mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Всегда лишь про любовь... / Памяти Георгия Натансона

Ещё биографии кино и театра

«Советское кино было народное, а сегодня — антинародное»
Сегодня, 17 декабря, на 97-м году жизни скончался режиссер фильма «Еще раз про любовь» Георгий Натансон

В Москве в возрасте 96 лет умер советский и российский кинорежиссер, народный артист России Георгий Натансон. ©

Ещё ушедшие известные люди


___
Георгий Натансон родился в Казани 23 мая 1921 года. В 1939 году поступил во ВГИК. После начала Великой Отечественной войны был призван в армию, но вскоре заболел двухсторонним воспалением легких и был признан непригодным к службе. Был эвакуирован в Алма-Ату, где окончил режиссерский факультет ВГИКа / Фото: Валентин Мастюков

Причины смерти пока не называются, дата и место прощания будут объявлены позже. Жизненный и творческий путь мастера — в фотогалереях «Газета.ру» и «Ъ».
О смерти Георгия Натансона сообщил его дочь Марина Лузгина. По ее словам, режиссер скончался в воскресенье, 17 декабря, у себя дома в Москве. Причины смерти не называются, также пока не известны дата и место прощания. Киновед Вячеслав Шмыров рассказал ТАСС, что похороны, предположительно, пройдут на Троекуровском кладбище.


2.
Работал ассистентом режиссера у Ивана Пырьева, был вторым вторым режиссером у Андрея Тарковского в "Ивановом детстве" (1962). В 1960-х–1970-х годах стал режиссером картин «Шумный день» по пьесе Виктора Розова «В поисках радости» (1960), «Все остается людям» (1963) и «Палата» (1964) по пьесам Самуила Алешина, «Старшая сестра» (1966) по пьесе Александра Володина, «Еще раз про любовь» (1968) по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», «Посол Советского Союза» (1970) по пьесе братьев Тур «Чрезвычайный посол», «За все в ответе» (1972) по пьесе Виктора Розова «Традиционный сбор», «Повторная свадьба» (1975) / Фото: Валентин Мастюков

Георгий Натансон пришел в кино сознательно и утверждал, что никогда не жалел о выборе профессии. Он вспоминал, что в юности у него был знакомый в МХАТе, который позволял ему ходить на спектакли, благодаря чему Натансон видел игру Качалова, Книппер-Чеховой, Шевченко. «Я и сейчас слышу их голоса», — отмечал он в одном интервью. Правда, сразу стать режиссером ему не удалось. Натансон закончил школу в 1939-м, поступил во ВГИК, но был призван в армию; там перенес двухстороннее воспаление легких, был комиссован и восстановился в институте. Во время Великой Отечественной жил в эвакуации в Алма-Ате, работал ассистентом режиссера на «Мосфильме», принимал участие в съемках таких фильмов, как «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Садко» Александра Птушко, «Мичурин» Александра Довженко.
Самостоятельно работать постановщиком Натансон начал уже в середине 1950-х, а его первым фильмом в качестве режиссера был полнометражный кукольный мультфильм «Небесное созданье» -

снятая в соавторстве со знаменитым уже тогда Сергеем Образцовым экранизация спектаклей Центрального театра кукол. Немного похожая на «Необыкновенный концерт» сатира на царящие на эстраде нравы была тепло принята зрителями и получила приз на Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.


3.
В 1980-1990 годах вышли его ленты "Они были актерами", "Наследство" (1984), "Валентин и Валентина" (1985), "Аэлита, не приставай к мужчинам" (1988) по пьесе Эдварда Радзинского, "Взбесившийся автобус" (1990, на основе реальных событий) и другие / Фото: Валентин Мастюков


4.
В 1980-х годах режиссер начал работать в жанре документального кино. В 1982 году вышел его фильм «Поет Елена Образцова» / Фото: Валентин Мастюков


5.
Съемки фильма «Аэлита, не приставай к мужчинам», 1988 год. Режиссер Георгий Натансон (слева) репетирует сцену с актерами Натальей Гундаревой и Александром Кузнецовым

«Никто из наших режиссеров в таком возрасте подобной награды за рубежом тогда не получал. По «Мосфильму» поползли слухи: мол, фильм Натансону сделал Образцов, — вспоминал режиссер. — Конечно, Образцов был для меня учителем, давал консультации по сценарию, там играли актеры его театра, но на съемках он ни разу не появился. По сути, это моя первая самостоятельная работа».


6.
Виталий Соломин (слева) в роли Кирилла и Наталья Тенякова (справа) в роли Лиды на съемках кинофильма «Старшая сестра» режиссера Георгия Натансона


7.
Татьяна Доронина (слева) в роли Нади и Инна Чурикова (справа) в роли Нели на съемках кинофильма «Старшая сестра» режиссера Георгия Натансона


8.
Татьяна Доронина (слева) в роли Нади, Михаил Жаров (в центре) в роли Ухова и Наталья Тенякова (справа) в роли Лиды на съемках кинофильма «Старшая сестра» режиссера Георгия Натансона

Слухи, впрочем, ни на что не повлияли. В 1957-м Натансон снимает фильм «Белая акация» по одноименной оперетте Исаака Дунаевского, в 1960-м в соавторстве с Анатолием Эфросом делает картину «Шумный день» (экранизация пьесы Виктора Розова «В поисках радости»).

В 1962-м Натансон берется за экранизацию еще одной пьесы — «Все остается людям» Самуила Алешина.


9.
Кадр из советского фильма «Посол Советского Союза», 1969 год. Режиссер Георгий Натансон. В главной роли Юлия Борисова и Анатолий Кторов. Киностудия «Мосфильм» / Фото: А. Кочубеев


10.
Кадр из художественного фильма «Шумный день». Режиссеры Георгий Натансон и Анатолий Эфрос, автор сценария Виктор Розов. Киностудия «Мосфильм», 1960 год. Артисты (слева направо) Инна Гулая, Е.Савченко, Татьяна Надеждина, Олег Табаков и Валентина Сперантова


11.
Репродукция кадра из кинофильма «Аннушка». Артистка Ирина Скобцева в роли Аннушки. Режиссеры Борис Барнет и Георгий Натансон. Сценарист Эфраим Севела. Киностудия «Мосфильм». 1959 год

На худсовете в «Мосфильме», вспоминал режиссер, заявка была отклонена, причем Пырьев заявил: «вы ничего не поняли в кино, если вы приносите такую болтовню». Фильм о самоотверженном и преданном делу науки ученом удалось запустить на «Ленфильме», но тоже не без сложностей — сначала на главную роль не утверждали Николая Черкасова, и только с помощью Георгия Товстоногова удалось отстоять кандидатуру великого артиста. Потом пришлось спорить с принимающими ленту кинематографистами о деталях, но в итоге все получилось так, как и задумывалось — хотя окончательное добро давали уже в ЦК. Любопытно, что вернувшись из Ленинграда, режиссер встретил на «Мосфильме» Пырьева, который похвалил фильм («Какого же ты …. мне вставил и всему худсовету!», вспоминал он слова директора студии) и заявил, что принял решение сделать Натансона членом Союза кинематографистов — после двадцати лет в кино.

В те же годы Георгий Натансон в последний раз работал ассистентом режиссера — в дебютной картине Андрея Тарковского «Иваново детство».

Самый известный фильм Натансона — «Еще раз про любовь» — тоже не обошелся без запретов. Председатель комитета по кинематографии при Совете Министров СССР Алексей Романов посчитал, что сюжет слишком «антиморальный», да еще и сценарий написан «каким-то» Радзинским. Впрочем, удалось отстоять все — и сценарий, и Радзинского; правда, из-за задержки в утверждении заявки Москву снимали в Сочи.


12.
Артист Андрей Попов в роли писателя Новикова (справа) в эпизоде из фильма Георгия Натансона «Палата»


13.
В начале 2000-х режиссер вновь обратился к документалистике: вышли его фильмы «Я вернусь… Путешествие Михаила Булгакова в Крым» (2002) и «Михаил Булгаков на Кавказе» (2004). В 2009 году был снят документальный фильм «Да здравствует королева, виват!» об актрисе Татьяне Дорониной


14.
Кадр из фильма «Еще раз про любовь» снятого режиссером Георгием Натансоном на киностудии «Мосфильм» в 1968 году. Сценарий Эдварда Радзинского. Актриса Татьяна Доронина в роли Наташи

Самой любимой актрисой Натансона была Татьяна Доронина. Он первым дал ей главную роль — в «Старшей сестре» 1966 года, потом пригласил и в «Еще раз про любовь», а уже в конце 80-х снял по ее задумке трагикомедию по мотивам пьесы Эдварда Радзинского «Аэлита, не приставай к мужчинам».


15.
Георгий Натансон — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981), Народный артист России (1994). Лауреат Госпремии СССР (1977) как автор пьесы «Они были актерами». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами «Знак почета» (1971), Почета (2002), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007) / 21 февраля 2008. Президент России Владимир Путин (слева) вручил кинорежиссеру Георгию Натансону (справа) орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени на торжественной церемонии в Кремле / Фото: Михаил Климентьев


16.
«Живу хорошо. Киностудия "Мосфильм", на которой я снял все свои картины, кроме "Все остается людям" с великим Николаем Черкасовым, не забывает меня. Фильмы мои показывают по телевидению, народ их смотрит, и это греет душу. Я живу в любимом городе — Москве, с самыми добрыми на свете людьми, взаперти не сижу, я хожу на премьеры, гуляю», — рассказывал режиссер летом 2016 года / На фото: с актрисой Инной Макаровой / Фото: Валерий Левитин


17.
Российский кинорежиссер Георгий Натансон во время посещения родины Андрея Тарковского города Юрьевец, в рамках кинофестиваля «Зеркало»

Эта картина стала последним художественным фильмом Натансона. В 90-е и нулевые он работал в документалистике, снял два фильма о Михаиле Булгакове, получил за второй из них — «Михаил Булгаков на Кавказе» — премию «Золотой орел» в номинации «неигровое кино».

Но современное кино он, по его словам, не любил — из-за плохих сценариев.

«Сейчас нет таких драматургов, писателей как великий Виктор Розов, как Володин, как Алешин, как Радзинский. <...> Все фильмы стали похожи. И что самое страшное — нет положительного героя», — говорил он в интервью порталу «ПрофиСинема».


18.
Режиссер Георгий Натансон и певец Иосиф Кобзон (слева направо) на закрытии IX фестиваля отечественного кино «Московская премьера» / Фото: Виталий Безруких


19.
«Раньше мы снимали фильмы для народа, для зрителей, а сейчас снимают для себя и наград на фестивалях. Поэтому советское кино было народное, а сегодня — антинародное, и в результате зритель ушел из кинотеатров» / Фото: Дмитрий Духанин


20.
Георгий Натансон скончался Москве 17 декабря 2017 года в возрасте 96 лет / Фото: Виталий Безруких

«Я люблю старые фильмы, такие как «Большой Вальс», «Мост Ватерлоо», «Мужчина и Женщина». Мне всегда были интересны фильмы о любви», — признавался Натансон.

© «Газета.ру» / «Коммерсантъ», 17 декабря 2017

Tags: биографии и личности, даты и праздники, известные люди, искусство, кино и театр, культура, наследие, память, режиссёры, россия, смерти и жертвы, современность, ссср, траур, фильмы, фото и картинки
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments