mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Великие архитекторы. Гауди

Ещё известные люди архитектуры и дизайна

Пост почитания Антонио Гауди
25 июня 1852 года родился Антонио Гауди – великий каталонский архитектор, большинство проектов которого возведено в Барселоне / июнь, 2017

25 июня [2017 года] исполнилось 165 лет со дня рождения великого испанского архитектора Антонио Гауди, перевернувшего представление об архитектуре начала XX века, создавшего каталонский модерн и определившего облик Барселоны, той, которую мы все любим и знаем. ©

Ещё в серии и ещё Гауди


Антонио Гауди (Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т) и его творения

В честь этого рассказываем о творческом пути Гауди и показываем его главные проекты. А в московском музее ММОМА сейчас [с 24 мая по 10 сентября 2017 года] можно посетить выставку – ретроспективу творчества Гауди и взглянуть на макеты и образцы мебели.
Антонио Гауди родился 25 июня 1865 года в маленьком каталонском городке Реусе и стал пятым ребенком в семье медника Франсеска Гауди-и-Серра. Точное место рождения архитектора остается загадкой, возможно, это был близлежащий городок Руидомс, где у его семьи был загородный дом. В 1868 году он переезжает в Барселону и оканчивает среднюю школу, а затем подготовительные курсы, чтобы в 1873 году поступить в Провинциальную школу архитектуры. Во время обучения он начинает работать чертежником у архитектора Жузепа Фонсере, а затем у Франсиско де Паула дель Вильяра – вместе они работают над проектом апсиды церкви монастыря Монсеррат.


2. Архитектор Антонио Гауди (1852–1926)

В год окончания архитектурной школы Гауди принимает заказ от городского совета Барселоны и проектирует первые газовые фонари, которые затем будут установлены на Королевской и Дворцовой площадях, а затем на Национальном бульваре. В 1870-е архитектор занимается подобными небольшими проектами – павильонами, витринами магазинов, элементами религиозных построек. Молодой архитектор был постоянным клиентом перчаточного магазина “Комелья”, центра мужской моды, и создал для него проект витрины. Витрина настолько понравилась владельцу, что он заказал Гауди проект стенда для показа своей продукции на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Этот маленький проект стал поворотным в судьбе Гауди, и вот почему: промышленник дон Эусеби Гуэль – главный заказчик и близкий друг каталонского архитектора – был поражен стендом Гауди на Парижской выставке и сразу же захотел познакомиться с его автором.


3. Архитектор Антонио Гауди (1852–1926)

В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты – дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле – главной улице Барселоны. Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле. Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.


4. Дом Бальо

В 1890 году Антонио Гауди начинает работы над важным градостроительным проектом – парком Гуэль. Эусеби Гуэль хотел перенести в Барселону модель английского города-сада. Для этого Гауди придумал проект великолепного коттеджного поселка на шестьдесят домов, который так и не был закончен. Архитектор создал главный въезд, окруженный двумя павильонами, и большую смотровую площадку с видом на город, обрамленную извилистой скамьей с облицовкой керамикой тренкадис – в коронной технике Гауди. Из домов было построено только два, один из которых Гауди приобрел для себя в 1906 году. Городской совет Барселоны в 1922 году приобрел парк Гуэль, для того чтобы преобразовать его в новое общественное пространство – городской парк.


5. Мозаика тренкадис в парке Гуэль

В период с 1898 по 1912 год Антонио Гауди построил три жилых здания в Эшампле, которые являются символами Барселоны по сей день, – дом Кальвет, дом Мила и дом Бальо. Главный проект в жизни Антонио Гауди – храм Святого Семейства – не закончен по сей день. Гауди возглавил его строительство в 1884 году, приняв проект епархиального архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, отказавшегося от работы из-за разногласий с заказчиком. Гауди изменил проект своего предшественника, завершил крипту собора и предложил заказчикам начать возведение фасада Рождества Христова вместо Страстного фасада. Его строительство началось в 1892 году, а Гауди застал завершение одной из четырех башен – башни Святого Варнавы. Фундамент фасада Страстей Христовых был заложен только в 1954 году, через двадцать восемь лет после смерти архитектора.


6. Дом Бальо

В 1925 году Гауди уезжает из своего дома в парке Гуэль и селится в мастерской на территории храма Святого Семейства. К этому времени он уже полностью погружен в работу над этим проектом. В 1926 году несчастный случай уносит жизнь Антонио Гауди: он был сбит трамваем во время своего привычного похода в церковь Сант-Фелип-Нери. Антонио Гауди своими работами провозгласил каталонский модерн – особый вид местного ар-нуво. Обтекаемые формы, растительные мотивы, которые Гауди увековечивает в камне и железе. Его дома стали памятниками архитектуры, музеями, в которые ежедневно стоят огромные очереди, а облик Барселоны немыслим без архитектуры Гауди.


7. Храм Святого Семейства

1. Дом Висенс (1883–1885)

Первый жилой проект Гауди, построенный им в 1885 году по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса-и-Монтанера. Осенью дом откроется для публики после масштабной реставрации. Подробности читайте здесь.


8.

2. Эль-Каприччо (1883–1885)

Эта вилла – одна из немногих построек архитектора за пределами Каталонии, в городе Комильяс провинции Кантабрия. Эль-Каприччо строился в одно время с домом Висенс, и архитектурные решения, примененные в этих постройках, перекликаются друг с другом. Более того, Эль-Каприччо, как и дом Висенс, определяет стиль раннего периода творчества Гауди: еще не тот, по которому мы все его знаем, а неоготический и ориентальный, вдохновленный мудехаром.


9.

Например, башня Эль-Каприччо многим напоминает минарет мечети. Главный фасад выложен ориентальным узором – полосы охристого цвета перемежаются с зелеными, украшенными керамическими подсолнухами. Летнюю виллу Гауди заказал родственник Эусеби Гуэля Максимо Диас де Кихано. Архитектор учел вкусы и предпочтения заказчика, в том числе его страсть к музыке – вплоть до того, что окна в главном холле оборудованы музыкальными колокольчиками разных размеров, которые воспроизводили музыкальные ноты при открытии и закрытии окон. Дом был возведен партнером Антонио Гауди Кристобалем Касканте, который исполнил работы в точном соответствии с авторским проектом.


10.

3. Дворец Гуэль (1886–1890)

Первая крупная работа Гауди, выполненная им для его покровителя – Эусеби Гуэля. В 1885 году он заказал молодому архитектору проект расширения семейной резиденции в самом центре Барселоны – на Рамбле. Архитектор организовал пространство дворца вокруг центрального зала, предназначенного для религиозных служб, музыкальных собраний и светских мероприятий. Центральный зал увенчан куполом с множеством отверстий, через которые в помещение попадает естественный свет.


11.

4. Парк Гуэль (1890–1914)

Парк Гуэль, задуманный Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году. Тем не менее сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис, и насладиться видами Барселоны – Гауди уделил особое внимание смотровой площадке парка.


12.

Техника тренкадис – мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы, – в парке Гуэль была отточена Гауди до совершенства. Он украсил ей входные павильоны, извилистые перила парадной лестницы, волнообразную скамью, обрамляющую смотровую площадку, а также интерьер большого гипостильного зала (зала Ста колонн), который должен был стать рынком. Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила.


13.


14.

5. Дом Кальвет (1898–1899)

Дом Кальвет – первый проект Гауди в районе Эшампле. Здесь архитектор применяет свой коронный прием – организовывает пространство вокруг двух центральных двориков-патио. Кроме того, Гауди тщательно прорабатывает внутренний фасад вопреки городской традиции делать уличный фасад более помпезным, а внутренний оставлять “домашним”. Фасад дома Кальвет, выходящий на улицу, – это каменная кладка и резные балконы, в целом довольно классическая структура.


15.

Зато внутри Гауди применяет хорошо знакомую нам объемную композицию, играет с линиями и намеренно создает асимметрию. Он также проектирует вестибюль дома, его лестницу, лифт и некоторые элементы интерьера.


16.

6. Дом Бальо (1904–1906)

Заказчик дома Бальо даже не догадывался, что его дом станет шедевром каталонской архитектуры. Промышленник Жузеп Бальо в 1904 году заказал Гауди всего лишь объединение двух квартир главного этажа. В итоге архитектор частично перестроил все этажи, два фасада и кровлю, а также увеличил внутренний световой колодец, за счет которого в здание проникает естественный свет.


17.

Если в доме Кальвет Антонио Гауди еще немного скромничал, то здесь он воплотил все свои творческие фантазии. И главное – не использовал практически ни одной прямой линии в конструкции дома. Уличный и внутренний фасады отделаны “чешуей” дракона, а балкончики представляют собой “кости” жертв этого волшебного чудища – поэтому дом Бальо иногда называют “Домом костей”. Крыша дома – это разноцветный “хребет дракона”. Первые три этажа дома Бальо украшены стройными колоннами из камня горы Монтжуик – Гауди умело применял в своих постройках местные материалы.


18.


19.

7. Дом Мила (1906–1912)

В проекте дома Мила Гауди вновь становится инноватором: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен – дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения.


20.

Из-за волнистого каменного фасада барселонцы придумали дому кличку – Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила – терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада. Кроме того, архитектор объединяет дымоходы, вентиляционные башни и крыши и создает на крыше отдельный мир – искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами.


21.


22.

8. Храм Святого Семейства (1894 – настоящее время)
Храм Святого Семейства, или Саграда Фамилия, – одна из величайших построек, создание которой длится уже второе столетие. Антонио Гауди завершил крипту, которую начал его предшественник, архитектор Франсиско дель Вильяр, и в 1892 году начал работу над фасадом Рождества.


23.

Окончательный проект фасада Страстей появился в 1923 году, а его строительство началось уже после смерти архитектора. Работу над храмом продолжил коллега Гауди – Доменек Сугранес. Он достроил три оставшиеся колокольни фасада Рождества. Возведение фасада Страстей началось в 1954 году.


24.

Храм пережил Гражданскую войну и пожар, во время которого в доме-мастерской Гауди сгорели многие макеты и чертежи. Некоторые из них удалось восстановить позднее. На данный момент ведется строительство третьего фасада (фасада Славы), оформление интерьеров храма. Глобальное строительство планируют закончить к 2030 году.


25.
Текст: Софья Карпенко
«AD Magazine», 26 июня 2017

Tags: 18-19-ее века, 20-й век, архитектура и дизайн, биографии и личности, европа, жильё и недвижимость, запад, известные люди, искусство, испания, история, кремли и дворцы, культура, леса и парки, наследие, памятники и достопримечательности, символы, храмы и монастыри
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments