятиэтажного здания. На ней до сих пор сохранились патроны под лампочки. Наверное, это эффектно смотрелось в темное время суток, но сегодня дом окружен со всех сторон не менее высокими зданиями и деревьями с густой кроной. Так что увидеть серп и молот на крыше можно лишь с нескольких точек. Я много раз проходил внизу и не догадывался, что находится на крыше. Наверное, именно поэтому конструкцию до сих пор не демонтировали.
6.
7.
26) Жилой дом ( микрорайон ТЭЦ-3, д.51, 56°57'27.63"С 41° 6'39.26"В )
8.
Если бы не ролик на местном ТВ, рассказывающий о коммунальных проблемах жителей этого дома, вряд ли бы мне пришло в голову исследовать данный район на предмет мозаик, а их тут оказалась даже не одна.
9.
27) Бывшая пожарная часть ( микрорайон ТЭЦ-3, 56°57'26.28"С 41° 6'39.35"В )
10.
Рядом с проблемным домом с серпом и молотом высится башня с ракетой. Стоит она на огороженной территории, у которой даже нет адреса. Когда-то здесь располагалась пожарная часть, а ныне здания находятся в частной собственности
11.
12.
28) Средняя школа №9 ( микрорайон ТЭЦ-3, д.14, 56°57'7.47"С 41° 6'8.50"В )
13.
Корпуса школы украшены по фасаду краснокирпичными ромбами. Но не они привлекли мое внимание, а вот эта птица. Когда-то в нашем городе, пролетариат которого никакой ценой не должен был, по словам В.И.Ленина, уступить завоевания революции, школы строили в форме птиц, а полвека спустя такими архитектурными сложностями уже не заморачивались. Скромная мозаика в виде летящей чайки - уже здорово!
14.
15.
29) Фабрика "Айвенго" ( ул. Шестернина д.39А 57° 0'48.58"С 40°58'3.27"В )
Мы уже были на этом месте в прошлом году, когда рассматривали мозаичное панно "Ленинский комсомол". И как-то совсем я не обратил внимание на витражи в переходе между корпусами фабрики "Айвенго". Да, они предназначены для внутреннего рассмотрения, но ближе к закату становятся видны и для тех, кто находится снаружи.
16.
Снимки сделаны на сотовый телефон и слишком издалека. Поэтому трудно рассмотреть, что именно изображено на витражах. Возможно, их сделали уже в пост-советское время.
17.
18.
Рекомендую читателям выяснить это самостоятельно, вооружившись зрительной трубой или телеобъективом
19.
30) Завод "Автокран" ( ул. Некрасова, 61, 56°58'23.37"С 40°57'36.36"В )
Не уверен, что эти баннеры находятся здесь с советских времен. Допускаю, что их повесили в шальные 90-е. Но по своему содержанию они очень даже советские.
20.
21.
31) Филиал Российского Красного Креста ( ул. Марии Рябининой, д.26/26, 56°59'53.88"С 40°59'33.25"В )
22.
Еще один серп и молот на здании Ивановского отделения Российского Красного Креста. Зданию скоро стукнет 80 лет и его правому крылу требуется ремонт. Если он пройдет также, как и в левой половине, от серпа и молота останется лишь эта фотография.
23.
32) Жилой дом ( ул.Павленко, д.14, 56°58'46.74"С 40°57'29.73"В )
24.
Когда-то в этом районе располагался военный аэродром, с которого начал свой славный, героический путь полк истребительной авиации "Нормандия-Неман". После войны территорию аэродрома застроили двух и трехэтажными домиками в один-два подъезда. О прошлом района напоминает соседняя с Павленко улица, которая называется улицей 3-го авиаотряда. Почти у всех подъездов здесь имеется аналогичный треугольный навес, но звезда есть только на одном.
25.
И раз уж речь зашла о красных звездах нашего города, не могу не упомянуть о самой известной из них. Скромный аналог рубиновой звезды на Спасской башне Московского Кремля.
26.
33) Фабрика БТИ "Шпулька" ( Подгорная улица, 12, 57° 0'6.96"С 40°58'40.78"В )
27.
P.S. Подводя черту под моими изысканиями, скажу, что работа была проделана не зря. Удалось привлечь внимание общественности к проблеме сохранения этих арт-объектов социалистической эпохи. В частности, мэр города договорился с владельцами одной из мозаик о ее восстановлении, о чем сообщили в местных новостях. Не стану радоваться раньше времени, осенью цылят посчитаем. Зиму мозаика вряд ли переживет.
28.
Не стоит расслабляться и в отношении других объектов. Требуется срочный ремонт козырька над панно "Искусство принадлежит народу". Из-за протечек мозаика постепенно тает, а у детской художественной школы нет денег на ремонт крыши. Не далек день, когда проще будет стереть мозаику с фасада, чем заниматься ее восстановлением. Напомню, что данное панно - дипломная работа группы выпускников Суриковского института. Одной лишь договоренностью с директором школы тут явно не обойтись.
29.
Нужно срочно что-то уже, наконец, делать с кондиционером, "украшающим" панно на Привокзальной площади. Это как раз тот случай, когда власти должны вмешаться в ситуацию и решить вопрос без траты бюджетных денег.
30.
требует реставрации и панно на улице Ташкентской
31.
В Иванове всегда были сильны позиции диаспор, а в последнее время все чаще приходится сталкиваться с узбеками. Вот их то и стоит привлечь к восстановлению панно, посвященного дружбе с Узбекистаном, тем более, что находится оно на Ташкентской улице. Это будет справедливо, учитывая, что на их родине последнюю четверть века старательно вымарывалась память о советском времени, переименовывались улицы и города, уничтожались памятники и символы дружбы с Россией. Есть среди узбекской диаспоры люди с деньгами, которые могли бы взяться за этот проект, хотя бы ради имиджа. Понятно, что без соответствующей работы просто так желающих не найдется.
Есть и безвозвратные потери. Даже из описанного в моих заметках. Например, недавно снесли здание бывшей "Изабены". Впрочем, художественная ценность данной композиции была сомнительна.
32.
Многое было уничтожено еще раньше. Благодаря снимкам Сергея Белякова, вы можете видеть, как выглядели несколько лет назад панно на "Точприборе"
33.
34.
Нужно отметить и других читателей моего ЖЖ, активно комментировавших мои заметки и помогавших в поисках объектов. В первую очередь, Игоря Чуклина, Сергея Силкина, Михаила Тимофеева, Евгения Нечаева и Михаила Кирштейна. Благодарю также Ирину Голубеву, Андрея Ситнова и Леонида Кияшко за информационную и моральную поддержку проекта.
Социалистическое граффити города Иваново. Post Mortem
Вчера [31 августа 2017 года] ивановцы лишились мозаики "Умелые руки" ( ул. Войкова, 13, 57° 1'7.19"С 40°57'45.92"В )
35.
Новые владельцы здания решили заняться усовершенствованием наружных стен. Мозаика оказалась погребенной под слоем утеплителя. Часть изображения была уничтожена еще раньше, а вот теперь добрались и до остального...
Чтобы сделать такой ремонт, требуется согласовать проект с управлением архитектуры. Специалисты комитета по культуре сколь угодно долго могут собирать общественность для изучения архитектурного наследия города, но пока их коллеги из управления архитектуры будут выдавать разрешения на уничтожение этого наследия, толку от краеведческих посиделок не будет от слова совсем. Воистину, правая рука не ведает о деяниях левой. Закралась крамольная мысль: а что если у вандалов и мысли не было разрушить Рим, может, они просто перестроили его с разрешения главного римского архитектора?
36.
Теоретически, мозаика еще сможет увидеть свет, надо лишь отодрать плиты утеплителя. Правда, повреждений станет еще больше и восстановить изображение будет еще сложнее.
37.
Социалистическое граффити города Иваново. "Что имеем, не храним..."
Дорогие читатели! Приглашаю вас на встречу "Что имеем, не храним..." в рамках проекта "Иваново. Городские Исследования", посвященную проблеме сохранения хотя бы части советского стрит-арта, с образцами которого я знакомил вас на страницах своего ЖЖ.
38.
Моим со-модератором выступит профессор ИвГУ Михаил Тимофеев, который во всех своих трудах и выступлениях не устает повторять, что мы не имеем права лишать наш город собственной истории: «Мемориальная среда Иванова советского времени только начинает осознаваться властями и жителями как нечто заслуживающее внимания и сохранения, именно этим город Иваново интересен для туристов, если не принимать во внимание наследие текстильной промышленности. Так что нужна системная работа по включению целого ряда памятников под охрану как объектов культурно-исторического наследия». Жду всех неравнодушных, которых, если судить по количеству оставленных комментариев, среди моих читателей не так уж и мало. Нельзя допустить, чтобы судьбу мозаики "Умелые руки" (см. выше) разделили другие произведения монументального искусства.
Встреча состоится в субботу 14 октября в Центральной городской библиотеке им. Я.П. Гарелина ( ул. Багаева, д.37 ). Начало в 15:00. Вход свободный.
А ниже - пара приятных новостей.
1) Мозаику на автокомбинате укрепили и подреставрировали. Именно что "под". Плитки со смальтой уже не не висят в воздухе, что прекрасно, но не более того. Куски отвалившейся штукатурки вокруг мозаики не восстановили, провода, идущие в разных направлениях поверх изображения, не убрали. Как тут не вспомнить Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда." Но, все равно, это шаг вперед.
39.
2) Список сграффитто пополнился еще одним объектом: парой панно на фасаде школы №24 ( 9-я линия, д.1/26, 56°59'39.10"С 40°56'36.79"В ) Несмотря на схожесть отдельных элементов, левая сторона
40.
41.
отличается от правой.
42.
43.
Состояние панно очень хорошее, но частичная перекраска выглядит сомнительно.
Community Info