mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
yarodom

Автостопом по Балканам # Черногория

Ещё путешествия по Европе, в т.ч. Балканы
Оригиналы - здесь, здесь, здесь и здесь - взяты у fotomm
Бомж-тур. Начало. Черногория
Монтене́гро (лат. Montenegro, «чёрная гора») — «итальянизированное» название Черногории / Картинки из путешествий / 2009 - 2015

Наше двухмесячное автостопное путешествие по балканским странам и Турции, которое мы сами для себя окрестили бомж-туром, началось с Черногории.

___

И сегодня самое начало этого весьма продолжительного по времени и расстоянию маршрута ...
На самом деле с Черногории начал я, а Леха к тому моменту уже успел проехать Францию,Монако,Италию,Боснию,Черногорию. Просто мы договорились с ним встретиться в аэропорту Тивата и дальше ехать уже вместе. Так и вышло.

Поскольку к моменту нашей встречи Леха уже прокатился по Черногории, было решено сразу отправиться в Албанию. Так что в этот раз я не увидел даже Которского залива, который мне так приглянулся в прошлую поездку. Но карточки то с той поездки остались ! И для затравки я покажу Черногорию, которую увидел тогда, в 2009-м.

Конечно это будет маленькая ее часть, как раз Которский залив и городок Котор (на этом снимке) Тем более я что то не припомню, показывал ли я эти фото в жж.

А вот это Херциг Нови.

Устричная ферма.

Меня еще тогда помню поразили огромные круизные лайнеры, заходившие в Которский залив!

Эти чудо-корабли порой в несколько раз превосходили размеры островов в заливе. По крайней мере визуально так казалось. А какие эти монстры издавали звуки! - протяжные, низкие, их было слышно наверняка за  десятки километров !

И еще удивили безлюдные пляжи.

И вся эта размеренная спокойная жизнь, без лишней суеты, на фоне умопомрачительных пейзажей! Я вполне понимаю многих русских, уехавших в те края навсегда.

Ну ладно, понастальгировал слегка и хватит. А теперь снова вернусь к последнему путешествию. Я вот тут накарябал примерную траекторию нашего пути. Синим перелет Белград-Стамбул, а все остальное по суше автостопом.

Леха перед тем, как встретить меня, ночевал на полуострове рядом с аэропортом Тивата. Я прилетел простуженный и довольно поздно, поэтому решили в этот день не дергаться , а пойти ночевать на то же самое место.

Палатки поставили на балконе заброшенного ресторана. Когда то было шикарное заведение с прекрасным видом на залив, а теперь только разбитые стекла, драная мебель ну и все такое .. Зато, надеемся, никто нас здесь не видит и не слышит, а значит не прогонит.

Неожиданно было увидеть портрет Высоцкого на одном из окон. Видать мы тут не первые русские ночуем )

В пятидесяти метрах от нас монастырь, часовня, церковь. То и дело важные церковные чины в рясах прохаживаются неподалеку.

Обошел вечером весь полуостров по периметру - ляпота! Тишина, только рыба плещет в воде и черепахи в кустах шуршат. Реально, черепахи! Специально дождался, когда парочка их выползла из кустов на дорогу.

Вечером сварили праздничный ужин - рис с консервами ) Мы ж с Лехой больше года не виделись после восточного совместного трипа от Ханоя до Джакарты. Сидели вечером в окружении чарующих звуков и запахов, пили чай с инжиром, вспоминали о пройденных дорогах и строили планы по нынешнему маршруту. И еще много ржали уже не помню по какому поводу!

Ночью ходили к церкви и кладбищу около него. Леха еще прошлой ночью здесь все разведал - где розетка, чтобы подзарядить девайсы, где питьевая вода.

Утром нас разбудил звон колокола. Встали, собрали палатки, попили чайку на балконе с видом на залив и пасмурные горы и двинули обратно в сторону аэропорта.

Не смогли пройти мимо ВПП, не засняв пару самолетов. Насчет террористических угроз здесь видимо не в курсе, поэтому взлетка огорожена символическим забором. А сбивать взлетающие и садящиеся самолеты проще простого, по крайней мере из фоторужья.

Немного попрактиковались в спотинге.

Сюда даже специально приезжают местные с детьми понаблюдать за процессом взлета и посадки самолетов.

Впрочем, самолеты нас преследовали и на дороге, когда мы стопили. Они здесь летят так низко, что кажется вот вот заденут колесами проезжающие машины.

Из Лехиного дневника: "Мы не собирались надолго задерживаться в Черногории, но так сложилось, что не захотела она сразу нас отпускать, и мы подзависли в ней ещё на три дня. Автостоп в прибрежной курортной зоне оказался очень плохим, почти нулевым, много времени пришлось провести на трассе. Не знаю, с чем это связано, то ли с тем, что двоих подвозить никто не хочет, то ли это обычное ухудшение автостопа в туристической зоне, наблюдаемое и в других странах.

За первый день удалось доехать только до Будвы. На этот раз город удивил меня тишиной и спокойствием, людей на пляжах убавилось в несколько раз, видимо курортный сезон заканчивается. Ещё москвичи в Подгорице рассказывали, что зимой в Будве вообще никого нет, а я не мог поверить, теперь вот увидел своими глазами, что это вполне возможно.

Водитель довез нас до той развилки, где от приморской трассы ответвляется дорога в Подгорицу. С развилки пошли пешком, решили дойти до острова Святого Стефана. Дорогой останавливались, фотали пейзажи, необычную фактуру слоистых скал на берегу."

Нас то и дело накрывал дождь. Вот и этот кадр помню делал, стоя под навесом. А этой парочке видимо дождь абсолютно не мешает. )

Далеко в тот день уехать мы так и не смогли .. Не хотелось проезжать мимо  приятных мест на побережье - бухточки, заливы, пляжи . Ведь еще вчера гулял по промозглой Москве, замерзший и простуженный, а тут такая благость вокруг, несмотря на дождь !

А потом еще начался просто потрясающий закат ! Сначала, как всегда, ничего не предвещало, ну подумаешь - небо порозовело.. А потом как светануло! (на заглавной фотке только начало этого действа)

Но на сегодня хватит, покажу закат в следующий раз, сегодня пейзажей и так было достаточно.

Бомж-тур. Черногория. Закат на море

Просто красивый закат где то в районе Будвы.

В тот день до Албании мы не доехали, оно и к лучшему, не увидели бы такого зрелища ...

Заметьте, где люди? Пляж пуст. Небось сидят по домам, новости про Сирию и Украину смотрят.

Чем ближе солнце к горизонту, тем ярче краски!

И после того, как солнце скрылось, в небесах еще долго творилось какое то волшебство. Жаль, камера у меня единственная , а то бы таймлапс занять бы не мешало.

А нам пора искать место ночевки, совсем уже стемнело. Хорошо бы найти какой нибудь парк и в глухом углу поставить палатки. Но здесь все так цивильно ...

Из Лехиного дневника :

"К закату дошли до огромного парка, там стоял ресторан, в котором происходила русская свадьба. Свадьба была с размахом, на большой открытой террасе, украшенной цветами, на фоне моря, с профессиональными музыкантами и ведущим. Даже интересно было посмотреть и послушать, но дежурившие повсюду охранники не давали долго останавливаться на набережной, и фотографировать тоже не разрешали. Сколько ж денег стоит такая свадьба, страшно представить!

Мы углубились в парк, присматривая место для ночевки. Парк показался нам странным и не рациональным, весь он устроен в виде больших террас, поднимающихся ступенями, по типу рисовых полей в китайских горах, на террасах большие деревья и идеальные стриженные газоны.

Для палатки подходило любое место, но у нас не было ни воды, ни провизии, да и до Святи Стефана оставалось совсем недалеко. Из парка выбираться пришлось через забор, потому как весь он оказался огорожен, и похоже, что вообще является чей-то частной собственностью."

"Остров Святого Стефана располагается недалеко от берега, и является закрытой территорией, с берега на него сделан переход.

На острове находится элитный отель, занимающий всю его площадь - множество аккуратных каменных домиков с коричневыми черепичными крышами. Отдыхают на острове исключительно известные люди, звезды мировой величины, актёры разные, музыканты и т.п., а нас туда почему-то не пустили, наверное не узнали. Пришлось поставить палатки на склоне высокого берега напротив, что тоже было, в общем то, неплохо."

А каким мы увидели Святого Стефана на рассвете я покажу в следующий раз.

Бомж-тур. Черногория. Святи Стефан и Бар

Город-остров Святи Стефан - одна из главных фишек Черногории, он в каждом рекламном буклете об этой стране.

Мы заночевали прямо напротив него на склоне горы, на маленьком пятачке между сосен.

Доехали уже в сумерках, пока искали воду и покупали пожрать, совсем стемнело. Долго, практически наощупь, искали хоть сколько нибудь пригодное место на крутом склоне-везде одни кочки и сырость. В конце концов отыскался годный клочок земли для наших палаток.

Утром, ни свет ни заря, пока еще не нахлынули толпы туристов, пошел прогуляться и сделал пару кадров, пока Леха дрыхнет в палатке (опять до полночи смотрел киношку на своем телефоне и писал заметки).

Из Лехиных заметок :

"Остров Святого Стефана располагается недалеко от берега и является закрытой территорией, с берега на него сделан переход.

На острове находится элитный отель, занимающий всю его площадь - множество аккуратных каменных домиков с коричневыми черепичными крышами. Отдыхают на острове исключительно известные люди, звезды мировой величины, актёры разные, музыканты и т.п., а нас туда почему-то не пустили, наверное не узнали."

Эти кадры я нащелкал еще до рассвета, обежав всю округу. Но как только взошло солнце, стало не так интересно и мы собрали палатки, чтобы двинуть дальше. Тем более нас можно было легко увидеть с дороги, наши яркие палатки не могли скрыть даже густые придорожные кусты.

Последний кадр с верхней смотровой площадки и стопим дальше, в сторону Подгорицы.

Увидели в какой то кафешке на стене карту с местными достопримечательностями и углядели на ней деревню Годинье. Вот туда и решили отправиться.

Из Лехиных заметок :

"На второй день застопили машину, идущую в Подгорицу, но по другой дороге, через Скадарское озеро. Мы обрадовались подвернувшемуся случаю, и на развилке выходить не стали, а поехали дальше к озеру, в городок Вирпазар и разрекламированную деревню Годинье, надеясь увидеть там красивые места.

Но красиво было в основном по дороге, при взгляде из машины, мчащейся по крутому серпантину, так что было не до съемок. Правда вежливый дядька, который нас подвозил, все же притормозил пару раз в симпатичных местах.

Надежды наши не оправдались, берег озера был не особенно живописен, заросший на десятки метров от берега травой, а населенные пункты оказались наполнены туристами, не понятно для чего туда приехавшими. К тому же, как выяснилось, Илья уже бывал в тех краях и просто забыл об этом в виду отсутствия впечатлений. Пришлось спешно возвращаться к морю, чтобы не оставаться там на ночь, и так полдня потеряли в пустую."

Действительно, я только когда приехал сюда, вспомнил, что уже бывал тут несколько лет назад, просто тупо забыл об этом )

Выбрались на удивление легко и быстро, одна машина с русскими подвезла из Годинье до трассы, а на другой почти сразу домчались до приморского города Бар. Вот и подтверждение того, что плохой автостоп только на побережье, а внутри страны нормально едется и вдвоём.

Последний в тот день водитель привез нас в свою придорожную кафешку, где угостил буреками и кофе, не взяв денег. Вот только как его звали ? ... Блин, за время путешествия столько их было, как всех упомнить по имени.

Это его семья. Они все вместе ведут бизнес - кормят проезжающих водителей и пассажиров. Живут здесь же, неподалеку.

Рядом с домом, где они живут, большой сад с фруктовыми деревьями. Хозяин демонстрирует выращенные гранаты. Жаль , они еще не зрелые, на дворе сентябрь.

Поблагодарили за все и едем дальше, в сторону Бара. Офигенный закат, красивое небо, а снять нечего - стоим на дороге.

"Уже в сумерках шли по дороге, как вдруг заметили указатель, что неподалёку растёт олива, возрастом более двух тысяч лет! Свернули посмотреть её. Но почему-то дерево мы так и не нашли, зато нашли другой указатель на Старый град Бар, а мы и забыли совсем, что он тут есть! Просто находится он не на берегу, как большинство других, а в четырёх километрах от него, а нам и дойти как раз осталось недалеко.

Блуждали среди домиков современного Бара, вышли к крепости, и обосновались на ночь прямо около древней стены, на полянке под старыми раскидистыми оливами.

Кстати, вся местность вокруг оказалась засажена оливами и добрая половина из них очень старые и толстые, растущие уже не одну сотню лет, вероятно помнящие ещё строителей крепости. Наверное здесь эти деревья являются семейной ценностью, и передаются по наследству от отца к сыну, мы так решили.

Никогда не забуду как в тот вечер пели муэдзины в мечетях внизу, у подножия горы, на которой стоит старая крепость ! Уж сколько я их слышал в разных странах, пора бы уже кажется привыкнуть, а все равно - до мурашек .. Такой космос и долби сураунд под покровом звездной ночи !

Бомж-тур. Черногория. Старый Бар

Ночевали под стенами старой крепости.

Ночь прошла спокойно, никто нас не побеспокоил, хотя голоса жителей близлежащей деревни раздавались совсем рядом.. А вот днем произошла неприятная история ...

Рано утром, часов в пять, мы уже проснулись  и пошли в сторону крепости. Хотелось найти такое место, чтобы крепость была хорошо видна, и на рассвете красиво её заснять, да и внутрь попасть, пока нет туристов, тоже было бы неплохо.

Ворота оказались на ночь закрыты, оставалось только искать красивый ракурс снаружи. Проблема заключается в том, что крепость со всех сторон окружена частными домами, причем в некоторых местах они подступают прямо вплотную к стенам.

Этому акведуку, по которому когда то в город с окрестных гор поступала вода, несколько сотен, если не тысяч, лет. И прямо под ним огородик с помидорчиками- мило !

Пока не взошло солнце мы бродили с Лехой вокруг крепости. Кругом же огороды, виноград висит. Мы спросили так тихо-тихо .. можно взять виноград ? Никто не ответил. Молчание -знак согласия , короче, наелись от пуза !

В поисках лазейки в стене обошел всю крепость по периметру , но безуспешно. С одной стороны - крутейший обрыв, не подобраться, с другой - высоченные стены. Придется ждать открытия ворот.

К рассвету более-менее неплохой ракурс нашли, с территории одного недостроенного дома, вместе с Лехой засняли замок, а потом разбежались и потерялись. Дальше бродили уже каждый сам по себе.

Я заглянул в мечеть. Никого нет, тишина, только вода в источнике журчит.

Двери оказались открыты, снял обувь , зашел , посидел минут десять, отдохнул.

Рядом большое мусульманское кладбище. Характерные для этих мест надгробные памятники с тюрбанами, видимо символизирующими статус умершего или его религиозную принадлежность.

Кто то в комментах меня спрашивал, где мы моемся во время путешествия автостопом? Вот - наглядный пример, все есть и с собой ничего возить не надо )

Так когда то выглядел Старый город Бар, обнесенный крепостными стенами.

Историческая справка:

В III веке римляне построили на этом месте свою крепость.
В VII веке славянские племена создали государство Дукля (оно же Зета).
В IX-X веках византийцы начали строить крепость, которую мы сейчас видим. Это место они называли Антибарис - потому что оно находится напротив (через относительно небольшое Адриатическое море) от итальянского города Бари.
В 1042 году славяне-дуклянцы разгромили византийцев. С этого момента началось активное развитие страны. Правда, часто были междоусобные войны. Город периодически частично разрушали и отстраивали заново.
В 1443 году город захватили венецианцы, в 1571 году - турки, но не только не разрушили, но и следующие 300 лет считаются золотым веком для его процветания.
В 1878 году черногорцы разбили турок. Во время сражения крепость была частично разрушена, и ее решили не восстанавливать, а построить новый город ближе к побережью (Новый Бар).

Вскоре после восхода солнца ворота отворили. Билет стоит 2 евро, но подвернулся случай . Как раз в это время проходили жених и невеста, видимо для съемок внутри крепости, а я затерялся в толпе сопровождающих.

Видно, что до наших дней крепость Бар сохранилась не в лучшем виде, судя по тому, что дома внутри неё большей частью разрушены. Виной тому не только время и войны, а еще и землетрясение, произошедшее здесь в прошлом веке.

Со стен крепости хорошо просматривается городок у ее подножия, традиционные черепичные крыши. А вот внутри крепости снимать оказалось особо нечего. Нет, можно полазить полчасика, но потом становится скушно.

В одном из целых домов устроен музей, небольшой, но интересный, из предметов, найденных при раскопках в крепости. Большие каменные и глиняные сосуды для воды, посуда, часть глиняного водопровода, каменные фамильные гербы с фасадов домов, небольшая толстая пушка.

Как раз недалеко от этой башни, но по другую сторону крепостной стены, стоят наши палатки. Пока мы тут с Лехой лазим, может кто то уже лазит по нашим вещам.

Попалась на глаза черепичная крыша с вкраплениями в виде стеклянных шаров. Стало интересно как это выглядит изнутри. Дверь оказалась не заперта.

Похоже на турецкую баню. А стеклянные шары вместо окошек - это круто! Красиво и надежно - никогда не разобьются.

Как только крепость стала наполняться туристами, стало ясно - пора уходить. А тут еще я прямо со стены увидел наши палатки и мужика, который шел по направлению к ним. Бегом рванул на выход и где то по пути зацепил и Леху.

Вместе с ним минут через пять мы примчались к палаткам . Слава богу - все вещи на месте !

Вокруг крепости растут древние оливковые рощи. Мы поставили наши жилища тоже в тени оливок, но эта тень растаяла на глазах. Всего в Баре растет свыше сотни тысяч оливковых деревьев – легенда гласит, что юноша не имел права жениться, пока не посадит хотя бы десяти олив.

Пока готовили обед, произошел странный случай. Лежим, прячемся в тени от солнца. Вдруг я слышу свист пролетающей дроби. Пи---ц !! По нам стреляют! Выстрелов не слышно, как будто палят из мощной рогатки, но судя по ломающимся веткам  .. Три раза..а потом все прекратилось. До сих пор не пойму что это было. Может кто то из местных решил нас попугать, а может просто кто то в деревне баловался, а сюда дробь долетала уже на излете.

Короче, это дело только ускорило наши сборы ).

В три часа дня выбрались на дорогу и решили ехать на границу, минуя Ульцынь. Автостоп снова был плохой, к ночи с трудом добрались до городка с русским названием Владимир, в пяти километрах от границы. В темноте автостоп, как обычно, закончился совсем, и пришлось ночевать на ближайшей ровной площадке, неподалёку от строящегося дома, рабочие как раз ушли домой. С утра пораньше наелись гранатов, сорванных с соседних кустов, застопили машину с албанцами, и достигли границы.

В следующий раз будет уже Албания ...

Tags: балканы, города и сёла, европа, мусульмане, отдых и развлечения, памятники и достопримечательности, природа, путешествия и туризм, реки и водоёмы, современность, страны и столицы, фото и картинки, югославия
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…