mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Первозданная Фасика

Еще христианство на БВ и в Магрибе здесь, здесь и здесь, в т.ч. Христианский Восток

Душа Эфиопии
Фоторепортаж Екатерины Савиной о повседневной жизни и религиозных традициях эфиопских христиан

Вместе с православными в конце этой недели встретят Пасху (она здесь называется Фасика) и десятки миллионов эфиопских христиан. ©

Еще религиозные праздники здесь, здесь и здесь


Молитва в городе Мекеле, север Эфиопии. Это столица провинции Тыграй, 95 процентов населения которой христиане

«Огонек» присмотрелся к тому, как живут и веруют представители одной из самых древних ветвей христианства.
Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


2.
Детский хор на вечерней службе


3.
Священник эфиопской церкви на утренней молитве

Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, "политических" изменений с древности в ней практически не было.


4.
Бэт Георгис — церковь Святого Георгия, одна из 11 монолитных церквей Лалибэлы. Вход в храм ведет через тоннель, вырезанный в каменном теле горы


5.
Для храмов, даже очень больших, почти не пишут икон, на стенах — старинные фрески (XII–XIII век) и распечатанные на принтере иконы. Рукописных почти нет

В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


6.
В эфиопские христианские храмы верующие — и мужчины, и женщины — могут входить только в белых одеждах


7.
Церемония крещения в городе Лалибэла. Обряд максимально приближен к библейской канве: он происходит в пещере, рядом с источником святой воды

В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.


8.
Лалибэла. Субботняя служба


9.
На дневных молитвах в храмах поет хор и даже бьют в барабаны

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.


10.
Молодые люди в Эфиопии относятся к вере очень серьезно: большинство ходит на службы в храм каждый день


11.
Традиции крестных родителей в Эфиопии нет. При крещении мать держит свое дитя на руках, олицетворяя на время обряда Деву Марию

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.


12.
Обряд крещения


13.
Храм Бэт Лехем в Лалибэле. Вынос святой воды и хлеба


14.
Утренняя служба в храме Святого Георгия в Лалибэле. Священник идет за святой водой для благословления

Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.


15.
Часто иконы здесь закрывают от солнца и пыли тканью


16.
Деревенский ребенок

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.


17.
Настоятель храма в Гондаре


18.
Библия на священном языке геэз

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.


19.
Прихожане на субботней службе в Лалибэле


20.
Эфиопская православная иконопись, запечатленная на этих фресках, неповторима: ее наивность и цветовая гамма пережили века


21.
Женщина с татуировкой креста на лице. Традиция таких татуировок пришла из язычества и не признается другими христианскими церквями. Но здесь это символ веры

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.


22.
Одна из православных общин


23.
В Эфиопии христианскими символами часто украшают автомобили и предметы повседневного быта

В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.


24.
И все-таки это Африка — эфиопская семья на пороге своего дома


25.
Деревня в горах

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

Фото и текст: Екатерина Савина
«Коммерсантъ Огонёк», №12, стр. 10, 2 апреля 2018

Tags: архитектура и дизайн, африка, бл_восток и магриб, даты и праздники, древний мир, история, иудаизм, мода, народы, независимость и суверенитет, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, православие, религии, символы, современность, страны и столицы, традиции, фото и картинки, храмы и монастыри, христианство, языки
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments