Ещё народы России, в т.ч. Север
Старики и море
Кто такие сегодняшние поморы? Фоторепортаж Екатерины Максимовой / март, 2018
Как поморы, теряя в численности, пытаются сохранить память о себе, узнал «Огонек». ©
Ещё поморы, в т.ч. Ломоносов - не помор
___ Поморы заселили побережье Белого моря примерно в XVI веке. Сегодня это территории Архангельской, Мурманской областей и Карелии. Столицей Поморья считается Архангельск (в кадре — ледокол «Диксон» в городском порту)
— От земли не будешь богат, только горбат,— присказкой объясняет жизненный принцип поморов Надежда Семенова, создательница музея поморского быта в карельском селе Нюхча, и добавляет.— Море — наше поле.
Надежда Сергеевна напоминает, что поморы, заселившие некогда побережье Белого моря, от моря и кормились: ловили рыбу, забивали белька, варили соль. В окрестных реках не только рыбачили, но и ловили пресноводный жемчуг. Поморский уклад нарушила советская власть, загнав рыбаков в рыболовецкие колхозы. В постсоветское время рыбный промысел подкосили квоты на вылов. Поморы потянулись на заработки в города, где идентичность их затерялась.
2. При этом поморы в большинстве своем сельские жители. Поморами сегодня называют себя около 3 тысяч россиян. В начале 2000-х так себя идентифицировали вдвое больше людей
Сегодня поморами себя называют около 3 тысяч россиян. В начале 2000-х годов таких было вдвое больше. Нынешние поморы — это в основном селяне пенсионного возраста, живущие в Архангельской, Мурманской областях и в Карелии.
3. Рыбная ловля для поморов — источник жизни. Они по старинке промышляют на таких вот самодельных лодках
Путь к сохранению себя и своей уникальной культуры оставшиеся поморы видят в развитии туризма. Но их поселения часто малодоступны: в холодную пору добраться можно только на снегоходе, в теплую — на уазике. Вместо гостиниц к услугам туристов избы местных жителей с удобствами на улице. Но гораздо важнее, убеждены сами поморы,— у них есть на что посмотреть: прежде всего, конечно, на природу Русского Севера. Впрочем, находятся и энтузиасты, которые берутся, говоря по-научному, за музеефикацию поморских традиций...
4. Вдоль побережья Белого моря и берегов окрестных рек расположены поморские тони — места, где ведется рыбная ловля и хранятся снасти
В карельской Нюхче, в свое время зажиточном селе, на общем фоне выделяются бывшие купеческие дома — деревянные громады в два этажа. В одном из них, 1903 года постройки, в советское время располагались администрация, медпункт и заодно роддом, сегодня там "Хламной сарай". Так жительница села Надежда Семенова, работающая в местной школе, назвала созданный ею музей поморского быта.
5. Александр Комаров превратил одну такую тоню в музей поморской культуры под открытым небом
— Люди избавлялись от всякого хлама, а я самое интересное тащила к себе, укладывала в сарай,— рассказывает Надежда Сергеевна.— Потом начала в этом хламе разбираться, исследовать. Наволочка, подаренная поморкой-невестой жениху, стала первым экспонатом.
6. Теряя в численности, поморы рискуют утратить себя и свои традиции. Сохранением поморского наследия занимается все большее число энтузиастов. В их числе — фотограф и эколог Геннадий Александров
Создательница "Хламного сарая" — человек передовой: ее музей не простой, интерактивный. Для посетителей Семенова готовит в печке поморские блюда, например жареху из трески, проводит мастер-классы по ткачеству. На развитие музея она выиграла в прошлом году президентский грант в 100 тысяч рублей.
7. Поморами чаще называют себя те, кто постарше. Им по душе жить в своем доме
На таких стойких и увлеченных, видимо, и держится пока поморская земля.
8. Сегодня у поморов-селян бытовые удобства мало чем отличаются от прадедовских: хочется в баню — натаскай воды из колонки
9. Жительница карельского села Нюхча Надежда Семенова хранит предметы поморского быта. Более того, она создала музей и назвала его «Хламной сарай», потому что экспозиция состоит из «хлама», который выбрасывали односельчане, а Надежда Сергеевна самое интересное из него первоначально собирала в своем сарае
10. Музей у нее не простой, интерактивный. Для посетителей Семенова готовит в печке поморские блюда
11. Молодежь за поморское происхождение не держится и грезит о городской жизни. Василий Ефимов — редкое исключение: он не видит себя вдали от природы Русского Севера
12. Квоты на вылов подкосили рыбный промысел поморов. Улов той же семги хуже, чем прежде, сетуют старожилы
13. Помор Александр Кокотов в море на ловлю уже не выходит, но по привычке следит за графиком отливов и приливов
14. Суровая красота Русского Севера — то, без чего не мыслит себя помор. В кадре — вид на окрестности Кандалакши Мурманской области
15. Путь к сохранению себя и своей уникальной культуры оставшиеся поморы видят в развитии туризма
16. Однако их поселения часто малодоступны: в холодную пору добраться можно только на снегоходе, в теплую — на уазике. Вместо гостиниц к услугам туристов избы местных жителей с удобствами на улице
17. Гораздо важнее, убеждены сами поморы,— у них есть на что посмотреть: прежде всего, конечно, на природу Русского Севера. Но находятся и те, кто берется, говоря по-научному, за музеефикацию поморских традиций. Нина Иванова, например, работает в поморском музее в карельском поселке Чупа
18. В 2000-е годы в Архангельской области была создана Ассоциация поморов. Журналист Анатолий Беднов, хотя и не помор по происхождению, вошел в ее состав. Судьба поморов ему не безразлична, объясняет он свое решение
19. Одно из направлений поморского туризма — экологические путешествия. Как раз такие организовывает Юлия Супруненко
20. Лодочный мастер Михаил Тукачев из карельского села Нюхча обеспокоен упадком поморского рыбного промысла
21. Поморы традиционно кормились от моря: ловили рыбу, забивали белька, варили соль. Поморский уклад нарушила советская власть, загнав рыбаков в рыболовецкие колхозы. Сегодня ловлю ограничивают квоты. Так что рыбаки большую часть года проводят на берегу. В кадре — бригадир колхоза «Беломор» Юрий Карманов
22. Главные хранители поморской культуры — женщины. Учительница на пенсии Александра Демьянчук, например, собирает и исполняет поморские песни
23. Надежда Семенова в своем музее поморского быта проводит мастер-классы по ткачеству
24. Свой поморский музей есть в карельском городе Кеми
25. В его экспозиции — предметы быта и промысла поморов
26. Гравюра из сборника «Живописная Россия», посвященного Русскому Северу
27. Поморы исповедают православие
28. Эта часовня возведена в честь преподобного Варлаама Керетского, помора по происхождению. Тоня Тетрина, Мурманская область
29. Белое море, побережье которого на несколько месяцев сковывает лед, имеет для поморов сакральное значение. «Море — наше поле», — говорят они, подразумевая, что исторически занимались рыболовством
30. Поморские поселения в свое время были довольно зажиточными, сегодня во многих из них разруха
31. Крест установлен в Тоне Тетрина, Мурманская область
32. В поморском селе Нюхча, что в Карелии, жительницы присматривают за церковью Николая Чудотворца. Священник добирается до их мест время от времени
33. Карельская Чупа первоначально была поселением поморов. В советское время стала поселком горняков, где добывались среди прочего кварц и слюда. В наши дни сюда съезжаются жители окрестных, «бесперспективных» деревень
Текст: Паулина Сегень, Мария Портнягина, фото: Екатерина Максимова
«Коммерсантъ Огонёк», №10, стр. 10, 19 марта 2018
Community Info