mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Мордовия. Старинные снимки # Цветопись Георгия Скворцова

Ещё фотоархивы, в т.ч. СССР, и ещё фото провинции

Георгий Скворцов: новое имя в культуре Мордовии
«Историческое фото» / Мордовское краеведение

Георгий Сергеевич Скворцов (1910–1965) вряд ли осознавал значение того, чем занимался, просто душа просила особого наполнения — ​фотографиями. ©

Ещё «Истфото» Мордовии, а также Первые фото мордвы


Здесь и ниже, на базаре в Краснослободске, Мордовия, 1952 / Фото: Георгий Скворцов

Но сегодня мы констатируем: душа просила фотографий особенных, живописно-­исторических, и мы имеем право поставить их в особый ряд, потому что в силу разных причин автор оказался первым фотомастером, запечатлевшим нашу историческую повседневность в цвете. Первее мы пока назвать никого не можем; во второй половине 1950-х годов заказывались официальные фото, но скворцовские появились в 1952 году, и они не были официальными.
Несколько фотографий нам передал любитель старины Александр Сергеевич Григорьев (заранее скажем: лучшие из всего, что оставил Г. С. Скворцов), очень большая коллекция собралась у Константина Ивановича Шапкарина, но исток у всех один — ​домашний архив сына мастера Анатолия Георгиевич Скворцова, с позволения которого мы сегодня и публикуем несколько работ, составляющих для нас целое открытие. Биографические сведения мы получили тоже от А. Г. Скворцова, столичного жителя.


2.

Георгий Скворцов родился в селе Стародевичье (ныне Ельниковский район), но семья его была связана прежде всего с Краснослободском. Отец его — Скворцов Сергей Васильевич — уроженец Пензы, более полувека проработал в народном образовании, заведовал школой. Мать — Скворцова Мария Прокофьевна, уроженка Стародевичья, всю жизнь пестовала семью. Сын же в 1930 году отправился учиться в Ногинский текстильный техникум, под Москву, а затем работал преподавателем в различных учебных заведениях г. Ногинска. Но память о малой родине никогда не затухала и не ослабевала.


3.

Снимать родные места он начал еще в юности, на пластины, оставив целый ряд замечательных фотодокументов. В кадр попали еще целые, не разрушенные мужской монастырь и городской Троицкий собор. А следующая серия фотографий запечатлела уже другую ситуацию спустя два с лишним десятилетия, в 1952 году, когда уже сформировавшийся мастер, посетивший края отчие, стремился не только зафиксировать новое, но и сохранить в кадре старое. В творческом плане Георгий Сергеевич поднялся до эстетики передвижников, настолько тепло он отражал очеловеченный пейзаж.


4.

В Москве тогда можно было раздобыть нужную пленку и химикаты для ее обработки, но представьте себе, насколько дорогим было удовольствие цветной съемки. Выбор кадра — ​вопрос и экономический тоже. В Краснослободске и Стародевичьем фотограф кадры тратил щедро, словно впитывал тот мир, дороже которого у него уже ничего не было. Но вот что интересно: многие кадры делались слету, и выдержать нормы экспозиции в такой ситуации бывает нелегко. Любой увлеченный фотоделом меня поймет. Однако даже поверхностный анализ работ Г. С. Скворцова свидетельствует о том, что он очень цепко держал горизонт, грамотно определял первый план, умел строить второй — ​и все это вписывал в пейзаж точно и обдуманно. Когда снимаются репортажные сюжеты, в них часто «вклиниваются» случайности, убрать которые сегодня легко, на то и существует фотошоп. Но тогда это было трудно. В снимках Г. С. Скворцова мешающие частности почти не встречаются, и заметны они разве что искушенным профессионалам. Он работал почти безошибочно, а во многих случаях вообще без погрешностей.


5.

Разумеется, материалы требуют реставрационной корректировки, им все же без малого 70 лет. Без обработки современными технологиями подготовить качественную выставку или альбом невозможно — ​но снимки того стоят, чтобы тратить на них время специалистов. Недешевое время, но ведь речь идет о сохранении ценнейшего собрания снимков.


6. Краснослободск, вид с реки Мокши, 1952

Сегодня мы всего лишь представляем новое имя в провинциальной культуре — ​Георгия Сергеевича Скворцова, человека талантливого и просвещенного, и публикуем несколько его работ, прежде всего кадры, сделанные на базаре в Краснослободске. Удивительный мир здесь смешан: горожанки в обыденной одежде, окрестные мордовки в домотканине и лаптях, гончары, знаменитые краснослободские огурцы, лотки, возы, торговки паклей, хозяйки, удачно купившие корову, — ​вот она, жизнь, во всей ее цветности и простоте. И чисто панорамные снимки удивляют: оказывается, в 1952 году еще была цела колокольня нового собора, что добавляло живописности городским видам.


7. Родина мастера - село Стародевичье, 1952

Запомните имя фотомастера: его работам предстоит занять достойное место в истории фотоискусства Мордовии. И в музейных экспозициях тоже…
_______

Как стать участником проекта «Историческая фотография»? Приносите снимки из личных архивов в редакцию еженедельника «Столица С» по вторникам после 14.00 по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 13.

Контактные телефоны: 8 (902) 667-13-25 (Сергей Борисович Бахмустов), 8 (8342) 47-60-61 (Татьяна Вдовина). Гарантируем сохранность и возврат фотографий, их реставрацию, если это потребуется.


Сергей Бахмустов
Редакция еженедельной газеты «Столица С», Мордовия, 31 марта 2018

Tags: 20-й век, 50-е, архивы_источники_документы, биографии и личности, города и сёла, деревня и село, история, культура, мастер, мордовия, народ и элиты, народы, наследие, нравы и мораль, общество и население, поволжье, провинция, регионы, ретро и старина, ссср, торговля и рынки, традиции, фото и картинки, эпохи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments