Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Абхазия летняя, заброшенная # АбхЖД
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё путешествия по Кавказу, в т.ч. Абхазия, в т.ч. ещё ж/д
Абхазская железная дорога (железнодорожное путешествие)
Кавказ туристический / лето, 2014

Два года я откладывал публикацию материала из моего путешествия по Абхазии летом 2014 года. И вот, наконец-то, дошли руки. Ура! В Абхазии я уже был, зимой того же года - провел там январские праздники. Отчетики с зимней поездки можно почитать по тегу «Абхазия». Будучи большим фанатом заброшенностей разного рода, Абхазия тогда мне показалась настоящим апокалиптическим раем, поросшим субтропическими лианами. Проведя неделю в этой чудесной стране, я понял, что придется сюда еще вернуться.

Ещё в зимней Абхазии


___

Летом того же года эту мечту я реализовал. В предстоящем цикле обзоров мы погуляем по столице Абхазии — городу Сухуму, которому изрядно досталось во время войны, съездим к высокогорным озерам — Большой и Малой Рице, поблуждаем по заброшенным авто-тоннелям Гагры и еще раз заглянем в Новый Афон. А начну я с Абхазской железной дороги, уникальной в своем роде, как исторически, так и конструктивно.
Не очень давно, всего два десятилетия назад, по этой железной дороге каждый день проходило несколько десятков пар пассажирских и грузовых поездов в Тбилиси, Ереван, Батуми, Цхинвали.... Когда-то эта дорога была крупной магистралью для перевозок людей и грузов к портам и курортам Черноморского побережья и Закавказья. Сейчас же «железная дорога» на территории Абхазии наполовину разрушена войной и фактически является тупиковой дорогой, вокзалы сталинской архитектуры, когда-то лучшие в СССР потихоньку разваливаются, пассажирское и грузовое движение минимально, а часть путей и вовсе разобрана. В 2004 году РЖД реконструировала часть железнодорожного полотна от пограничного п.Псоу до г.Сухум. Очень медленно, и редко (в несезон раз в двое суток) в Абхазию приезжают пассажирские поезда из Москвы и Питера. На одном из них я и приехал. Пользуясь, случаем, решил поснимать открывающиеся виды из тамбура последнего вагона поезда.
_______

[==>История Абхазской ж/д<==]Проекты создания магистральной железной дороги, пролегающей вдоль Черноморского побережья Кавказа, обсуждались ещё в ХIX веке. В годы Первой Мировой войны началось строительство головного участка этой магистрали, названной Черноморской железной дорогой (от Туапсе до Сочи). Тогда казалось, что совсем скоро наступит тот момент, который изменит жизнь Южного Кавказа — будет создана транзитная магистраль через Абхазию, а существующий «кружной» путь на Тбилиси через Баку уйдёт в историю.


Но революция и гражданская война не позволили осуществить этот план. Лишь в 1923 году было открыто движение до Сочи, а в 1927 году был введён в эксплуатацию участок Сочи — Адлер.

Спустя некоторое время строительство было продолжено. В начале 1930-х годов магистральная железная дорога пришла на территорию Абхазии. В 1940 году был открыт участок от станции Ингури (Ингири) до Сухуми, с ветвью Очамчира — Квезани (позднее Ткварчели, ныне Ткуарчал).

В 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году, и вошла в состав Закавказской железной дороги.

Стоит заметить, что реализация проекта транзитной магистрали в Закавказье «тормозилась» два десятилетия! Причины такого промедления объяснить трудно. Возможно, виной тому было противодействие правителей страны, в том числе и самого И. В. Сталина, опасавшегося, что появление надёжной и удобной транспортной связи приведёт к ускорению процесса русификации Грузии.

В первой половине 1950-х годов происходило строительство капитальных вокзальных зданий на станциях Черноморской железной дороги, в том числе и на территории Абхазии. По замыслу советского руководства, вокзалы во всех «всесоюзных зонах отдыха» должны были стать лучшими в стране. Многие из построенных тогда вокзалов оказались действительно прекрасными, и даже после бомбёжек и пожаров поражают своим великолепием.

К началу 1960-х годов железная дорога на территории Абхазии была полностью электрифицирована. Пассажиропоток на ней с каждым годом возрастал. Помимо поездов дальнего следования, почти везде были пущены пригородные электропоезда. Рост объёмов движения требовал приступить к строительству вторых путей. Изначально железная дорога была однопутной на всём своём протяжении.

Но этому препятствовали сложные природные условия — ограниченность пространства, изобилие скальных участков и тоннелей. Как результат, вторые пути появились на некоторых перегонах только между Туапсе и Адлером. На территории Абхазии железная дорога осталась полностью однопутной. Это приводило к длительным простоям поездов на станциях и разъездах.

По состоянию на 1981 год, от Сухуми до Сочи курсировало 5 пар пригородных электропоездов, от Сухуми до Ткварчели — две пары. Кроме того, существовали электропоезда Сухуми — Цхалтубо и Сухуми — Зестафони — Сачхере. Согласно номерам, они были местными, а не пригородными поездами, и билеты в них продавались по тарифу, установленному для поездов дальнего следования. Фактически это были обычные «электрички», останавливавшиеся на каждом остановочном пункте.


На последнем перегоне Ткварчельской ветки (от станции Ткварчели до станции Акармара) пассажирское движение просуществовало около двух лет. Пассажирские перевозки до Акармары были запрещены в связи со сложными условиями линии.




2.

Во время войны железнодорожное полотно было сильно повреждено, однако после было частично восстановлено и стало использоваться для перевозки войск российского миротворческого контингента. Было открыто движение пригородных поездов из Сухума до Псоу, Очамчыры и Ткуарчала. В связи с нехваткой средств железная дорога находилась в аварийном состоянии и постепенно разрушалась.



В 2004 году силами РЖД был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу - Сухум, и 10 сентября 2004 года открыто движение беспересадочных вагонов по маршруту Москва — Сухум.


/ - Информация взята с сайта С. Болашенко

_______

Еще раз повторюсь, поезд едет ну очень медленно. И очень долго стоит на границе. К слову, указанное время прибытия на билете, как правило, не совпадает с фактическим. Мой поезд приехал на конечную станцию Сухум примерно на полтора часа позже.

На местных маршрутках, что стоят прямо за шлагбаумами Псоу, добраться может оказаться в разы быстрее. Но если вы хотите посмотреть Абхазию с иного ракурса, такая поездка безусловно того стоит.


3.

Общая протяженность железной дороги - 221 км, из которых в настоящее время функционирует лишь 100 - км участок от Адлера до Сухума. На всем протяжении поездка сопровождается металлическим скрежетом из - за низкой прокатаности железнодорожного полотна.


4.

Вокзалы на всех станциях заброшены. Лишь в на трех станциях были частично проведены восстановительные работы - отремонтированы и открыты кассы (Цандрыпше, Гагре, Гудауте и Сухуме) Первая остановка - Цандрыпш.


5.

Немногочисленных отдыхающих встречают местные таксисты.


6.

К Гаграм я еще вернусь в одном следующих обзоров, а поездка продолжается.


7.

Моя фото - позиция.


8.

Заброшенная пригородная платформа.


9.

В настоящее время пассажирское движение по Абхазии представлено тремя пассажирским поездами № 305/306 Москва — Сухум и сезонными Сухум — Санкт-Петербург и Сухум — Белгород. Также до ноября 2012 года между Гагрой и Адлером трижды в сутки курсировал электропоезд формирования Северо-Кавказской ППК. Участок Ткуарчал - Очамчыра также используется, но только для грузового сообщения. Осуществляется доставка угля из Ткуарчала в порт Очамчиры. Затем уголь переправляют по морю в Турцию.


10.

Практически весь местный подвижной состав находится в сильно изношенном состоянии, и требует списания либо капитального ремонта. Светофоры и сигнализация не работают, координация движения осуществляется посредством сотовой связи :D

На фото моторный самоходный железнодорожный вагон. Судя по решеткам на окнах он даже на ходу..


11.


12.

Станция Бзыпта.


13.

Путевое разветвление.


14.

Мост через реку Бзыпь.


15.


16.

Укрепленный участок с навесом - защита от камнепада.


17.

Хотя участок до Сухума электрифицирован, мой поезд почему- то ехал на дизельной тяге. При проезде тоннелей ощущается запах гари.


18.

Станция Мысра.


19.

Тоннелей по ходу поездки очень много - я насчитал больше десятка. Строил их, кстати, никто иной, как всем известный метрострой.


20.

Станция Шлара.


21.


22.

Переезд.


23.

Полустанок Звандрипш.


24.

Мост через реку Мчишту.


25.

Внезапно на очередном разветвлении появляется грузовой состав с военной техникой и Российскими солдатами - миротворцами.


26.

Ребята передают привет.


27.


28.


29.

Делаем остановку на станции Гудаута.


30.

Платформа почти необитаема.


31.


32.

Летнее море так и манит поскорее окунуться.


33.


34.

Мост через реку Аапсту.


35.

Заброшенная безымянная платформа.


36.


37.

Участок ж/д у самого берега моря.


38.


39.


40.


41.

Мост через Сухумское шоссе.


42.


43.


44.

Выезжаем в очередной тоннель (№14).


45.

Этот оказался особенно длинным, его протяженность составляет 1 км.


46.

Зимой мы с друзьями устроили здесь небольшую фотосессию :)


47.


48.

Выезжаем на самую необычную станцию Абхазской ж/д - Псырцху, буквально втиснутую между двумя гор. Протяженность платформы - всего 180 метров.


49.

Поезд делает здесь небольшую 2-хминутную передышку и затем снова отправляется в путь. Ныряем в очередной тоннель (№16). Этот оказался еще длиннее предыдущего - 1,6 км!


50.


51.

Подъезжаем к очередной крупной станции.


52.

На оживленной платформе встречают вновь прибывших отдыхающих.


53.

Станция Новый Афон.


54.


55.

Мое фото - путешествие из тамбура последнего вагона близится к завершению.


56.

Следующая станция - Сухум. Пора собирать вещи :)


57.

Спасибо проводнице за понимание, а Советским инженерам и архитекторам за такую красоту! От Абхазской ж/д у меня остались очень яркие впечатления!

В качестве бонуса немного фоток Сухумского вокзала из зимней поездки.


58.

Некогда шикарные даже после пожара смотрятся величественно.


59.

Над боковыми секциями крыша полностью отсутсвует.


60.


61.


62.

На путях покрываются ржавчиной старые вагончики.


63.

И даже ржавые паровозы!


64.

Рядом с основным зданием вокзала восстановили небольшой корпус с залом ожидания и кассами.


65.

На этом все. В следующем обзоре мы познакомимся ближе с Сухумом, посмотрим на город с крыш высотных домов и посетим парочку атмосферных брошечек.


66.

Продолжение следует...


Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account