Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Художники революционной Франции. Оноре Домье / К 210-летию
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё живопись и художники здесь, здесь и здесь

Буржуазные морды и революция без пролетариата: Домье
В феврале 2018 года исполняется 210 лет со дня рождения всемирно известного карикатуриста Оноре Домье

Европейская история XIX века в советской системе образования имела лицо героев великого французского карикатуриста Оноре Домье. В моей памяти она связалась с революциями 1848 года и Парижской коммуной 1871-го, с «бонапартизмом», так ярко описанным Карлом Марксом. ©

Ещё живопись Европы


Оноре Домье. 1850. Фотограф — Феликс Надар

Казалось тогда, что столь же ярко вырисованные буржуазные толстячки из-под пера Оноре Домье касались лишь буржуа. Но он был натуральным революционером и в 1830-м, и в 1848-м, и в 1871-м годах — и изобразил не только буржуазные морды, но и редкие лица пролетариата, раздавленные эксплуатацией и революционной борьбой.
Уже несколько десятилетий, как обнаружилось, что во французских революциях XIX века, на самом деле, трудно найти пролетариат, а на городские баррикады выходили не пролетарии, а ремесленники и мастера во главе своих семей и своих подмастерьев, разнообразные разночинцы и интеллигенты во главе своих агитационных трудов. А крестьянская антиреволюционная Вандея — как стояла в первом революционном 1789 году незыблемым устоем косности на пути агитационного прогресса, так и простояла весь XIX век и даже весь век XX.


2. Оноре Домье. Художник. 1850

Оноре Домье (1808−1879) родился в семье ремесленника и рано научился рисовальному ремеслу, которое в большом городе гарантировало ему хлеб с маслом: рекламный лубок пользовался спросом, а конкуренция в этой сфере всегда обеспечивалась прежде всего умением рисовать лучше, чем рисуют другие. От этого первобытного комикса шла прямая линия в карикатуру. Карикатура требует от художника редкого умения достигать внешнего сходства и узнаваемости характера персонажа, редкого качества следить за политической публицистикой и видеть в ней не столько газетные склоки, сколько мифологическую массовую страсть искать и находить в политике символы зла и постыдности.


3. Оноре Домье. Восстание. 1860

Несмотря на классические карикатуры, действительный исторический и художественный вес придали творчеству Домье не они, а его революционный переход к живописи, к станковой социальной критике, в которой уже терялись следы карикатуры. В ней все фигуры зла и жертвы уже переставали быть только объектом агитации и сатиры, а становились образами Несправедливости и Революции. Уродам, из которых были поголовно укомплектованы власти и «праздно болтающие» подельники насильников и эксплуататоров, среди коих Домье особенно ненавистны были судейские демагоги, — противостояли люди почти без лиц. Это были люди-зародыши из униженного народа, несущие в себе надежду стать человеком, приобрести лицо, но без уродства. И редкие народные лица Домье — лица восставшего народа. Вне этого — непрерывный холод, нищета, обноски, голод, тьма, безликие женщины, матери, дети. И стряпчие при власти — тоже стадо, но их маски-лица отличны от безликих народных голов лишь тем, что у голов — цветовые пятна, а у лиц-масок — натуральные морды, куски рыхлого мяса, циничной натуры.


4. Оноре Домье. Состязательный процесс. 1845

Можно легко восстановить образный мир Домье и его личную борьбу всей жизни: мурло враждебной власти против матери с маленьким ребёнком, в котором угадывается сам Домье, и против восставших молодых людей, наверное, старших братьев.


5. Оноре Домье. Пьющие. 1860

Живопись Домье очень хороша, значительно ценнее и лучше его столь революционно корректной карикатуры. Она редкостно динамична там, где автор хочет своими самыми простыми средствами показать движение. Она — вне своего времени и словно не для своего времени — обращается, прежде всего, к движению глаза, тела и сердца зрителя вослед героям картины, а не его культурного сознания, которое стало бы расшифровывать мифологическое пустословие актёров. Она видимо встроена в мощную живописную традицию рождавшегося и родившегося экспрессионизма — задолго до того, как принято отсчитывать время рождения экспрессионизма. В прямой линии от Франсиско Гойи — через Оноре Домье — к Эдварду Мунку выражается центральная история европейского Модерна. Это история превращения кровавой национально-освободительной войны (Гойя) в социальную борьбу (Домье) и их вместе — в отчаяние одинокого человека (Мунк). В конце этой линии стоят обрубки людей немецкого экспрессионизма послевоенных 1920-х годов: только ужас и порнография без человека. За её пределами — современный экспрессионизм, уже автоматически понимающий всю тяжесть своего уродливого бремени и кровавой человеческой душевной красоты.


6. Оноре Домье. Мнимый больной. 1873

Домье как художник настолько лучше Домье-карикатуриста, что вполне уютно и конкурентно чувствует себя посреди своих современников, Курбе и Милле, которые как великие живописцы пользуются гораздо большей славой, но в своей борьбе за новый реализм — архаичней, туманней, слабее, живописно невнятней и эмоционально беднее. Стоя рядом с ними во времени, Домье действительно предвосхищает художественный и эмоциональный мир уже состоявшегося будущего, из коего мы точно можем судить, что Домье-художник опережал своё время и на 40−50 лет и даже на 100 лет, и теперь, скрой своё имя, легко стал бы великим. Тем острее чувство подлинной гениальности Франсиско Гойи, который за 30−50 лет до Домье прошёл и для себя исчерпал его творческий пафос. Через кровавую войну в Испании — от своих бездарных придворных шпалер до бесценных «Капричос» и «Бедствий войны» — Гойя в более высокой, кричаще трагической форме предвосхитил безликую драму Домье. Такова иерархия.


7. Оноре Домье. Мнимый больной. 1850

Но мы — не Домье. Мы — его благодарные зрители. Нам достаточно, что Домье и сам жив и актуален, что именно Домье узнаваемо присутствует в Ван Гоге, в Пикассо, в Кетэ Кольвиц и даже в Фальке. И будет жить узнаваемо: пока бедная мать ведёт своего младшего ребёнка сквозь тьму несправедливости, а её старший сын, надежда, первенец, романтический и сильный боец, идёт на войну за человеческие свободу и справедливость.


8. Оноре Домье. Карикатурный портрет Виктора Гюго. 1838


9. Оноре Домье. Шахматисты. Между 1863 и 1867


10. Оноре Домье. Любители фотографии


11. Оноре Домье. Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства


12. Оноре Домье. Дон Кихот. 1868


13. Оноре Домье. Портрет на выставке


14. Оноре Домье. Вагон третьего класса. 1862


15. Оноре Домье. Отдых фокусника


16. Оноре Домье. Прачка. 1830


17. Оноре Домье. Тридцать пять выражений лиц


18. Оноре Домье. Беженцы. 1850


19. Оноре Домье На берегу. 1853


20. Оноре Домье. Любители на выставке. 1872


21. Оноре Домье. Республика. 1848


22. Оноре Домье. Поцелуй. 1848


23. Оноре Домье. Мясник


24. Оноре Домье. Знаменитое дело


25. Оноре Домье. Адвокат защиты. 1856


26. Оноре Домье. Бремя (Прачка). 1853


27. Оноре Домье. Бродячие акробаты. 1850


28. Оноре Домье. Визитёры в мастерской художника


29. Оноре Домье. Возвращение с рынка. 1870


30. Оноре Домье. Воображаемый инвалид


31. Оноре Домье. Воры и осел. 1860


32. Оноре Домье. Два купидона с красной портьерой. 1850


33. Оноре Домье. Два скульптора. 1873


34. Оноре Домье. Два юриста пожимают руки


35. Оноре Домье. Зазывала у балагана


36. Оноре Домье. Игроки


37. Оноре Домье. Ипохондрик


38. Оноре Домье. Камилла Демулен в Пале-Рояле


39. Оноре Домье. Карнавальные гуляния


40. Оноре Домье. Купание детей


41. Оноре Домье. Мельник, его сын и осел. 1849


42. Оноре Домье. Нищие. 1845


43. Оноре Домье. Ночные путники. 1847


44. Оноре Домье. Опьянение Силена. 1850


45. Оноре Домье. Парад акробатов


46. Оноре Домье. Певцы перед пюпитром


47. Оноре Домье. Покидая школу. 1848


48. Оноре Домье. Рабочие


49. Оноре Домье. Св. Магдалина в пустыне. 1852


50. Оноре Домье. Семья на баррикадах. 1848


51. Оноре Домье. Театр


52. Оноре Домье. Цирковой борец


53. Оноре Домье. Чтец


54. Оноре Домье. Эмигранты или беглецы


55. Оноре Домье. Юристы. 1856


56. Надгробие Оноре Домье. Париж, Кладбище Пер-Лашез
Модест Колеров
ИА «REGNUM», 19 февраля 2018


promo yarodom september 20, 2012 20:29 4
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

?

Log in

No account? Create an account