mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Музеи России отмечают 100-летие Революции. Эрмитаж / рецензия

Ещё музеи Революции здесь и здесь

Зимний вспомнил осень семнадцатого
Выставка к 100-летию революции в Эрмитаже

В Эрмитаже открылась выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. ©

По теме: ГИМ и 100-летие Революции


___

Михаил Трофименков считает, что эта экспозиция, эффектно опровергнув собственное название, переросла смыслы, заложенные в нее кураторами.
Первое, что — почти рефлекторно — мелькает в голове при виде Иорданской галереи, завешанной кумачовыми лозунгами 1917 года: «Зимний взят!» Потом — как окопник, впервые за три года мясорубки очутившийся в столице и оглушенный уличным многоголосием,— чуть ли не по слогам вчитываешься в лозунги и испытываешь легкий когнитивный диссонанс.


2.

Сугубо большевистский, кажется, только один: «Долой десять министров-капиталистов!» Преобладают лозунги эсеровские или общедемократические: «Земля и воля», «В борьбе обретешь ты право свое», «Да здравствует демократическая республика. Свободная наука в помощь свободному труду». В шести экземплярах размножен не самый популярный лозунг, выкинутый на манифестации фронтовиков (апрель 1917) за войну до победного конца: «Вернуть Ленина Вильгельму». Зато призыв «Николая Кровавого в Петропавловскую крепость» фигурирует лишь дважды. В разделе, отведенном сатирическим журналам, вообще одни только антибольшевистские карикатуры: озадачивает Ленин с моржовыми усами а-ля французский премьер Клемансо, выкрикивающий «Долой дисциплину!». Что, его оппоненты не знали ни врага в лицо, ни вражеских лозунгов?


3.
Эрмитажная выставка «1917. История создавалась здесь» убедительно доказывает, что обитатели Зимнего историю как раз игнорировали

Очевидно, кураторы, опасаясь задеть чьи-либо чувства, сочли политически корректным сделать вид, что в 1917 году не победил никто, и уж по крайней мере не большевики (как бы и не существующие вовсе). Выставке не хватает воздуха эпохи, событий у стен дворца. Воскрешен из забвения костюмированный бал в честь 200-летия Петербурга, участники которого почему-то изображали двор не Петра I, а Алексея Михайловича, но о кровопролитии в феврале 1917-го напоминает лишь один рисунок. На эти претензии кураторы резонно возразят: вы название-то перечитайте, там и слова «революция» нет — только абстрактная «история». То есть выставка не о революции вовсе, а просто о Зимнем дворце — очень большом доме большой и дружной семьи Романовых — в некоем году.


4.

Недаром же единственный историософский раздел говорит о революции как эстетическом феномене, спектакле по мотивам Великой французской революции, которая, кстати, сама была спектаклем по античным мотивам. «История повторяется»: подтверждают французский агитфарфор, карикатуры на казненного монарха и карикатура живописная — «Аллегория французской революции»: Марата там черти волокут в ад прямо в ванне, в которой его настиг кинжал Шарлотты Корде. Впрочем, все пропаганды сотканы по одним лекалам, а большевики играли скорее в Парижскую коммуну.


5.

Парадокс выставки: самые интересные ее разделы опровергают ее название. Как раз «здесь» история не «создавалась»: домовладельцы ее игнорировали. Здесь играли в куклы, да даже — пусть и искренне, всерьез — и в милосердие и благотворительность, отдав все, кроме одного, парадные залы под военный госпиталь. Миниатюрные минометы Первой мировой в самом деле кажутся игрушечными, а война в шовинистических лубках Малевича с Маяковским — веселая забава, кто больше швабов одним махом побивахом.


6.

Уже за гранью разума — настольная игра «Европейская война». Точнее говоря, не сама игра, а то, что в нее в самый разгар бойни играли император-главнокомандующий и царевич, в своей простой гимнастерке выглядевший никак не солдатиком, а просто участником еще одного бала. Война — уже гражданская — не могла не заявиться на этот бал, как призрак Красной Смерти Эдгара По, в своем неприглядном величии.


7.

Судьба Временного правительства по сравнению с судьбой Романовых — трагедия, повторившаяся в жанре фарса. Романовы имели право считать себя выше истории, но эти-то, внесенные самой историей во дворец, тоже играли в бирюльки. Гордо именовали себя «первым российским народным правительством»; особенно эффектно это смотрится на плакате с портретами министров: князь Львов, миллионер Терещенко. Замена Львова на Керенского ознаменовалась выпуском медалек, жетонов, заколок в его честь. Истории во второй раз за год пришлось постучать прикладом в дверь. В чем большевиков не обвинить, так это в том, что, взяв власть, они занялись не вопросом о земле и мире, а выпуском заколок с Лениным и Троцким.


8.

А об одном из дел, которыми, да, занялись, напоминает изящная выставка-постскриптум «Печать и революция. Издания 1917–1922 годов». Издание на пике кошмарной разрухи писем Ван Гога, дневников Делакруа с иллюстрациями Чехонина и скабрезной «Книги маркизы» с рисунками Сомова — это и есть революция, да, культурная, но неотрывная от большой и «некультурной».

Текст: Михаил Трофименков, фото: Александр Коряков
«Arzamas», 7 ноября 2017

Tags: 20-й век, агитпроп и пиар, большевики и кпсс, даты и праздники, двойные стандарты, идеология и власть, история, красные и белые, критика, культура, манипулирование, мифы и мистификации, мнения и аналитика, музеи и выставки, нравы и мораль, общество и население, память, первая мировая, ревизионизм, революции и перевороты, романовы, российская империя, россия, русофобия и антисоветизм, санкт-петербург, символы, современность, эпохи, юбилеи
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo yarodom september 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments