Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Сельский мудрец / Пласты и глыбы живописного соцреализма / К 125-летию
СССР
mamlas wrote in yarodom
Ещё живопись СССР и ещё художники

Аркадий Пластов: Чувство Родины без печали и ностальгии
125 лет назад, 31 января 1893 года, родился советский живописец Аркадий Александрович Пластов

Один из выдающихся советских художников, Аркадий Пластов происходил из семьи потомственных иконописцев, живших в деревне Прислониха (современная Ульяновская область). ©


Аркадий Пластов

Эта работа ничуть не делала Пластовых в чём-то особенными по сравнению с земляками, они были такими же крестьянами. Сам знаменитый художник всю жизнь любил и почитал простой сельский труд, никогда его не чураясь и приучая к нему своих детей и внуков.
И все-таки семья Пластовых славилась среди односельчан как богомазы, поэтому именно его отцу, Александру Пластову, сельское общество в 1908 году поручило надзор за реставрацией местной церквушки. Своему сыну он доверил подготовку красок.


2. Аркадий Пластов. Автопортрет


3. Аркадий Пластов. Автопортрет с книгой. 1930-е

«Я ходил как во сне, — вспоминал Аркадий Александрович, — до того было всё пронзительно увлекательно. Но вот с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. … Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых — синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше…»


4. Аркадий Пластов. Автопортрет


5. Аркадий Пластов. Мальчик с лошадью

Но у родителей было свое мнение, и они отправили его учиться на священника. В семинарии Аркадий очень скучал, и, чтобы заполнить время, рисовал. Эти рисунки попались на глаза одному из преподавателей. По счастью, тот разглядел дарование Пластова и настоял на том, чтобы отправить его учиться в Москву за счет средств, выделенных городом Симбирском (где и находилась семинария).


6. Аркадий Пластов. Коля с кошкой. 1936


7. Аркадий Пластов. Цветы и мед, 1937 — 1938

В Москве он поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище — но не на то отделение, куда хотел: на живопись его не взяли, ему пришлось идти на скульптуру. Есть мнение, что это наложило свой отпечаток на его последующие работы, потому что даже в самых легких его картинах прослеживается некий монументализм, основательность, а фигуры и лица моделей объёмны и пластичны. Возможно, сыграло и внутреннее наследие традиции, ведь иконописец обязан был творить вечные образы…


8. Аркадий Пластов. Пасхальный натюрморт


9. Аркадий Пластов. Тройка (Работники у ручья). 1937 — 1938

За годы учебы Аркадий Пластов изучил всё художественное наследие человечества, от античности до постимпрессионистов, но его стилем стал реализм, пропущенный через любовь к родному русскому селу. Для него и самым выдающимся произведением русской литературы, оказавшим на него наибольшее влияние, была «Капитанская дочка» Пушкина — в которой осмыслялась историческая судьба русского народа. Русская литература прошла в работах Аркадия Пластова как одна из важнейших тем, он иллюстрировал Некрасова, Пушкина, Толстого и Чехова.


10. Аркадий Пластов. Купание коней. 1938


11. Аркадий Пластов. Колхозный праздник. 1938

После 1917 года молодой Аркадий Пластов не стал искать себя в круговерти городской революционной жизни, несмотря на то, что выбранная им стезя художника раз за разом возвращала его в Москву. Как бы там ни поворачивались обстоятельства, он старался с весны до осени жить и работать в родном селе Прислониха. Только там был его настоящий источник вдохновения — трудящийся народ, лица односельчан, красота родной природы.


12. Аркадий Пластов. Первый снег. Сумерки. 1938 — 1939


13. Аркадий Пластов. Коля с красным зонтом. 1939

Эта неотрывность вкупе с образованием, полученным в городе, и рассудительная основательность характера уже в молодые годы сделали Пластова сельским мудрецом, духовным лидером среди своих земляков. Особенно ярко его лидерство проявилось в период коллективизации, когда прислонихские крестьяне отказывались решать этот вопрос, пока не выскажет мнение «дядя Аркадий». Пластов первым вступил в колхоз, и вопрос был решен. Сам же он никогда не считал себя выше других и не похвалялся своими достижениями. Только после его смерти земляки узнали, что «дядя Аркаша» был награжден Сталинской премией (1946 — за картины «Сенокос» и «Жатва»), Ленинской премией (1966), дважды — орденом Ленина, стал академиком…


14. Аркадий Пластов. Петр Григорьевич Черняев. 1939


15. Аркадий Пластов. Царские кудри. 1930-е

Переломным моментом в его биографии стал 1931 год, когда пожар уничтожил полсотни домов в Прислонихе, и дом Пластовых попал в их число. Сгорели все до единой картины, созданные им за десятилетия работы. После случившегося Пластов неделю пролежал без сознания, таким страшным оказался для него этот удар, но принятое им в итоге решение стало решением истинно русского человека: всё восстановить. С этого момента он подчинил всю свою жизнь живописи, не отвлекаясь ни на миг. Он даже отставил в сторону столь любимый им крестьянский труд: до трагедии 1931 года он старался не пропускать сенокосов, уборочных работ — там, где был коллективный труд, был и он. Теперь же он решил, не теряя времени, всего себя отдавать главному делу своей жизни. Хотя односельчане и подшучивали над ним, «несерьезное ты занятие выбрал, Александрыч».


16. Аркадий Пластов. Выборы комитета бедноты. 1940


17. Аркадий Пластов. Колхозный почтальон. 1940

Война не дошла до Прислонихи, но его картины того периода, среди которых особенно знамениты «Фашист пролетел» и «Немцы идут», передают впечатление о войне на контрасте с жизнью села. Поэтому так ярко то впечатление тревоги за людей и ненависти к врагу, которыми полны эти работы. А после войны художник обратился к теме детского портрета, внимательно вглядываясь в лица тех, кому предстояло продолжать жизнь. Продолжателями же его дела стали сын и внук.


18. Аркадий Пластов. Немцы идут (Подсолнухи). Июнь 1941 год


19. Аркадий Пластов. Один против танков. 1941

Так чем же был его труд? Часто социалистический реализм как явление в искусстве ненавистники всего советского пытаются представить по худшим образцам, сводя всё многообразие к засилью красных знамен, перемежаемых пламенным Лениным. Чем-то, из чего совершенно был изгнан человек, оставаясь лишь символом, благопожеланием, не имеющим отношения к реальной жизни. На картинах Пластова есть место и усилию, и радости, и лиризму. Его социалистический реализм — это высокая художественная правда о настоящей жизни настоящего русского крестьянина, с трудностями и трудами, но и со всеми радостями этой жизни — сбором урожая, детскими играми, тем великим трудом на земле, который объединяет природу и человека в общем благом состоянии, союзе, без которого невозможно представить себе всё остальное в человеческой жизни.


20. Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1942


21. Аркадий Пластов. Зима. 1943 — 1944

«Я люблю эту жизнь, — говорил Пластов. — А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. … Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей».


22. Аркадий Пластов. Овцы пасутся. 1943 — 1944


23. Аркадий Пластов. Трактористки. 1943 — 1944


24. Аркадий Пластов. Восстановим!.. 1944


25. Аркадий Пластов. Суббота. 1944


26. Аркадий Пластов. Жатва. 1945


27. Аркадий Пластов. Сенокос. 1945


28. Аркадий Пластов. Первый снег. 1946


29. Аркадий Пластов. Лесные цветы. 1946 — 1947


30. Аркадий Пластов. Едут на выборы. 1947


31. Аркадий Пластов. У мельницы. 1947


32. Аркадий Пластов. Деревенский март. 1947 — 1948


33. Аркадий Пластов. Волчье лыко. 1948


34. Аркадий Пластов. Колхозный ток. 1949


35. Аркадий Пластов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос». 1949


36. Аркадий Пластов. Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос». 1949


37. Аркадий Пластов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Мороз, Красный Нос». 1949


38. Аркадий Пластов. Люба Гусенкова (этюд к картине Колхозный ток). 1949


39. Аркадий Пластов. Дети на прогулке. 1950


40. Аркадий Пластов. Витя-подпасок. 1951


41. Аркадий Пластов. Саня Маликов. 1951


42. Аркадий Пластов. Родник. 1952


43. Аркадий Пластов. Золотая опушка. 1952


44. Аркадий Пластов. Юность. 1953


45. Аркадий Пластов. Летом. Грибы. 1953 — 1954


46. Аркадий Пластов. Весна. 1954


47. Аркадий Пластов. Девушка с граблями. 1957


48. Аркадий Пластов. Валя Репина. 1958


49. Аркадий Пластов. Девочка с уткой. 1959


50. Аркадий Пластов. Лето. Новая крыша. 1950-е


51. Аркадий Пластов. Урок ботаники


52. Аркадий Пластов. Нина. 1961


53. Аркадий Пластов. Полдень. 1961


54. Аркадий Пластов. Ужин трактористов. 1961


55. Аркадий Пластов. Сентябрьский вечер. 1961


56. Аркадий Пластов. Пионер Коля Тоньшин. 1962


57. Аркадий Пластов. Земля. 1962


58. Аркадий Пластов. Мама. 1964


59. Аркадий Пластов. Деревенский март. 1964


60. Аркадий Пластов. Портрет художника Николая Пластова. 1965


61. Аркадий Пластов. Яблоки. 1965 — 1966


62. Аркадий Пластов. Из прошлого. 1969 — 1970


63. Аркадий Пластов. У окна (Портрет внука). 1960-е


64. Аркадий Пластов. Внук рисует. 1960-е


65. Аркадий Пластов. Упавшая береза. 1960-е


66. Аркадий Пластов. Мишка Савин. 1941

Дарья Алексеева
«ИА REGNUM», 31 января 2018


promo yarodom september 20, 2012 20:29 4
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
Отличная статья. Спасибо. Прочёл с большим интересом.

А я знал его только по картине "Фашист пролетел". А оказывается, он просто глыба!

Не, я со школы его картины помню, но в детстве всегда думал, что его фамилия - из 19 века, уж больно она какая-то монументальная, породистая, аристократическая...

А сколько пластов в творчестве )). Очень здорово.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account