mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Почему Ульянов никогда не каялся... / Дочь об отце / К 90-летию

Ещё известные люди кино и театра

«Кто, если не я?»
Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти / Народные артисты СССР

20 ноября нашему знаменитому актеру Михаилу Александровичу Ульянову исполнилось бы 90 лет. ©

Ещё с М. Ульяновым


Михаил Ульянов. 1974 год / Фото: Василий Малышев

Понтий Пилат переплюнет любого

— Представьте только: в голодные военные времена (а это был 1944 г.) папа из глухого сибирского городка Тара отправился покорять Омск, а затем Москву, — поделилась своими воспоминаниями с «АиФ» дочь актёра и режиссёра Елена Ульянова. — Простой крестьянский парень ощутил в себе эту творческую жилку, потянулся к свету, нашёл в себе мужество, а главное — сохранил этот творческий полёт, пройдя сложнейший путь от сибирской Тары до сцены Вахтанговского театра.

Казалось бы, нечасто удаётся из самых низов прорваться наверх, а значит — стоит ли напрягаться? Но как раз судьба отца — стимул для тех, кто сейчас не верит в свои силы, не хочет рисковать, боится. Вот он — смог.


___
Дом-музей Михаила Ульянова в Таре / Фото: Николай Кривич

Переломил ли Михаил Александрович судьбу или судьба просто благоволила ему, теперь сказать сложно. Но так сложилось, что во время войны Вахтанговский театр оказался в эвакуации именно в Омске, где в тот момент учился юный Миша. И когда в 1947 г. уже в Москве вахтанговские мэтры набирали первый послевоенный курс в Щукинское училище, они вряд ли могли отказать омскому пареньку. «Будь я родом из Хабаровска или Уфы, возможно, получил бы от ворот поворот, — писал в своей автобиографии Ульянов незадолго до смерти. — Какие странные события и совпадения преследуют нас на жизненном пути. И актёрская судьба также полна неожиданностей... Я оказался удачливым на роли и в разное время играл Ричарда III, Ленина, Сталина, Наполеона, Степана Разина, Ворошилова и Жукова...»

Конечно, как актёр Михаил Ульянов у многих ассоциируется в первую очередь с Георгием Жуковым. Легендарного маршала он играл в разных фильмах на протяжении почти 25 лет. Большинство артистов очень не любят, когда режиссёры начинают эксплуатировать однажды уже воплощённый ими образ. Михаил Александрович же этого ничуть не боялся. Хотя, когда ему впервые предложили сыграть Жукова, он категорически отказался — посчитал, что народ маршала Победы любит и слишком хорошо знает, а значит, брать на себя такую ответственность просто страшно. Однако режиссёр Юрий Озеров пошёл на тактическую хитрость. Он попенял Михаилу Александровичу: «Жаль-жаль, потому что, когда я сказал Георгию Константиновичу, что играть будет Ульянов, он ответил: «Ну что ж, я этого актёра знаю. Вполне вероятно, что он может справиться с такой задачей». И Ульянов согласился.


___
На съемках фильма «Битва за Москву». В роли Георгия Жукова - народный артист СССР Михаил Ульянов. Справа - режиссер фильма народный артист СССР Юрий Озеров. 1984 г. / Фото: В. Уваров

Не стать заложником одного образа артисту позволили и всё та же удача, и, конечно, масштаб таланта. Он не просто не боялся браться за роли отрицательных персонажей, но делал это с удовольствием. Такая задача была ему по-актёрски интересна, пусть даже каждый раз после роли очередного мерзавца или предателя на него обрушивалась масса негатива. Слишком уж он был убедительным, органичным в кадре, на сцене, например, после того как Ульянов сыграл подленького, изворотливого героя в фильме «Без свидетелей», иные простодушные зрители обругали его последними словами.

Клеймили, впрочем, не только за роли. Скажем, после того как в 1993 г. Михаил Александрович вошёл в состав Комитета поддержки Бориса Ельцина, на него посыпались письма в духе «Да вам не Жукова надо играть, а предателя Власова!» Как на это реагировал Ульянов? Задумчиво: «А что, за роль генерала Власова я бы взялся, это интересно. Сыграл же я в своё время Понтия Пилата, предавшего Христа и умывшего руки... А по части предательства Понтий Пилат переплюнет любого».


___
Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и дочерью Леной дома. 1967 г. / Фото: Михаил Озерский

«Миша, ты неправ!»

— Тётя Рита, родная сестра папы, рассказывала: «Миша, когда маленький был, всё время молчал. Его мама называла «Нашёл — молчи, потерял — молчи». Вот он такой и был, — продолжает рассказ Елена Ульянова. — Когда приходил домой, мы спрашивали: «Ну как дела, папа?» — «Всё нормально». Хотя мог быть сине-зелёным от усталости. У него была жутко мягкая, ранимая, широкая и не очень уверенная в себе душа.

Супруга Михаила Александровича, актриса Алла Парфаньяк, с которой он счастливо прожил всю жизнь, называла его человеком четырёх «Н» — Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично. Он не мог никому отказать, при этом для себя никогда и ничего не просил.

— У нас дома рядом с расписанием его спектаклей висел лист бумаги, который я называла «списком добрых дел», — рассказывает Елена. — Отец на нём записывал имя, фамилию человека и то, чем он может ему помочь. Кому-то надо было выбить квартиру, кого-то устроить к врачу. Отец никому не отказывал и вычёркивал имя из списка, только когда проблема была решена. Говорил: «Кто, если не я?»

Он умудрился помочь людям, даже будучи при смерти. Нам рассказали уже после похорон, как папу отыскал земляк из Омска. Его дочка нуждалась в операции на сердце. Папа похлопотал, и девочке какие-то местные светила успешно сделали операцию.

Со своей будущей женой Ульянов познакомился в тот момент, когда, как он сам признавался, его судьба была подвешена на тонкой ниточке, которая могла в любой миг оборваться. «Алла вытянула меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться, — признался в конце своей жизни Ульянов. — Многие тогда махнули на меня рукой: мол, пропал парень. И действительно, настал трагический край — меня выгнали из театра за развесёлую жизнь».

Будучи кумиром женщин всего Советского Союза, Михаил Александрович оставался верен своей спасительнице до конца дней. Лишь однажды ему попытались приписать роман с актрисой Юлией Борисовой. Но байка не прижилась, поскольку в её основе лежал лишь тот факт, что они снимались вместе.


___
Сцена из спектакля «Варшавская мелодия». Гелена - артистка Юлия Борисова, Виктор - Михаил Ульянов. Московский театр имени Евгения Вахтангова. 1967 г. / Фото: Александр Гладштейн

— В отца влюблялись многие, — продолжает Елена. — Он производил впечатление крепкого, надёжного мужика, который не предаст, не продаст, притом что по характеру он был человеком мягким. Представьте себе, отец писал стихи — смешные, трогательно-беспомощные. На мамин день рождения обязательно посвящал ей целую поэму. Мучился, сочинял по ночам. Как ни банально звучит, родители любили друг друга. В последнее время, когда отец почти постоянно находился в больницах, мама брала его под руку и прогуливала по больничным коридорам, практически тащила на себе. Много лет назад она фактически отказалась от профессии, чтобы быть его плечом и поддержкой.

Будучи уже на вершине славы, обласканный и признанный, Михаил Александрович сам себе не давал покоя, требовал и понукал. Уже после его смерти дочь нашла его дневники, которые он вёл с 1946 по 2000 г., больше полувека. Самые частые записи в них: «Миша, ты недоработал! Миша, ты схалтурил! Ты неправ! Можно было бы лучше!» Он считал, что нет ничего страшнее, чем купаться в собственном жире и почивать на старых лаврах.

В одном из своих последних интервью он сказал: «Вы что думаете, я за прожитые годы каяться буду? Не дождётесь! Каяться надо, если бы я лгал. А я не лгал».

Он действительно не лгал — ни в жизни, ни в ролях. Поэтому ему верили.


___
Дочь у памятника отцу / Фото: Алексей Мальгавко

«Михаил Ульянов играл Ленина не из-за фамилии»
Дочь народного артиста СССР Елена Ульянова — о требовательности отца, его сходстве с Лениным и железобетонных принципа

Сегодня народному артисту СССР Михаилу Ульянову исполнилось бы 90 лет. Четверть жизни он руководил Театром имени Вахтангова, десять лет возглавлял Союз театральных деятелей, но кумиром публики был всегда. Самый лучший председатель, непримиримый генерал Чарнота, подлинный Жуков, истинный Ленин. А для Елены Ульяновой — любимый отец. С дочерью Михаила Александровича «Известия» вспомнили великого актера. ©

— Елена, ваш папа заложил традицию в Театре Вахтангова не бросать стариков, оставлять их при театре, даже тех, кто не выходит на сцену. Римас Туминас тоже поддерживает их, поставил спектакль «Пристань». Вам не обидно, ведь то, за что многие благодарны нынешнему худруку, начинал еще Ульянов?

— Когда началась перестройка, многие театры перешли на договорную систему. Директор Театра оперетты Владимир Тартаковский был первым, кто внедрил ее. Узнав об этом, я тогда приехала домой к родителям на Пушкинскую площадь и стала убеждать Михаила Александровича уволить стариков, потому что в те времена труппа была огромная, больше 80 человек. При этом получали все копейки — и играющие, и неиграющие.

Многие старики получали зарплату, а на сцену не выходили. А молодые — Маковецкий, Суханов, Аронова — были заняты активно в репертуаре, но деньги получали те же. Приходилось изменять театру на стороне, зарабатывая в кино и на телевидении. Это вредило репертуару.

Отец очень внимательно выслушал, а потом жестко ответил: «Пока я жив, ни одного старика из театра не уволю! На свою пенсию они не проживут, умрут с голоду, ты не понимаешь этого?» В театре испокон веков не было принято увольнять стариков. Отсюда выносили только вперед ногами. Такова традиция русского театра. Отец просто ее продолжил.

Когда он ушел, первое, что сделало новое руководство, — уволило из театра стариков, включая мою маму Аллу Петровну Парфаньяк. Маме я никогда не говорила, что она уже не актриса Театра Вахтангова, берегла ее. Но факт остается фактом.


___
Галина Коновалова (Бывшая артистка имперских театров) и Олег Макаров (Парикмахер) в сцене из спектакля «Пристань» / Фото: Владимир Федоренко

— Поступив так со стариками, в театре опомнились и создали спектакль «Пристань» специально для них?

— «Пристань» ни при чем. В этом спектакле заняты народные, заслуженные, а увольняли неизвестных, просто стариков-актеров, которых в театре значительно больше. Спектакль Римас Владимирович придумал к юбилею театра. За это Туминасу нужно в ноги поклониться. Он дал старикам такой глоток воздуха, творчества! В «Пристани» все сыграли грандиозно. Я говорю, а у меня мурашки по спине бегут, потому что спектакль получился фантастический. Он идет до сих пор, но…

— Каждый год становится короче.

— Когда «Пристань» вышла, я спрашивала Римаса: «А что если?..» «А ничего. Будут уходить — будем сокращать. Второго состава не будет никогда». И это очень правильная идея. Уже нет Вячеслава Шалевича, Галины Коноваловой, Юрия Яковлева. Старики уходят. Незаменимые есть.

— Помнят ли о Михаиле Александровиче в театре?

— Конечно. Существует музей, есть выставка в фойе третьего этажа, где можно увидеть костюмы отца, фотографии из спектаклей.

— Вам не кажется, что, не руководи Михаил Ульянов театром, он жил бы дольше? Больше бы играл на сцене, снимался в кино.

— Для отца, безусловно, это было очень тяжело. Он начинал, когда еще был в силах, в фаворе, востребован и просто «на коне». Впрочем, нельзя сказать, что он что-то не сыграл — должность не убивала творчество.

Его здоровье подорвал период, когда он был председателем Союза театральных деятелей. СТД он возглавлял два срока, в свои самые плодотворные годы. И за эти десять лет Ульянов не сыграл ни в одном фильме, не выпустил ни одной премьеры. Это была его трагедия. Михаил Александрович дико переживал, но так как был человеком очень ответственным, обязательным, как говорят, «мужик сказал — мужик сделал», он пахал на СТД.

Это гигантская организация, в которой были сосредоточены проблемы театров всей страны. И за что бы Михаил Александрович ни брался, он всегда всё пропускал через себя, принимал близко к сердцу.

— Можно ли сказать, что в профессии Михаил Александрович был заложником своей фамилии? Ульянов должен обязательно сыграть Ленина и соответствовать ему во всем.

— Ну нет. Отец показал себя как очень положительный, надежный, талантливый герой нашего времени. А Ленина Михаил Александрович сыграл не из-за фамилии, а потому что его в этой роли видели режиссеры. У него в багаже четыре фильма и два спектакля. Первый раз ему предложили сыграть Ильича в четырехсерийном телевизионном спектакле Леонида Пчелкина «Штрихи к портрету В.И. Ленина». Папа был еще молод. Вместе с ним снимались такие же молодые и не сильно именитые тогда Игорь Кваша, Олег Табаков, Олег Ефремов. Пчелкин сделал настолько хороший и откровенный фильм, что его положили на полку лет на 20. И даже более того — его потребовали уничтожить.

Но история оказалась мистической. Кто-то из технического персонала сохранил копию картины, через 20 лет эта копия всплыла, и фильм решили показать.

А на сцене он играл Ленина в классической постановке «Человек с ружьем». Как только наступал юбилей Ильича, все театры страны ставили этот спектакль. В Вахтанговском он впервые появился в 1937 году. Позже Роберт Стуруа сделал жесткий, своеобразный «Брестский мир». Ленин в его постановке был совершенно не похож на того дедушку с портретов. Хотя если говорить о внешнем сходстве, то в гриме отец — вылитый Ленин. У нас есть портрет — одно лицо с Ильичом.

— Кто-нибудь из правнуков Михаила Ульянова планирует пойти в артисты?

— Ну, если только Настя. Ей сейчас, как и брату Игорю, почти 11. Мы поддерживаем желание Насти, хотим отдать ее в театральную студию. А когда я хотела пойти в актрисы, отец был категорически против. До сих пор помню, что он сказал: «Актер — профессия зависимая. Будешь марионеткой на веревочках, будешь зависеть от всех — от коллектива, от режиссера, который то ли видит тебя в роли, то ли нет. И ничего ты не сделаешь с этим».


___
Дочь Елена Ульянова / Фото: Игорь Руссак

— А если ты дочка большого артиста, достанется еще и за фамилию.

— Тем более за Ульянову. Даже в моей не касающейся театра жизни художника меня всё время сравнивали с отцом. И вечно была зависть, недоверие и убежденность, что я живу только по блату. Хотя у отца был железобетонный принцип, что я должна всего добиться сама. Он категорически не помогал.

Я часто вспоминаю тот разговор с отцом и благодарю его, что спас и сделал из меня самодостаточную личность, состоявшуюся в своей профессии.

— Почему фильмы с Михаилом Ульяновым любимы по сей день?

— Много проходного в жизни и в искусстве стало. Раньше каждый фильм, спектакль репетировали, выстраивали месяцами, а то и годами. Нюансы прорабатывались с такой тщательностью, что это выходило мощно и грандиозно. Фильм «Председатель», в котором Михаил Александрович играл с Нонной Мордюковой, снимали полтора года. Сейчас за этот срок снимут несколько сериалов. В таком темпе актер не успевает раскрыть свое дарование, вычленить суть образа.

Отец очень тщательно выбирал материал. Сценарии и пьесы стопками лежали на столе. Не найдя ничего стоящего, он эти стопки отправлял в гараж. Умел отказаться. А всё, за что брался, — пропускал через сердце. Это по силам только большим артистам.

Сергей Грачёв /
«АиФ» / Зоя Игумнова«Известия», 20 ноября 2017

Tags: актёры, биографии и личности, благотворительность, воспоминания, даты и праздники, день рождения, интервью и репортаж, кино и театр, культура, легенды, наследие, нравы и мораль, память, поколения, россия, семья, ссср, чиновники и номенклатура, юбилеи
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments