mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Селфитики, или Потребление себя любимого... / Глобал-культура

Ещё человечество и нравы здесь, здесь и здесь

Со всеми на «я»
Кирилл Журенков — о том, что стоит за повальным увлечением селфи / Статья 2015 года

Мир охватила эпидемия селфи: люди фотографируют себя в самых невероятных ракурсах и местах, часто — с риском для жизни. Ради чего? Почему? И главное: что и кому они хотят этим сказать? ©


Чего не сделаешь ради эффектного снимка? Некоторые даже рискуют жизнью, фотографируясь на фоне диких животных

«Огонек» попытался разобраться в причинах популярности новомодного увлечения.
Японский астронавт Акихико Хосидэ прославился на весь мир несколько лет назад, когда сфотографировал себя в открытом космосе. Снимок стал одним из самых известных селфи (от англ. self — сам) в истории. Напомним: так называют автопортрет, сделанный фотоаппаратом, встроенным в мобильное устройство, чаще всего — с расстояния вытянутой руки или через зеркало. За последние 10 лет селфи стало повальной модой. Многие, впрочем, предпочитают говорить об эпидемии и даже о расстройстве психики.

Как бы то ни было, феномен налицо: его исследуют ученые, о нем пишут трактаты, его пытаются запретить и на нем зарабатывают — словом, селфи с каждым днем все популярнее. По данным авторитетного Pew Research Center, 55 процентов представителей поколения next (людей, появившихся на свет после 1981 года) в США публиковали селфи в социальных сетях (социологи считали, само собой, тех, кто в курсе, что это такое). Для сравнения: среди представителей поколения Х (родились между 1965 и 1979 годом) лишь 24 процента пробовали поделиться селфи, ну а беби-бумеры (появились на свет после Второй мировой) вообще эту моду не жалуют — запечатлеть себя на смартфоне и выложить снимок в социальную сеть пыталось 9 процентов представителей этой возрастной категории. Судя по всему, за цифрами опросов — феномен не только сегодняшний, но и завтрашний. Как отмечают исследователи, речь о том, что "миллениумы" (синоним для next) станут самым "задокументированным" поколением в истории: их потомки в буквальном смысле будут знать своих предков в лицо.


Селфи в открытом космосе, сделанное Акихико Хосидэ,— одно из самых растиражированных в мире

Феномен на завтра

Похоже, это не единственное, что сулит человечеству новое увлечение молодежи, которое в мире долго не принимали всерьез. Вспомним: селфи набирало популярность в 2000-е, а в 2013-м новый термин уже назвали "словом года" и внесли в Оксфордский словарь. На следующий же год, в 2014-м, селфи и вовсе стало самым популярным понятием, чье значение пытались выяснить пользователи того же рунета, а это миллионы поисковых запросов в "Яндексе". Для сравнения: на втором месте в этом рейтинге оказался термин "Майдан", на третьем — "СНИЛС", на четвертом — "любовь", а замыкала топ-пять "толерантность".

Говорит ли это о смене ценностей? Судить об этом, возможно, рано, но симптом налицо: не зря же его вовсю берут на вооружение те, кто по роду своих занятий обречен ежедневно бороться за популярность — от голливудских актеров (вспомните ставшее хитом коллективное селфи с "Оскара-2014", которое собрало в одном кадре Брэдли Купера, Брэда Питта, Анджелину Джоли, Мерил Стрип, Джулию Робертс, Кевина Спейси, Дженнифер Лоренс...) до политиков разных стран и народов. У нас впереди всех премьер-министр Дмитрий Медведев, но ему далеко, скажем, до итальянских политиков: один из оппозиционных депутатов, Джорджо Сориал, недавно подсчитал, что за год правления члены кабинета министров Маттео Ренци сделали и разместили в соцсетях миллион (!) селфи. Поговаривают, что в обязанности пресс-секретаря премьера входит размещение в соцсетях селфи шефа в нужном объеме и качестве. Впрочем, Ренци и сам ловко использует популярное увлечение, подчеркивая тем самым свою молодость и продвинутость. Его слова о том, что "если бы Европа сделала себе селфи, то она предстала бы с усталым, сдавшимся и скучным лицом" (произнесено год назад на открытии итальянского председательства в ЕС), до сих пор любит цитировать пресса.

Но, пожалуй, главный показатель того, что селфи живет и побеждает,— вокруг него начала расти и развиваться инфраструктура. Например, стало известно об открытии первой в мире виртуальной школы селфи, где учат, как правильно его делать. Основательница школы, стилист Алексис Нокс из Лондона, работала с ведущими звездами шоу-бизнеса и знает о красивых снимках не понаслышке.

А в той же Италии в июле вышел первый номер 64-полосного иллюстрированного журнала Selfie. "Стань звездой соцсетей!" — призывает слоган с обложки. Редакционная статья обещает "научить читателей делать более красивые и креативные селфи, чем те, что делают ваши друзья". Авторы объясняют: с появлением журнала Selfie "задача выделиться из толпы становится доступна всем, кто того пожелает".

Известный итальянский блогер Микеле Борони, сравнив издание с учебником по цифровой фотографии, подчеркнул "Огоньку", что логика нового издания "та же, что и у любого реалити-шоу, которое ищет таланты: мол, ты — единственный, ты — талантливый, ты — красивый. В общем, ты — художник. А потому покажи себя миру, а мы научим, что нужно сделать для этого".

Или как вам другая тенденция? В Америке растет число тех, кто в борьбе за лучшее селфи обращается к пластическим хирургам. Чаще всего, как утверждается, фанаты красивых "себяшек" (так иронично прозвали селфи по-русски) просят подправить нос, помочь с волосами и веками. Стоит вспомнить и о том, что журнал Time в прошлом году назвал "палку для селфи" — одним из главных изобретений. Согласно крупнейшему интернет-магазину мира Amazon, цена такого аксессуара колеблется от нескольких долларов до многих десятков.


Коллективное селфи с церемонии "Оскара-2014": звезды тоже взяли "себяшки" на вооружение / Фото: Ellen DeGeneres

Селфи под напряжением

Ученые пока только присматриваются к новому феномену и, кажется, не поймут, что это — признак глобальных изменений или, как выразился в разговоре с "Огоньком" один из экспертов, всего лишь "рябь на воде". Общее мнение: исследовательская традиция в этой области еще просто не успела сформироваться. И все же кое-какая статистика есть — за ней обращаются к интернет-проекту Selfiecity, в рамках которого команда специалистов, в том числе из Городского университета Нью-Йорка, взялась изучать демографию тех, кто делает селфи, а также их позы и выражения. Эксперты собрали 3200 фотографий, сделанных жителями пяти мегаполисов мира — Сан-Паулу, Нью-Йорка, Берлина, Бангкока и Москвы. Полученные данные позволили, пожалуй, впервые набросать коллективный портрет тех, кто делает селфи.

Больше всего среди них, оказывается, женщин, причем лидирует по гендерному показателю Москва — москвички делают "себяшки" в 4,6 раза чаще мужчин. С точки зрения возраста тенденция ожидаемая: селфи популярны у молодежи, самый "молодой" в этом смысле Бангкок, а самый "старый" — Нью-Йорк. Самые улыбчивые фотографии — родом из Бангкока и Сан-Паулу. А вот Москва, напротив, самый хмурый город из тех, что исследовали.

Пока ученые пытаются препарировать феномен, общество к нему приспосабливается — у безобидного, на первый взгляд, увлечения все более отчетливо просматривается и обратная сторона: чтобы обратить на себя внимание зрелищным снимком, люди все чаще идут на риск, делая селфи в экстремальных ситуациях или на фоне диких животных. Список ЧП множится, но это не останавливает — недавно трагедией обернулась "себяшка" 32-летнего мужчины во время забега быков в Вильясека-де-ла-Сагра (Испания), его растерзал один из них. Есть селфи на фоне действующего вулкана, а селфи на фоне торнадо (точнее, селфи-ролик, выложенный на YouTube австралийцем Терри Тафферсоном) набрал миллион просмотров всего за неделю и вызвал сомнения в своей подлинности.

Ученые говорят, что такие ролики свидетельствуют о возникновении общества "нулевого риска": люди перестают чувствовать черту — "грань опасности". Для России это, увы, уже актуально: на днях с моста в Москве при попытке сделать селфи упала 21-летняя девушка. Другая девушка, из Подмосковья, погибла от удара током, пытаясь сфотографировать себя на крыше состава... Российские правоохранители даже подготовили специальную памятку: как сделать "себяшку" и остаться в живых. Учитывая специфику аудитории, авторы взяли на вооружение даже юмор. Например: "Селфи под напряжением? Не стоит напрягаться!" Или: "Селфи с оружием убивает!"

Впрочем, речь не только о риске для жизни — в селфи все чаще видят слом культурной традиции. В Британии, по данным Daily Mail, крупный производитель фотоальбомов провел расследование, которое увенчалось неожиданным выводом: традиция семейных снимков уходит в прошлое. Треть британцев заявляет, что не делали совместных снимков с родителями за последние 10 лет. Особенно это касается молодежи. Что пришло им на смену? Правильно — селфи, то есть фото себя или себя с друзьями.

— Конечно, селфи не являются причиной кризиса семьи, скорее, это может оказаться симптомом,— говорит "Огоньку" заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС Владимир Спиридонов.— Институт семьи помогает людям выживать в трудные времена. А когда социальные условия становятся проще, начинается социальное дробление, нарастает индивидуализм. Возможно, здесь мы видим нечто подобное, а селфи просто это фиксируют.

Эксперт отмечает и еще одну негативную сторону селфи — типовое воспроизведение одних и тех же визуальных шаблонов, "нарастание визуального обезличивания".

Кроме того, зачастую селфи просто мешают жить, от чего по миру уже покатилась волна запретов. К примеру, в этом году делать их на своей знаменитой красной дорожке запретил Каннский кинофестиваль — это, мол, задерживает торжественные церемонии. С 2015-го доступ с "палкой" для селфи закрыт на трибуны Уимблдона. Аналогичный запрет ввели и музеи — римский Колизей, Британская национальная галерея, Версальский дворец...

Американская психологическая ассоциация (APA) и вовсе предупреждает о "селфимании" — непреодолимом желании, переходящем в зависимость, производить и размещать в социальных сетях все новые и новые снимки. Тем, кто подвержен патологии, присвоили термин — "селфиты" (selfitis). Определены и степени тяжести заболевания. Первая у тех, кто делает как минимум три селфи в день, но не размещает их в соцсетях. Те же, кто публикует все созданные за день снимки, уже на второй стадии. Третья стадия, признанная хронической и самой опасной, характеризует тех, кто публикует свои фото не менее шести раз в день и не в силах от этого удержаться... Лечение? А вот оно, констатируют психологи из APA, пока не придумано.


Специалисты, изучающие феномен, Америки пока не открыли: больше всего селфи популярно среди молодежи / Фото: Александр Миридонов

"Эфемерная общность"

Почему же феномен "себяшек" набрал обороты не когда-нибудь, а именно в наш XXI век? Исследователи, к которым обратился "Огонек", отвечают однозначно: виноваты технологии. По словам Памелы Рутледж, директора исследовательского центра MPRC, занимающегося вопросами медиапсихологии, ключевое — это возможность сделать снимок и поделиться им запросто и бесплатно, в то время как раньше создание портретов было сложно и дорого. А вот другой специалист в области цифровых технологий и их воздействия, автор книги "Умнее, чем вы думаете", канадец Клайв Томпсон, указывает на истоки явления в прошлом: "Люди всегда восхищались возможностью увидеть себя со стороны",— поясняет он. И приводит в пример жителей Древней Месопотамии, создававших зеркала из отполированной меди.

Что касается селфи, то канадский эксперт видит корень его популярности отчасти в том, что оно отражает тягу человека к саморефлексии. Ну а подстегнуло моду появление у смартфонов фронтальных камер лет пять назад — куда против него месопотамским медным безделушкам.

Какие еще сферы жизни затронет феномен? По словам Памелы Рутледж, популярность селфи может сказаться на тех, кто слишком нуждается в одобрении со стороны. Так называемые лайки, объясняют ученые, которые ставят под селфи или просто под фотографиями в соцсетях, бывает, становятся для людей самоцелью, обратная связь перерастает в зависимость, и это может стать психологической проблемой.

Впрочем, Клайв Томпсон предлагает не волноваться: он не видит серьезных, научно подтвержденных доказательств того, что технологии заметно меняют личность. Другой вопрос, что многие и вправду зациклены на том, чтобы сделать снимок, скажем, в музеях, где они мешают другим. Отсюда запреты, призванные защитить произведения искусства и прочих зрителей.

Оригинальную трактовку изменений в обществе, о которых "сообщают" селфи, предлагает Борис Соколов, профессор СПбГУ, один из редких исследователей в России, занимающихся этой проблемой.

— Сегодня интересное время: на наших глазах рождается глобальная культура, которая идет на смену так называемой новоевропейской культуре, появившейся в эпоху Ренессанса. И феномен селфи — отражение этих перемен,— уверен эксперт.— Напомню, что в основе новоевропейской культуры был субъект, проще говоря, индивид, ставший центром мира (напротив, в предшествующие эпохи индивид не являлся абсолютной ценностью). И вот сейчас рождается новая культурная традиция, связанная, в частности, с тотальной кластеризацией и виртуализацией реальности. На смену таким традиционным объединениям, как классы, род, религиозная общность, нация, приходят новые — неустойчивые и эфемерные, например по моделям телефонов, по пристрастиям к той или иной рок-группе или футбольному клубу. Ярче всего эта тенденция проявляется в интернете. Однако и новоевропейская культура еще не умерла, а потому возможны процессы реставрации этой традиции в виртуальном пространстве, созданном как раз по кластерному принципу. И одна из попыток такого реванша — явление селфи. С помощью селфи затухающая и исчезающая новоевропейская культура пытается обжить в чем-то бесчеловечное и бездушное пространство виртуального мира.

Что касается прогнозов в отношении дальнейшей судьбы этого феномена, то Соколов лишь пожимает плечами: существует динамика моды — завтра будет модным то, чего сегодня нет, а послезавтра то, что немодно сегодня. Поэтому фанатизм, с которым сейчас делают селфи, либо сойдет на нет, либо примет какие-то новые формы, которые невозможно предсказать.

Кажется, это уже и происходит. Не случайно же новый тренд в США — необычные "обувные селфи". Пользователи уже давно фотографируют свои ноги на "фоне" разных тротуарных и дорожных покрытий. Но тут особое развлечение. Во время полета на вертолете человек получает возможность сфотографировать ботинки или туфельки на фоне Центрального парка или, допустим, Эмпайр-Стейт-билдинг в Нью-Йорке. За хороший кадр нужно заплатить "всего ничего" — около 300 долларов, а компания, придумавшая забаву, вовсю расширяется. В Майами уже приняли вызов...
_______


Селфи популярно и среди политиков, у нас впереди всех премьер-министр Дмитрий Медведев / Фото: Дмитрий Духанин

"Селфи — это реакция на эпоху"
Экспертиза

По просьбе "Огонька" психологический аспект повального увлечения селфи комментирует психолог Алессандро Алфиери, доктор философских наук, профессор Римского университета Тор Вергата:

— Что нового принесло селфи? Вы согласны, что это какое-то особое зеркало?

— Техника фотоавтопортрета существует с тех пор, как появилась фотография. Но селфи — это абсолютно новая действительность, обусловленная культурой социальных сетей. Селфи вошли в моду, потому что это просто, а просто это стало благодаря появлению смартфонов. Но это техника. Интереснее понять те психологические и социальные мотивы, которые подталкивают к моде на селфи. Я бы сформулировал так — в первую очередь это сильнейшее желание сказать миру: "Я здесь, и вот что я делаю!"

— Вы согласны, что это проявление нарциссизма?

— Нет. Истинный Нарцисс самодостаточен, мнение других для него не столь важно. "Селфист" же, наоборот, страдает низкой самооценкой и именно потому хочет показать себя как можно большему числу людей. Это стремление обусловлено еще и поиском собственной идентичности. И в этом контексте вообще весь Facebook, например, можно считать огромным нарциссическим зеркалом, витриной, в которой человек, делающий селфи, пытается сказать всем, что он есть и что он чего-нибудь стоит. Попутно "селфист" стремится продемонстрировать миру состояние своей души, а также другие достоинства, зачастую несуществующие. Немаловажно и то, что при этом отпадает надобность в усилии слышать и понимать, некотором напряжении, без которых непосредственное общение с другими невозможно. Я бы даже сказал, что незаинтересованность в таком непосредственном общении и является лучшим доказательством того, что на самом-то деле реального состязания и даже просто взаимодействия с другими в соцсетях нет. По сути, там каждый сам по себе.

Таким образом, человек втягивается в тайное виртуальное соревнование всех со всеми в тайной надежде оказаться самым лучшим. Это безудержный индивидуализм.

— Послушайте, профессор, но ведь поиск своего "я" был всегда. Считается, что это удел лучшей, думающей части человечества. Почему вдруг теперь этот поиск приобрел такие болезненные формы?

— Это реакция на эпоху. Эпоху, в которую все, как пишут философы, пребывает в текучем состоянии (имеется в виду популярная на Западе теория социолога и философа Зигмунда Баумана о текучем соцуме.— "О"). Работа перестала быть постоянной, нет ни материальной, ни эмоциональной уверенности ни в чем. А селфи как бы блокирует поток постоянно меняющегося существования, давая ощущение, что удалось остановить и зафиксировать какой-то момент. Это говорит о постоянной попытке найти собственную идентичность и зафиксировать ее.

Беседовала Елена Пушкарская, Рим
Кирилл Журенков, Елена Пушкарская
«Коммерсантъ Огонёк», №31, стр. 30, 17 августа 2015

Tags: агитпроп и пиар, безопасность и правопорядок, версии и прогнозы, деградация, демография и социология, европа, запад, известные люди, интернет и сети, культура, мировое правительство и глобализм, мнения и аналитика, мода, молодёжь, народ и элиты, нравы и мораль, общество и население, поколения, потребление, психология, россия, семья, слова и термины, современность, сша, техника и технологии, традиции, ученые, факты и свидетели, фото и картинки, человек, человечество
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments