Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Его полеты сквозь время / Государственный фотограф эпохи / Памяти Юрия Абрамочкина / начало
Память
mamlas wrote in yarodom
Ещё фотомастера здесь и здесь

«Раз остается память, то значит, двери не захлопываются»
В ночь на четверг умер советский и российский фотограф Юрий Абрамочкин, снимавший Гагарина, Кастро и Горбачева / Юрий Абрамочкин: легенда советской фотографии

Ушел из жизни блестящий советский и российский фоторепортёр фотограф, обладатель престижных международных премий и легенда отечественной фотожурналистики Юрий Абрамочкин. Полет сквозь время - иначе и не охарактеризуешь его богатейшую профессиональную и творческую деятельность. Он скончался сегодня ночью на 82-м году жизни, сообщила РИА Новости его дочь Татьяна. По ее словам, причиной смерти стал инфаркт. ©

Ещё ушедшие известные люди


Юрий Абрамочкин / РИА «Новости»

Абрамочкин работал в информационном агентстве печати «Новости», которое создано на базе «Совинформбюро» и теперь называется «Россия сегодня». В агентство он пришел в январе 1960 года и работал там специальным фотокорреспондентом до декабря 2003 года. Снимал для журналов Life, Stern, Paris Match, входил в «кремлевский пул» фотожурналистов.
За годы своей репортерской деятельности он собрал богатую коллекцию фотографий, среди которых портреты великих деятелей эпохи, исторические события и жизнь простых людей. Героями его работ в разное время стали Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Ричард Никсон, Ясир Арафат, Елизавета II, Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, Андрей Сахаров. Выставки фотографий Абрамочкина проходили во многих странах. Юрий Абрамочкин одним из первых привнес в советскую репортажную фотографию непостановочные бытовые сцены. В числе 15-ти других фотожурналистов России он включен в знаменитую американскую энциклопедию «Современные фотографы». Лауреат премии «Золотой глаз» World Press Photo, включен в Международную монографию "Современные фотографы" Contemporary Photographers издательства St. James Press Chicago & London.


2.
Фотограф Юрий Абрамочкин

К 80-летию легендарного советского фоторепортера, который и сейчас в строю. Полет сквозь время - иначе и не охарактеризуешь его богатейшую профессиональную и творческую деятельность. Статья от 11 декабря 2016 года.


3.
Фоторепортер Юрий Абрамочкин во время визита Косыгина в Тунис, 1981 год

Юрий Абрамочкин - один из самых заметных репортеров, блистательный очеркист, чьи работы вошли в золотой Фонд советской фотожурналистики. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза Журналистов и Союза фотохудожников России, обладатель премии «Золотой глаз» WORLD PRESS PHOTO, включен в Международную монографию «Современные фотографы» Contemporary Photographers издательства St. James Press Chicago & London, фотокорреспондент Совинформбюро – АПН – РИА Новости.


4.
Юрий Абрамочкин, фоторепортер

Юрий Абрамочкин родился 11 декабря 1936 года в Москве. Карьеру фоторепортера начал в Совинформбюро в 1957 с фоторепортажа Московского фестиваля молодежи и студентов и с 1961 года он начинает постоянно работать в одном из крупнейших информационных агентств мира – АПН, сотрудничал с журналами LIFE, STERN, PARI MATCH и др. Его выставки, помимо России, проводились в Чехословакии, Венгрии, Голландии, Германии, Индии, Франции, Сирии…


5.
Юрий Абрамочкин - человек эпоха! Строя этот кадр, я стремился подчеркнуть это. Багаж снимков, неизменный Хассельблад и уверенный взгляд...! / Фото: Василий Прудников, 2011

Звания и награды. Диплом в категории «Экономика» выставки «Интерфото» в Праге, 1962 г.; бронзовая медаль выставки «Интерпресс-фото» в Москве, 1966 г.; премия за лучший политический репортаж Союза журналистов СССР, 1969 г.; заслуженный работник культуры РСФСР, 1977 г.; медаль выставки «Интерпресс-фото» в Гаване, 1979 г.; золотая медаль выставки «Спорт — посол мира» в Москве, 1980 г.; Премия «Золотой глаз» в разделе «Люди в новостях», Амстердам, 1988 г.; юбилейная медаль Юрия Гагарина и С.П. Королёва, 1986 г.; лауреат Союза журналистов России, 1989 г.; медаль ООН «За особый вклад в развитие культуры», 2004 г.; почетный знак СЖ России «Честь, достоинство и профессионализм», 2011 г.


6.
Американка Саманта Смит (в центре) во время отдыха в детском лагере «Артек», 1983

Свой первый фоторепортаж Абрамочкин снял в 1957 году о Московском международном фестивале молодёжи. Тогда снимки опубликовали в газете «Наш фестиваль», а Юрий Васильевич окончательно определился в выборе будущей профессии фотожурналиста. Спустя четыре года его приняли на работу специальным фото-корреспондентом Агентства печати «Новости» — только созданную организацию для работы за рубежом.


7.
Михаил Горбачев выступает с речью в ООН, 1988

Представлял ли себе тогда еще юный фотокорреспондент, что буквально через несколько лет попадет в святая-святых — кремлевский пул фотожурналистов? Именно это позволило фотографу объездить половину мира, фиксируя наших и иностранных глав государства от Никиты Хрущева и Леонида Брежнева до Ричарда Никсона, Маргарет Тэтчер и Фиделя Кастро.


8.
Встреча Рейгана и Горбачева в Женеве, 1985

Он запечатлел всех советских героев космонавтики, писателей и поэтов, звезд эстрады, театра и кино.
_______

Моя сознательная жизнь началась в то время, которое впоследствии назовут у нас «оттепелью». Я рано потерял родителей. Бабушка стала мне и матерью, и отцом. После окончания средней школы в 53-м три года работал на стройках рабочим-геодезистом, потом устроился фотографом-лаборантом. Именно в этот период по-настоящему увлёкся фотографией. Старенький «ФЭД», подарок отца, стал моим продолжением. — Юрий Абрамочкин
_______

Полет сквозь время

У Абрамочкина интересно всё: репортажи, портреты, пейзажи, воспоминания о том, чего больше нет, даже предчувствие будущего. Но самое ценное - встречи с людьми, всем знакомыми и никому не известными. Автор обладает редким умением увидеть человека и раскрыть его внутренний мир, он блестящий портретист.


9.
«Косметическая уборка после парада», 1989

Юрий Абрамочкин профессионал высочайшего класса. Говорят, секрет его работы в умении появиться в самый необходимый момент в самой необходимой точке. Появиться, увидеть и правильно снять, создав живой
и выразительный снимок. Абрамочкин входил в узкий круг репортеров, снимавших политические репортажи, крупнейшие международные события.


10.
Москва, протесты 1993

Его работы - интереснейшее свидетельство столь разных по содержанию периодов жизни страны. Герои его работ - политические деятели современности от второй половины 20 века до сегодняшних дней: генсеки Никита Хрущев, Леонид Брежнев, президенты Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, лидеры других стран - Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер, Королева Елизавета Вторая, Ясер Арафат, Юрий Лужков, пять американских президентов от Ричарда Никсона до Джорджа Буша старшего, известные деятели науки и искусства, представители духовенства, рабочие, ветераны, школьники, солдаты, богатые и простые люди – все те, кто в совокупности олицетворяет эпоху, являясь ее частью.


11.

Советский жанр

Это поистине изюминка всего творчества Юрий Абрамочкина - позитивно, искренне, правдиво рассказать о жизни своего народа.
_______

Я думаю, что «камерамен», человек с камерой, смотрит на мир через видоискатель своего фотоаппарата. И то, что он видит и как пропускает увиденное через свое сердце, – это и есть его мировоззрение. — Юрий Абрамочкин
_______


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.

А мальчик с яблоками – это внук председателя. Помню, увязался он за нами, а у меня сразу глаз зацепился за то, что он белобрысенький такой, под пшеницу окрашенный. И яблоко жует. Хитрость раскрою – два яблока я ему дал, чтобы в кадре было несколько.


32.
Кустанайская область. 1962 год / Фото: Юрий Абрамочкин

Приятно снимать простых людей. Они, как правило, общительны и доброжелательны. Не задают вопросов «зачем» и «почему», раз фотографируют — значит заслужили. А вот олигархов такая вещь как фотоаппарат сильно беспокоит и напрягает, и им надо долго объяснять «зачем», а от криминала вообще стараюсь держаться подальше. Вообще у фотокорреспондента всегда должно быть «алиби», почему ты снимаешь, оно должно быть понятным и доброжелательным.


33.

Гагарин

Первого космонавта Юрия Гагарина многие снимали, но так как Юрий Абрамочкин - никто.

В мае 1961-го меня вызвали в редакцию. «Быстро собирайся, летишь на юг. В самолете всё объяснят. Задание ответственное». В аэропорту нас пятеро: корреспонденты «Правды», «Комсомолки», «Красной звезды» и я от АПН. Сажают в Ил-14 и говорят, что летим к Гагарину. Привезли нас в санаторий «Сочи», где отдыхал Юрий. Журналисты стали его расспрашивать, я – снимать. Вокруг ходили какие-то люди в спортивных костюмах, как потом оказалось – будущие космонавты. Однако общение наше скоро прервали, снятые плёнки отобрали. Мы возмутились. Появился незнакомый человек в косоворотке. Он выслушал «бунтарей» и заулыбался. «Журналистов привезли к нам по решению ЦК, – сказал охранникам. – Отдайте им фотоплёнки, не дай бог, потеряете, а они отвечают за них головой». Спасителем оказался Сергей Павлович Королёв, главный конструктор космических кораблей.
_______

Я остался один, вышел погулять и увидел на скамейке Гагарина. «Снимай скорее, – сказал он, – а то придут медицинские опекуны и будет не до фотографий». Я сделал несколько кадров Гагарина в его курортной шляпе. И на всю жизнь запомнил: главное в профессии – иметь фотоаппарат при себе. — Юрий Абрамочкин
_______


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.
Советский скульптор Григорий Николаевич Постников (1914-1978) (в центре) работает над скульптурным портретом первого лётчика-космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968). Справа – Алексей Леонов, кандидат в космонавты, член первого отряда космонавтов. А. Леонов дважды совершил полет в космос в 1965 и 1975 гг.


45.
Два Юры - Две знаменитые улыбки / Юрий Абрамочкин и Юрий Гагарин. Фоторепортер и первый космонавт

От врачей Юрий вышел с обмотанной бинтами головой. Я не стал его расспрашивать, сразу взялся снимать. Так получились фотографии космонавта с забинтованной головой у машины ЗИС‑110. Удалось и мне сняться вместе с ним. По возвращении в Москву все плёнки сдал непроявленными в секретный Первый отдел. Самые интересные кадры с Гагариным и будущими космонавтами не вернули. Лишь несколько лет спустя я получил некоторые из них.

И удивительное дело: знаменитая гагаринская улыбка выглядит так, будто снята вчера.


46.



Красная площадь

Еще одна тема и любовь Юрия Абрамочкина!
_______

На Красную площадь я ходил не реже двух раз в году, снимая каждую первомайскую демонстрацию, а 7 ноября – каждую годовщину Октябрьской революции. Постепенно это место становилось для меня всё более притягательным. Я почувствовал вкус к её повседневной жизни, фотографируя всё, что казалось мне интересным. — Юрий Абрамочкин
_______


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.

_______

Я очень люблю промежуточные кадры. Самые удачные сюжеты о публичных людях удается снять после протокольного позирования, когда все начинают вести себя естественно. Вообще фотограф не должен хвататься за камеру в первый момент знакомства с человеком. Надо проявить выдержку, присмотреться к человеку, создать непринужденную, доверительную атмосферу и лишь тогда начинать съемку. После съемки надо расстаться с человеком по-доброму. Если репортер уважает себя, то он должен уважать и человека, которого снимает... — Юрий Абрамочкин
_______


59.

Деятели культуры и искусства

Юрий Абрамочкин, несмотря на быстрый темп фоторепортера, всегда не равнодушно относился к искусству.
_______

Снимая человека, важно расположить его к себе, вжиться в атмосферу, а времени всегда в обрез. Можно снимать исподтишка, но это некорректно и неуважительно по отношению к личному пространству человека. К людям надо идти с открытой душой, и они отплатят тем же. Иду, например, по цеху, вижу рабочих на перекуре, спрашиваю разрешения постоять с ними вместе и покурить. Через какое-то время они уже не считают меня незнакомым человеком, начинают вести себя естественно, значит контакт установлен и можно начать фотографировать. — Юрий Абрамочкин
_______


60.


61.


62.


63.


64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.


72.


73.


74.


75.


76.


77.


78.

_______

Мне всегда было интересно, как воспринимают мои фотографии. Работая над портретом, стараюсь уловить внутреннее состояние героя. Тогда эмоциональное воздействие снимка творит чудеса: самые разные люди начинают «разговаривать» с фотографией, как бы погружаясь в неё. — Юрий Абрамочкин
_______


79.

Портреты политиков

Будучи в близком контакте с правителями мира, фоторепортер Юрий Абрамочкин не упускал момента запечатлеть их.
_______

Еще одно — многие люди моей профессии, приходя на съемку, начинают заставлять человека делать несвойственные ему вещи. Из-за этого многих фотографов называют «мучителями»: «Повернитесь, улыбнитесь, возьмите в руки папку…» и т.д. Я думаю, попадая в незнакомую обстановку, фотограф должен быть деликатен и не принуждать героев съемки вести себя неестественно. — Юрий Абрамочкин
_______


80.


81.


82.


83.


84.


85.


86.


87.


88.


89.


90.


91.


92.


93.


94.


95.


96.


97.


98.


99.


100.


101.

_______

Появлению фотокамер Nikon в Советском Союзе все фотографы могут быть благодарны именно Юрию Абрамочкину.
_______


102.
Юрий Абрамочкин / Фоторепортер и первый космонавт

Расскажу вам одну историю, я не бравирую этим, но в принципе могу сказать, что Nikon к нам попал через меня. Это был 62-й год, меня уже начали посылать снимать Хрущёва. И вот стою я с другими фотографами, снимаю на свой Зенит. Вдруг ко мне подходит Косыгин и у нас возникает такой диалог:

— Это советский аппарат?
— Да.
— Ну и как он?

А у меня тогда Гелиос 44 был. Я его снимаю, а в аппарате, там, где зеркало, верёвочка была. Я говорю:

- Вот верёвочка эта, иногда рвётся. И когда она рвётся, снимок сделать невозможно.
— А на западе есть такие аппараты? - спрашивает Косыгин.
— Есть - говорю я.
— А как они называются?
— Nikon, например.

На этом нас позвали к Никите Сергеевичу, мы там отсняли материал и уехали. Прихожу я к редактору, а он:

— Я слышал тебе фотоаппараты наши не нравятся?
— Да нравятся они мне, но ведь и лучше есть.

Тогда он посмотрел на меня и говорит:

— Ладно, давай выписывай нам эти аппараты.

Так я и сделал. И так они появились у нас.


103.

За рубеж

Очень интересная фотография Юрия Абрамочкина, сделанная в зарубежных командировках. Не ограничиваясь обязательной программой, Абрамочкин красиво снимал жанр далеких стран...
_______

Мне как репортёру близка жанровая, ситуативная, «живая» фотография. И здесь главное – не упустить мгновение действия. Репортажный кадр требует от мастера особого «чутья на момент». Его предвидения. — Юрий Абрамочкин
_______


104.


105.


106.


107.


108.


109.


110.


111.


112.


113.


114.


115.


116.


117.


118.


119.


120.


121.


122.


123.


124.


125.


126.

_______

Снимая человека, важно расположить его к себе, вжиться в атмосферу, а времени всегда в обрез. Можно снимать исподтишка, но это некорректно и неуважительно по отношению к личному пространству человека. К людям надо идти с открытой душой, и они отплатят тем же. Иду, например, по цеху, вижу рабочих на перекуре, спрашиваю разрешения постоять с ними вместе и покурить. Через какое-то время они уже не считают меня незнакомым человеком, начинают вести себя естественно, значит контакт установлен и можно начать фотографировать. — Юрий Абрамочкин
_______

promo yarodom Вересень 20, 2012 20:29 4
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

?

Log in

No account? Create an account