mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Факультативная история #11 Казачество. Костюм и кухня

Ещё о казачестве здесь, здесь и здесь

Серые зипуны, бархатные умы! / Культура казачества
Документальный историко-патриотический молодежный проект «Каникулы в историю» / Исторический цикл «Каникулы в историю. Казачество». Фильм четвёртый, 2013 год

«Каникулы в историю» — проект 2012 года для тех, кто хочет заглянуть за пределы сухого текста учебников и прикоснуться к живой ткани Истории. Документальные съёмки на местах событий, ставших поворотными в истории России, и костюмированные постановки, переносящие зрителя вглубь веков. Фильмы проекта не только покажут события прошлого с необычного ракурса, но и помогут понять корни героического патриотизма России. ©

Ещё в «Каникулах в Историю»


___

«Каникулы в историю. Казачество» - шесть фильмов: «История становления российского казачества», «Военное искусство казаков», «Казаки в военных операциях 18-19 веков», «Судьбы казачества в истории России – раскол, репрессии, участие в ВОВ», «Культура казачества» и «Казаки-первопроходцы». Проект является продолжением предыдущих серий о войне 1812 года. На этот раз участники экспедиции встречаются с потомками казаков, с учеными и исследователями, посещают музеи и архивы, участвуют в реконструкциях обычаев, знакомятся с приемами казачьего боя, методами выживания в экстремальных условиях, с идеологией казачества, его духовными основами и традиционным семейным укладом.
Из чего же сотканы обычаи и традиции славного казачества? Из суровых условий бытия, где на каждом шагу «сыновей степи» подстерегала опасность. А еще — из непрестанной необходимости (и готовности!) 24 часа в сутки и 365 дней в году противостоять врагу.

Каникулы в историю. Казачество. 4 серия. Культура казачества

___
Четвёртая серия документального цикла «Каникулы в историю», посвященного истории казачества. Проект является продолжением предыдущих серий о войне 1812 года. Продюсеры проекта - Елена Ульянова и Игорь Угольников. Режиссер-постановщик - Андрей Голубев. Автор сценария - Ксения Бахарева. Ведущий - народный артист России Александр Галибин © Телеканал ТРО

Стоит ли говорить, что в таких предлагаемых обстоятельствах каждая деталь казачьего гардероба имела четкое целевое назначение, а порой и работала «во спасение»? Это очевидно! Какой предмет мужского гардероба вспоминается Вам, когда Вы слышите слово «казак»? Не правда ли — шаровары?

Это изобретение восходит своими корнями к эпохе древних скифов, однако у казаков эти просторные брюки также являлись ключевой деталью мужского гардероба. На изготовление шаровар, которые мы видим на фото, ушло 4 метра ткани. На подлинные шаровары представителей сильной половины казачьего круга канувших в Лету времен уходило примерно 16 метров!


___

- Что за XXXXXXL?! – удивленно спросите Вы. Ответ лежит на поверхности!

В ходе удачных боевых походов казаки добывали трофеи, а порой и уносили горы турецкого золота! Шаровары выполняли роль удобного мешка, в котором могло уместиться многое. Напрашивается вопрос, было ли удобно скакать в такой одежде на лошади, спаринговать с врагом?

Именно просторные и широкие шаровары были настоящим спасением для всадника — одеждой, которая не натирала ноги даже после нескольких суток почти непрерывного пребывания в седле во время затяжных боевых походов. В рукопашном бою, если требовала того необходимость, шаровары перехватывались веревками, которые крепились к специальным полукольцам, и… казак мог выполнять самые головокружительные трюки!

Казак сызмальства приучал себя спать чутко, «вполглаза». Но никакая чуткость не спасла бы в ходе ночлега под открытым небом. Поэтому складки шаровар надежно защищали нижнюю часть тела казаков от укусов ядовитых степных змей.

Казачий костюм, как нельзя лучше, отражал уникальность культуры и славных традиций казачества. Мужские и женские костюмы не были на 100 % аутентичными, корнями уходящими в историю – исключительно! – казачьих кругов. Казачество всегда было интернационально. Активно торгуя либо воюя со своими соседями, казаки брали замуж полюбившихся им полонянок, а также пополняли понесшее потери войско, обращая в православную веру, чужестранцев! От этих счастливых браков рождались прекрасные дети.

Как только маленький казак появлялся на свет, мама и бабушка начинали активную работу над созданием его гардероба. Из нежного полотна ручной работы для малыша шилась сорочка, которую венчал красивый узор. Такое произведение искусства называлось… «вышиванка».


___

Если глазки маленького казачка были светлыми, то нужно было сшить эту сорочку белоснежными нитями. По-настоящему богатой считалась та сорочка, узор на которой вышивался белым по белому!

С особой любовью, трепетом и надеждой на удачную судьбу казака вышивалась одежда, в которой он шел на Сечь. Ведь в этом случае сорочка была не только одеждой, украшением, но и защитой, своеобразным оберегом казака!

Исторический факт! В 1949 году, на 70-летие И.В.Сталина воспитанниками детского дома, расположенного на острове Хортица, откуда восходят истоки казачества, в подарок вождю народов была отправлена вышиванка в степных (зеленых и коричневых!) тонах.

К этой работе приложила руку и старание здравствующая мастерица Валентина Харлова. Сорочка была отправлена на специальную выставку ВДНХ, которая была посвящена юбилею, который праздновала вся страна. Удивительно! Но сорочка и по сей день бережно хранится в именном музее подарков генералиссимуса в Грузии.

Существовал лишь один элемент гардероба, который был более важен и в «парадном», и в повседневном ношении. Речь о поясах-рушниках, многие из которых в ранге подлинных казачьих реликвий.

Вашему вниманию представлен современный и, не будем скрывать, немного упрощенный вариант. Но длина настоящего пояса-рушника достигала 10 м! Они были весьма «информативной частью гардероба». Только представьте себе. Для того, чтобы удостоверить сегодня наше гражданство, отношение к воинской службе, семейное положение, происхождение, мы должны иметь, как минимум, паспорт, военный билет, свидетельство о браке и рождении, ИНН и СНИЛС. Но в ушедшие времена один лишь беглый взгляд на рушник, мог сказать больше, чем любой «печатный» документ.

Не подпоясаться мужчине-казаку было все равно что опростоволоситься женщине. Однако, подпоясавшись, казак сообщал миру сведения о своем семейном статусе либо приближающемся возрасте жениховства, его отношении к воинской службе («в строю» либо временно «не при делах»!), а также происхождении.

Пояса были самым дорогим из всего того, чтобы было надето на казаке, не только потому, что эти великолепные изделия делались матерями и женами казаков из дорогих материалов с великой любовью к их братьям, детям и мужьям. На поясах вышивались молитвы, оберегавшие детей от бед, сиротства и несчастий, а их отцов… от пули и штыка! Поверх рубахи надевался казачий зипун. Это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного книзу силуэта, который Вы видите на картинке. Его отличительными чертами были узкие рукава и отсутствие ворота. Для верховой езды такая одежда считалась очень удобной!

Важность зипуна, как предмета повседневного гардероба, была настолько велика, что походы за трофеями и добычей нередко называли «Походом за зипунами».

Были и удачные заимствования из моды других стран. Так, наряду с кафтанами, казаки активно использовали для повседневного ношения упомянутые выше жупаны, пришедшие из Польши. Это были старинные полукафтаны, которые упоминаются в лучших произведениях Николая Васильевича Гоголя. Вот, например, — «Вечера на хуторе близ Диканьки»!

Как сочно, как красиво пишет великий русский писатель об одежде: «...если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних!». Разве не чудо?..

Женский костюм (а также палитра украшений!) могли быть праздничными или повседневными. Они играли особую – исключительную! – роль. Искусно сделанные бусы не столько подчеркивали девичью красоту и желание поскорее найти жениха, сколько свидетельствовали о трудолюбии представительниц прекрасного пола в казачьем кругу! Ведь каждое украшение создавалось собственноручно и, порой, среди юных казачек встречались подлинные искусницы, которые могли дать фору современным ювелирам.


___

Там для меня горит очаг!

Шло время! Казачество, которое привыкло в ушедшие века к вольной кочевой жизни, «оседало», обустраивалось, обзаводилось добротными домами. Такова жизнь! Внутри сословия возникало разделение на бедных и богатых — тех, кто мог гордиться хорошим хозяйством и добротным домом.

Появлялись предметы роскоши! На подворьях многих казаков отныне можно было увидеть не только лихих скакунов, но и роскошные кареты. У вчерашних «кочевников» в банках «завелись» счета. Менее успешные казаки нанимались на работу к тем, чья судьба складывалась более удачно. Такая занятость в роли прислуги могла быть сезонной, но, порой, становилась постоянной…

Жизнь вокруг стремительно менялась! И менялись предлагаемые обстоятельства, в которых существовали казаки. Оставалось ли что-то неизменным? Да! Это были формировавшиеся веками казачьи устои, традиции, бережно передававшиеся от отца к сыну, из поколения в поколение.

По-прежнему невозможно было себе представить одного из сыновей степи без серьги в ухе. Казак, который носил серьгу в правом ухе, был последним мужчиной в роду. В левом это украшение встречалось у по-настоящему отчаянных бойцов, которые в бою были готовы на любые, самые решительные и отчаянные действия.

У некоторых казаков было две серьги. Так идентифицировали единственного сына у отца и матери, которому, впрочем, никто не давал послаблений ни в бою, ни на привале. Но товарищеский дух – пожалуй, самая древняя традиция казаков! – диктовал опытным бойцам поберечь такого парня в походе, подставить ему при необходимости плечо, прикрыть от пули.

Согласно одному из преданий, подавая команду «Напра-а-аво!», атаман присматривался к тем бойцам, у которых была сережка. Их старались не посылать на верную смерть. Ведь, умерев, они могли оборвать нить древнего казачьего рода…

Казачий чуб, как и серьга, тоже имел сакральное значение. Его называли «оселедец» — то был один из символов удали опытного казака. Именно оселедец являлся связующей нитью между Казаком и его Небесным Отцом. Чубы, сколь длинными они бы ни были, носили только на левую сторону! Ведь считалось, что справа был Ангел, охраняющий казака от бед, а слева… находился Искуситель, от пагубного влияния которого, согласно поверью, казака «прикрывал» его чуб. Существовала даже присказка, гласившая, что если казак окажется в болоте, Бог обязательно спасет его, ухватив за непокорный чуб! Впрочем, в позапрошлом и прошлом веках чубы многих казаков скрывали известные нам по фильмам папахи…

Своеобразная прическа казаков отличала их от хазар и половцев, которые носили косы. Казаки, жившие на Среднем Дону, Тереке стриглись, обычно, «под горшок». Остриженные волосы прятали, закапывали в землю, опасаясь, что волосы могут попасть к неприятелю, который вполне мог навести порчу!

Всегда ли воевал казак, находясь в седле, да в походе? Отнюдь! Любые войны рано или поздно завершались. И даже те казаки, которые не мыслили своей жизни без сабли и коня, обзаводились семьями и хозяйством. Бесконечное кровопролитие сменялось домашним уютом, в котором далеко не последнее место занимал наваристый душистый борщ и ароматный хлеб, подающийся (по сей день!) на стол в первую очередь. Это древний символ гостеприимства и прочности семьи. А уж после него на столе появлялись горячие блюда.

На Кубани это был пресловутый борщ со сметаной. И, конечно же, палитра божественно вкусных казачьих яств не обходилась без ватрушек с творогом. Были здесь и славные пампушки с чесноком. Но… какой казак не любит мяса? Оно поглощалось в неимоверных количествах. Ножи и вилки в сторону! Казаки ели руками, посматривая на своих детей, среднее число которых в семье варьировалось от 7 до 10.

Казачья служба была трудной и опасной. И далеко не каждый доживал до старости. Поэтому продолжение казачьего рода было предметом особого беспокойства. А наличие большого количества членов семьи требовало четко выстроенной иерархии и беспрекословного подчинения. Отец в казачьей семье был и остается поныне Наместником Бога на Земле! Наказание за неповиновение ему сурово, но справедливо.

А что же его супруга, истинная берегиня казачьего очага? С молоком матери она впитывала любовь к труду, алгоритмы правильного поведения в казачьем кругу, понимание своего места в семье и необходимости уважать своего отца, старших братьев, супруга.

Именно женщина, казачка, была и остается олицетворением подлинного благородства!

Казаки уходили в походы, а вопросы ведения хозяйства, работы в поле, досмотра и воспитания детей ложились на женские плечи. Мать доверяла часть своей непосильной нагрузки детям. Старшие присматривали за младшими, отвечая за их безопасность перед родителями. За малышом, которому исполнился всего 1 год, приглядывал «более авторитетный карапуз», отпраздновавший первый «юбилей» (5-летие).

Мы рассказали Вам еще одну историю о казачестве — сословии, свято чтившим свои традиции на протяжении многих столетий. Это была честная история о Людях, доблесть, мудрость и подлинная отвага которых выдержала многочисленные драматические перипетии Великой Русской Истории, сохранив культуру и святые ценности семейных отношений, актуальность которых в XXI столетии будет только возрастать.

Любо, братцы!

До новых встреч!
Андрей Карелин
«Русская планета», 19 февраля - 18 ноября 2016

Tags: агитпроп и пиар, астрахань, биографии и личности, видео, еда, идеология и власть, история, казаки, краснодар, культура, менталитет, мифы и мистификации, мода, молодёжь, нравы и мораль, образование и воспитание, поволжье, поколения, регионы, родина и патриотизм, российская империя, россия, ростов_дон, русские и славяне, русь, сибирь, символы, ссср, томск, традиции, украина, факты и свидетели, фильмы, фольклор, эпохи, юг
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments