mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Море — наше поле, или Современные поморы

Ещё народы России, в т.ч. Север

Старики и море
Кто такие сегодняшние поморы? Фоторепортаж Екатерины Максимовой / март, 2018

Как поморы, теряя в численности, пытаются сохранить память о себе, узнал «Огонек». ©

Ещё поморы, в т.ч. Ломоносов - не помор


___
Поморы заселили побережье Белого моря примерно в XVI веке. Сегодня это территории Архангельской, Мурманской областей и Карелии. Столицей Поморья считается Архангельск (в кадре — ледокол «Диксон» в городском порту)

— От земли не будешь богат, только горбат,— присказкой объясняет жизненный принцип поморов Надежда Семенова, создательница музея поморского быта в карельском селе Нюхча, и добавляет.— Море — наше поле.
Надежда Сергеевна напоминает, что поморы, заселившие некогда побережье Белого моря, от моря и кормились: ловили рыбу, забивали белька, варили соль. В окрестных реках не только рыбачили, но и ловили пресноводный жемчуг. Поморский уклад нарушила советская власть, загнав рыбаков в рыболовецкие колхозы. В постсоветское время рыбный промысел подкосили квоты на вылов. Поморы потянулись на заработки в города, где идентичность их затерялась.


2.
При этом поморы в большинстве своем сельские жители. Поморами сегодня называют себя около 3 тысяч россиян. В начале 2000-х так себя идентифицировали вдвое больше людей

Сегодня поморами себя называют около 3 тысяч россиян. В начале 2000-х годов таких было вдвое больше. Нынешние поморы — это в основном селяне пенсионного возраста, живущие в Архангельской, Мурманской областях и в Карелии.


3.
Рыбная ловля для поморов — источник жизни. Они по старинке промышляют на таких вот самодельных лодках

Путь к сохранению себя и своей уникальной культуры оставшиеся поморы видят в развитии туризма. Но их поселения часто малодоступны: в холодную пору добраться можно только на снегоходе, в теплую — на уазике. Вместо гостиниц к услугам туристов избы местных жителей с удобствами на улице. Но гораздо важнее, убеждены сами поморы,— у них есть на что посмотреть: прежде всего, конечно, на природу Русского Севера. Впрочем, находятся и энтузиасты, которые берутся, говоря по-научному, за музеефикацию поморских традиций...


4.
Вдоль побережья Белого моря и берегов окрестных рек расположены поморские тони — места, где ведется рыбная ловля и хранятся снасти

В карельской Нюхче, в свое время зажиточном селе, на общем фоне выделяются бывшие купеческие дома — деревянные громады в два этажа. В одном из них, 1903 года постройки, в советское время располагались администрация, медпункт и заодно роддом, сегодня там "Хламной сарай". Так жительница села Надежда Семенова, работающая в местной школе, назвала созданный ею музей поморского быта.


5.
Александр Комаров превратил одну такую тоню в музей поморской культуры под открытым небом

— Люди избавлялись от всякого хлама, а я самое интересное тащила к себе, укладывала в сарай,— рассказывает Надежда Сергеевна.— Потом начала в этом хламе разбираться, исследовать. Наволочка, подаренная поморкой-невестой жениху, стала первым экспонатом.


6.
Теряя в численности, поморы рискуют утратить себя и свои традиции. Сохранением поморского наследия занимается все большее число энтузиастов. В их числе — фотограф и эколог Геннадий Александров

Создательница "Хламного сарая" — человек передовой: ее музей не простой, интерактивный. Для посетителей Семенова готовит в печке поморские блюда, например жареху из трески, проводит мастер-классы по ткачеству. На развитие музея она выиграла в прошлом году президентский грант в 100 тысяч рублей.


7.
Поморами чаще называют себя те, кто постарше. Им по душе жить в своем доме

На таких стойких и увлеченных, видимо, и держится пока поморская земля.


8.
Сегодня у поморов-селян бытовые удобства мало чем отличаются от прадедовских: хочется в баню — натаскай воды из колонки


9.
Жительница карельского села Нюхча Надежда Семенова хранит предметы поморского быта. Более того, она создала музей и назвала его «Хламной сарай», потому что экспозиция состоит из «хлама», который выбрасывали односельчане, а Надежда Сергеевна самое интересное из него первоначально собирала в своем сарае


10.
Музей у нее не простой, интерактивный. Для посетителей Семенова готовит в печке поморские блюда


11.
Молодежь за поморское происхождение не держится и грезит о городской жизни. Василий Ефимов — редкое исключение: он не видит себя вдали от природы Русского Севера


12.
Квоты на вылов подкосили рыбный промысел поморов. Улов той же семги хуже, чем прежде, сетуют старожилы


13.
Помор Александр Кокотов в море на ловлю уже не выходит, но по привычке следит за графиком отливов и приливов


14.
Суровая красота Русского Севера — то, без чего не мыслит себя помор. В кадре — вид на окрестности Кандалакши Мурманской области


15.
Путь к сохранению себя и своей уникальной культуры оставшиеся поморы видят в развитии туризма


16.
Однако их поселения часто малодоступны: в холодную пору добраться можно только на снегоходе, в теплую — на уазике. Вместо гостиниц к услугам туристов избы местных жителей с удобствами на улице


17.
Гораздо важнее, убеждены сами поморы,— у них есть на что посмотреть: прежде всего, конечно, на природу Русского Севера. Но находятся и те, кто берется, говоря по-научному, за музеефикацию поморских традиций. Нина Иванова, например, работает в поморском музее в карельском поселке Чупа


18.
В 2000-е годы в Архангельской области была создана Ассоциация поморов. Журналист Анатолий Беднов, хотя и не помор по происхождению, вошел в ее состав. Судьба поморов ему не безразлична, объясняет он свое решение


19.
Одно из направлений поморского туризма — экологические путешествия. Как раз такие организовывает Юлия Супруненко


20.
Лодочный мастер Михаил Тукачев из карельского села Нюхча обеспокоен упадком поморского рыбного промысла


21.
Поморы традиционно кормились от моря: ловили рыбу, забивали белька, варили соль. Поморский уклад нарушила советская власть, загнав рыбаков в рыболовецкие колхозы. Сегодня ловлю ограничивают квоты. Так что рыбаки большую часть года проводят на берегу. В кадре — бригадир колхоза «Беломор» Юрий Карманов


22.
Главные хранители поморской культуры — женщины. Учительница на пенсии Александра Демьянчук, например, собирает и исполняет поморские песни


23.
Надежда Семенова в своем музее поморского быта проводит мастер-классы по ткачеству


24.
Свой поморский музей есть в карельском городе Кеми


25.
В его экспозиции — предметы быта и промысла поморов


26.
Гравюра из сборника «Живописная Россия», посвященного Русскому Северу


27.
Поморы исповедают православие


28.
Эта часовня возведена в честь преподобного Варлаама Керетского, помора по происхождению. Тоня Тетрина, Мурманская область


29.
Белое море, побережье которого на несколько месяцев сковывает лед, имеет для поморов сакральное значение. «Море — наше поле», — говорят они, подразумевая, что исторически занимались рыболовством


30.
Поморские поселения в свое время были довольно зажиточными, сегодня во многих из них разруха


31.
Крест установлен в Тоне Тетрина, Мурманская область


32.
В поморском селе Нюхча, что в Карелии, жительницы присматривают за церковью Николая Чудотворца. Священник добирается до их мест время от времени


33.
Карельская Чупа первоначально была поселением поморов. В советское время стала поселком горняков, где добывались среди прочего кварц и слюда. В наши дни сюда съезжаются жители окрестных, «бесперспективных» деревень

Текст: Паулина Сегень, Мария Портнягина, фото: Екатерина Максимова
«Коммерсантъ Огонёк», №10, стр. 10, 19 марта 2018

Tags: арктика и антарктика, архангельск, биографии и личности, города и сёла, демография и социология, деревня и село, женщины, жизнь и люди, идеология и власть, карелия, культура, музеи и выставки, мурманск, народы, наследие, охота и рыбалка, память, поколения, поморы, православие, природа, природные зоны, путешествия и туризм, разруха, регионы, реки и водоёмы, россия, русские и славяне, север, современность, статистика, творчество и промыслы, традиции, уровень жизни, факты и свидетели, фольклор, фото и картинки, христианство, экология
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments