mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Новый год прекрасен в любой день! / Иное дело — Россия

Ещё история праздников

Как старое становилось новым, а потом опять превращалось в старое
РП поздравляет всех, кто отмечает старый Новый год! / Статья 2016 года

Считается, что старый Новый год — праздник исключительно советский, даже, скорее, русский. Но это не совсем так. ©

Ещё Новый год и Рождество


Новогодняя елка на Соборной площади Кремля / Фото: Илья Питалев

И вообще, история празднования Нового года на Руси претерпела столько метаморфоз, что вполне можно ожидать, что когда-нибудь старый Новый год вновь станет новым Новым годом.
Празднование Нового года в ночь на 14 января по ныне действующему во всем мире григорианскому календарю связано с тем, что по старому юлианскому (или так называемому старому стилю) эти числа как раз и выпадают на юлианские даты 31 декабря уходящего года и на 1 января нового. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII постановил ввести новый календарь, получивший его имя. Проблема, вызвавшая изменения, заключалась в том, что календарь, утвержденный еще Юлием Цезарем и поэтому называвшийся юлианским, был неточен — в нем было на 11 минут больше, чем в тропическом (астрономическом) году. В результате Рождество стало постепенно смещаться от дня зимнего солнцестояния в сторону весны. Таким образом, каждые 128 лет накапливался один «лишний» день. Эти «лишние» дни, накопившиеся только в христианскую эпоху, были попросту ликвидированы: после 4 октября 1582 года сразу последовало 15 октября.

Протестантские и православные страны в штыки приняли «папистское» новшество, объявив его чуть ли не демоническим. Но развитие торговли способствовало унификации календаря, и в конечном итоге все страны перешли на календарь григорианский. До последнего в протестантском мире держались Англия и Швеция (1752 год), в православном — Греция (1926). Советское правительство провело реформу в 1918-м.

Старый Новый год до сей поры празднуют, например, в немецких кантонах Швейцарии. Но там причина заключалась прежде всего в истинно протестантско-народном духе: «Как так? Мы уступили папистам!» Ныне это просто дань народной традиции. Иное дело — Россия. Здесь сошлось несколько важных факторов.

Русская православная церковь не признала и до сих пор не признает григорианский календарь, считая, что все в мире должно идти своим чередом. Тем более что некоторые праздники в году предполагаемого перехода на новый стиль просто бы не отмечались, что для православных невозможно.

Рассматривая двух- и даже возможную в будущем трехнедельную разницу между юлианским церковным и тропическим годами во всемирно-историческом контексте с точки зрения начала и конца мира, православные богословы считали изменения Григория XIII данью миру сему, поступком, ничего не меняющим принципиально в круговороте лет духовных.

Кроме того, для протестантов и православных принципиальнейшей причиной неприятия григорианского календаря стал факт, что часто католическая Пасха стала совпадать с иудейской, что было совершенно неприемлемо. Исходя из евангельского повествования, Воскресение Христово случилось строго после иудейской Пасхи. Позднее протестанты, как и многие из своих доктрин, предали и эту забвению, чего не скажешь о православных, крепко держащихся веры отцов. Кстати сказать, в XX веке большинство православных церквей мира перешло на григорианский календарь, но Пасху все православные исчисляют и празднуют все равно по старому стилю — вместе, в один день.


Верность расчетов церковных праздников по юлианскому календарю доказывает схождение Благодатного огня на православную Пасху

На волне кровавых революционных преобразований в народном русском сознании, не искушенном астрономическими знаниями, утвердилась мысль, что новый большевистский календарь — «неправильный», а старый юлианский церковный — самый что ни на есть правильный. И получилось, что Рождество стали отмечать не до Нового года, а после.

Коммунистическая власть стала праздновать Новый год как государственный праздник 1 января по новому стилю. Народ же продолжал отмечать его и в ночь с 13 на 14 января. В общем, Новый год отмечали дважды. Но, борясь с пережитками прошлого, в 1929 году советская власть сразу запретила и Новый год, и следовавшее по новому стилю после него Рождество (7 января). Елки, а также все бытовые новогодние и рождественские традиции были отменены как чуждые революционному пролетариату. И тут стоит вернуться в петровскую эпоху.

Петр I, желая европеизировать Россию, постановил в 1700 году праздновать Новый год 1 января. В указе о нововведении отмечалось, что так поступают во всех христианских странах, ведя летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, тем более что праздник Рождества празднуется церковью всего за несколько дней до внедряемого новолетия. В этом было некоторое лукавство, о чем мы поговорим позже. Итак, император высочайше соизволил указать: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Однако после смерти великого преобразователя обычай праздновать Новый год 1 января постепенно пошел на нет. По-прежнему в официальных документах летоисчисление продолжали вести по петровскому закону. В Зимнем дворце в этот день приемники Петра продолжали давать новогодние балы. В народе же еловые ветви постепенно «перекочевали» к празднованию Рождества. Церковь и народ на петровское нововведение всегда смотрели равнодушно, и прежде всего потому, что не видели в «новинке» никакого духовного смысла. Но так как петровский Новый год выпадал на Святки — период от Рождества до Крещения, когда давались в храме «разрешения на вся», европейский праздник как-то сам «влился» в эти веселые и беззаботные дни.


Картина «Бал в Петербургском Дворянском собрании, 1913 года». Художник Д. Н. Кардовский

Русская православная церковь всегда относилась и по сию пору скептически относится к празднику. Только где-то с конца 1990-х, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», начались кое-где публичные моления о новолетии, православным стали даже иногда давать разрешение на отступление в этот день от Рождественского поста. Большинство же православных часто ограничивается испитием кружки чая или бокала искристого и идет спать, ведь 1 января надо быть в храме — по новому стилю отмечается праздник святого мученика Вонифатия, которому молятся — о парадокс! — об избавлении от беззаконного сожительства и пьянства.

Так почему церковь не видит смысла ни в новом, ни в старом годе? Дело в том, что начало летоисчисления по юлианскому календарю связано с банальной государственной традицией — в этот день избранные комициями консулы вступали в должность. Все. В последующие эпохи и до сих пор западные христиане прежде всего празднуют Рождество. Именно в этот день, а не на Новый год главы государств по телевидению поздравляют сограждан с праздником именно Рождества, а заодно подводят итоги уходящего года и выражают надежду на жизнь лучшую в следующем году.

В России возрождению украшенных елок, подарков, детских утренников именно на Рождество способствовали немецкие принцессы, ставшие со второй четверти XIX века заметными фигурами в придворной жизни Санкт-Петербурга. Из вюртембергских, гессенских, мекленбургских, баден-баденских, прусских принцесс они становились русскими императрицами и великими княгинями. А рождественская елка — старая германская традиция, покорившая примерно за сто лет весь мир. Особенно любила рождественские елки наша последняя императрица Александра Федоровна, унаследовавшая эту любовь от своей бабки английской королевы Виктории, которая, в свою очередь, переняла традицию у мужа – немецкого принца Альберта. До этого в Великобритании и слыхом не слыхивали ни о каких елках.

Наряженную красавицу-елку не разбирали до Нового года. Так что она стала символом и Рождества, и Нового года. Только и всего. Кстати, есть картина и множество рассказов, в которых вождь мирового пролетариата дарит детям подарки. Такое событие действительно случилось в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках. Так вот, там устраивали рождественскую, а не новогоднюю елку для детей.

Что же касается Нового года, то Русская православная церковь начало «нового церковного интердикта» и сейчас празднует по византийской традиции — 1 сентября по старому стилю. В допетровские времена это был большой красочный праздник. На Соборной площади Московского Кремля, перед Красным крыльцом устанавливался большой помост, который покрывался персидскими и турецкими коврами. Устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Царь с воинством, со знаменами под барабанный бой шествовал в большом царском наряде: в шапке Мономаха, со скипетром и державой. Патриарх в праздничных одеждах благословлял народ.

Так, что мы видим: Новый год — праздник чисто человеческий, в зависимости от историко-политических условий радикально меняющий даты. Вот нужен человеку какой-то день, дабы он оглянулся назад, подвел итоги, наметил планы, связал с этим днем надежды на лучшее, встретился с родственниками и друзьями. Как природа обновляется каждый год, так и Господь дает возможность человеку хотя бы подумать об обновлении.

Новый год ли, Рождество ли — все советские люди справляли у себя дома, полуофициально. В первые годы после запрета ходили специальные команды и заглядывали в окна — нет ли новогодних огней. Когда 23 декабря 1947 года официально разрешили Новый год, ликованию не было предела. Тогда ведь только что закончилась страшная война и началась новая созидательная жизнь. Люди остро нуждались в каком-то дружеском, семейном, нереволюционном, «своем» празднике. Все рождественские традиции причудливо смешались с новогодними. Ночная церковная служба была заменена на куранты и «бдения» у стола с оливье и селедкой «под шубой». Появились и новые атрибуты. Новый год сразу стал главным праздником СССР, даже унаследовал от Рождества какие-то мистические черты.

И тем не менее… И тем не менее мы продолжаем праздновать старый Новый год. Даже несмотря на то, что в большинстве случаев он совпадает с рабочими днями. Почему? Думается, атмосферно это блестяще подчеркнули режиссеры Наум Ардашников и Олег Ефремов в фильме 1980 года «Старый Новый год» по пьесе Михаила Рощина. В отличие от «главного» Нового года, когда приходится порой звать не очень любимых родственников, «нужных», а порой случайных людей — «друзей друзей, которым негде остановиться в этот праздничный день», старый Новый год — праздник интимный.

Придут только близкие, любимые друзья, старые соседи. Могут всплыть не только приятные воспоминания, но и разразиться семейные ссоры. Но этот праздник — исключительно личный и, если угодно, «общинный», то есть очень русский. И, конечно, он овеян некой ностальгией по ушедшим временам, а не только сожалениями от прошлого года. Уже чувствуются серые будни вступившего в свои права нового года. Но еще теплится надежда на лучшее, вера в любовь и желание чуда, неведомо откуда пришедшего. А в конце концов в этот день все равно побеждает любовь! С Новым годом!

Григорий Шугаев
«Профиль», 13 января 2016

Из комментарие...

Юрий пишет: — Добрый день! Нужная статья. Но много хронологических неточностей:

1. На 1700 г. Петр Первый еще не император (императором станет лишь в 1721 г. после Северной войны). - кстати любимая ошибка многих авторов.
2. Швеция перешла на Григорианский календарь не в 1752 г., а в марте 1753 г.
3. Греция перешла на Григорианский календарь не в 1926 г., а в 1924 г.

Tags: 18-19-ее века, 20-й век, РПЦ и церковь, большевики и кпсс, ватикан и папа римский, даты и праздники, двойные стандарты, дискуссии, европа, запад, иисус христос, история, иудаизм, календари, католики и Ко, конец света, ленин, манипулирование, народ и элиты, новый год, нравы и мораль, петр первый, правители, православие, религии, репрессии и цензура, реформы и модернизация, рождество, романовы, российская империя, русь, символы, средневековье, ссср, традиции, факты и свидетели, христианство, хроника
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo yarodom september 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community