Ушёл Геннадий Рождественский
На 88-м году жизни скончался дирижер Геннадий Рождественский / Народные артисты СССР и Герои Социалистического Труда
Дирижер и пианист, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Геннадий Рождественский скончался на 88-м году жизни, сообщается на сайте московской консерватории. Рождественский работал в консерватории с 1974 года. ©
Ещё ушедшие известные люди
Дирижер Геннадий Рождественский во время концерта к своему 80-летию в Большом театре, 2011 год / Фото: Валерий Шарифулин
«Ректорат Московской консерватории с глубоким прискорбием сообщает о кончине заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Российской Федерации, профессора Геннадия Николаевича Рождественского», — говорится в сообщении.
Генеральный директор Большого театра России Владимир Урин назвал покойного личностью, определившей музыкальный мир России. Как отметил Урин, вместе с Рождественским уходит целая эпоха.
2. Во время репетиции с симфоническим оркестром. 1969 год
По информации телеканала РЕН ТВ,
у Рождественского случилось острое нарушение сердечного ритма. По этой причине музыканту вызвали скорая помощь. Его необходимо было перевезти его в другую клинику.
О дате и месте прощания с артистом информации пока не сообщатся.
3. Большой симфонический оркестр ЦТиВР. Главный дирижер оркестра Геннадий Рождественский. 1966 год / Фото: Михаил Озерский
Он был выдающимся дирижером, который многое определил в мире музыки России, сказал о музыканте генеральный директор Большого театра России Владимир Урин в беседе с ТАСС. «Геннадий Рождественский был одним из выдающихся дирижеров абсолютно мирового класса. Это был мастер, с которым была связана вся жизнь Большого театра», — подчеркнул Урин.
4. Во время концерта к своему 80-летию в Большом театре. 2011 год / Фото: Валерий Шарифулин
Он также вспомнил, как Рождественский возглавил сценический оркестр Большого театра, будучи еще совсем молодым дирижером. «Затем Рождественский был главным дирижером ГАБТ. Если посмотреть на историю Большого театра последних десятилетий, то мы увидим, каким количеством знаковых спектаклей дирижировал Рождественский». По словам Урина, друзьями Рождественского были Шостакович и Прокофьев.
Глава ГАБТ отмечает, что Рождественский всегда шел навстречу всему новому. «Есть личности, которые по значимости, по масштабу очень многое определили в музыкальном мире в нашей стране. Жаль, что не стало Геннадия Рождественского, это уходящая музыкальная эпоха», — подчеркнул Урин.
Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 в Москве в музыкальной семье: его отцом был дирижер Николай Аносов, а матерью — певица Наталья Рождественская. Для получения музыкального образования он окончил Музыкальную школу имени Гнесиных, где его преподавателем была пианистка Елена Гнесина. Он также учился в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 18 лет поступил в Московскую консерваторию, где проходил обучение в классе фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования. В последнем профессором был его отец. Через восемь лет, в 1957 году, Рождественский окончил аспирантуру.
5. Профессор Геннадий Рождественский во время мастер-класса в музее-квартире Николая Голованова в Москве. 2012 год / Фото: Владимир Вяткин
Но дебют его в качестве дирижера в Большом театре состоялся гораздо раньше, в 1951 году. Тогда под его руководством был исполнен балет Петра Чайковского «Спящая красавица».
6. Во время концерта к своему 80-летию в Большом театре. 2011 год / Фото: Валерий Шарифулин
С 1961-го в течение 13 лет он был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ЦТиВР).
7. С балетмейстером ГАБТ Юрием Григоровичем на церемонии вручения государственных наград РФ в Кремле. 2017 год / Фото: Михаил Метцель
Рождественский был настоящим популяризатором сочинений современных авторов, произведения которых в те времена в СССР практически не исполнялась. Среди таковых были Франсиса Пуленка, Пауля Хиндемита, Карла Орфа. В качестве дирижера Рождественский принимал участие в постановке в Советском Союзе премьерных балета Игоря Стравинского «Весна священная» и оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Под управлением Рождественского исполнялись произведения Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в СССР оперы Шостаковича «Нос». Тогда же с ним в качестве дирижера состоялась премьера Первой симфонии композитора Альфреда Шнитке. В течение продолжительного времени Рождественский являлся единственным исполнителем его оркестровой музыки.
Помимо того, что Рождественский исполнял произведения знаменитых композиторов, он еще и являлся автором нескольких сочинений. Самой известной из создаваемых им стала оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова Алексея Ремизова.
Дирижер за свою жизнь написал несколько книг.
8. Во время проведения мастер-класса на тему: «Практическое решение актуальных вопросов оперно-симфонического дирижирования». 2016 год / Фото: Владимир Вяткин
Он не только создавал произведения музыкального искусства, но и учил этому других. Более 50 лет Рождественский являлся руководителем различных отечественных и даже зарубежных музыкальных коллективов. Особого интереса заслуживает его активная педагогическая и музыкально-просветительская деятельность. В 1974 года он начал преподавать в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования, а через два года стал ее профессором. В 2001 году ему было поручено заведовать этой кафедрой.
9. Во время оперы «Три Пинто» Вебера в Московском государственном камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского. 2013 год / Фото: Владимир Вяткин
В начале нового тысячелетия, в сезоне 2000-2001 годов, являлся художественным руководителем Большого театра.
Шесть лет назад, 1 сентября 2012 года, Геннадий Рождественский возглавил Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского.
10. Фото: Павел Смертин
С палочкой против системы
Умер дирижер Геннадий Рождественский
На 88-м году жизни после долгой болезни умер дирижер, просветитель, мыслитель, пианист и композитор Геннадий Рождественский. Он оказал огромное влияние на судьбу музыкального искусства второй половины XX века не только в Советском союзе и в России, но и во всем мире. ©
Аристократ духа, энциклопедически образованный интеллектуал с эмоционально горячим, независимым мышлением и характером представитель музыкантской династии, ученик Елены Гнесиной, Льва Оборина и своего отца дирижера Николая Аносова, просветитель не руссоистского, скорее вольтерианского толка, Рождественский был (и сам в этом признавался) насквозь человеком XX века, но и XXI веку он смог оказать большое одолжение своим пристальным и неравнодушным вниманием и деловитым художественным упрямством.
Он был не просто пропагандистом нового искусства XX века — от Шостаковича, Прокофьева и Стравинского до Шнитке, Губайдуллиной и Бриттена, не просто их другом и коллегой, но их представителем, медиумом, буквально частью их творчества.
Без Рождественского с его художественной и политической независимостью не было бы многих важнейших событий культурной жизни XX века, таких как эпохальная премьера Первой симфонии Шнитке в 1974 году в Горьком с оркестром Горьковской филармонии и ансамблем «Мелодия». Очень может быть, что и сама музыка была бы другой. Целые воображаемые тома новейших репертуарных хрестоматий появлялись на свет благодаря его исполнениям, премьерам и записям, которые мгновенно становились образцовыми. Зачастую это была не только новая музыка, но и старая, редкая, давно вышедшая из употребления и стараниями Рождественского оживавшая заново, как «Идоменей» Моцарта в редакции Рихарда Штрауса, «Три Пинто» Малера по эскизам Вебера, «Сервилия» Римского-Корсакова, поставленный при нем «Бег» Николая Сидельникова или российская премьера драмы «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта — Эдисона Денисова.
Альфред Шнитке «Полька»
___
Альфред Шнитке. «Полька» из сюиты к кинофильму «Мёртвые души», OP.182A. Исполнители: Государственная академическая симфоническая капелла России, Геннадий Рождественский (дирижер), Виктория Постникова (фортепиано) (концертная аранжировка Г. Рождественского)___
Гражданин мира, советскую музыку Рождественский превратил в мировое достояние. А в последние годы, например, много занимался британской музыкальной культурой и аккуратным импортом ее в постсоветское пространство. Человек сильных жестов, потрясающих рассказов и громких заявлений, не терпевший критику за постыдную необразованность, но уважавший публику при всем, как ему вполне справедливо представлялось, ее онтологическом невежестве, Рождественский был большим художником негромких, невелеречивых, внимательных и деликатных подходов к музыкальной интерпретации. В 2016 году на юбилейном празднестве в Большом театре, с которым Рождественского всю жизнь связывали важные, тесные, сложные, неспокойные отношения, это тихое величие ощущалось снова и снова пронзительным откровением.
11. Фото: Сергей Киселев
С Большим у Рождественского — музыканта универсального склада, дирижера в равной степени оперного и симфонического, человека театра и симфонической культуры (кроме российских он в разное время возглавлял оркестры BBC, Венский симфонический, Стокгольмский королевский оркестры) оказалась связана вся долгая жизнь. В 1951 году он пришел в театр молодым специалистом, в 1951-1960-м, 1965-1970-м и 1978-1982-м возглавлял оркестр, и эти времена в Большом стали целой эпохой. В 2000-м он еще раз вернулся — всего на один сезон — и ушел со скандалом.
12.
В последние годы Рождественский возглавлял Камерный театр Покровского, в котором работал еще в 1974-1985 году, продолжая дело выдающегося советского режиссера и многолетнего партнера, и выстраивая неординарную музыкальную политику премьер и открытий. Недавно его Камерный театр, переживавший смутное время после скандального развода с главным режиссером Михаилом Кисляровым, перешел в административное ведение Большого. Для многих молчание Рождественского в этой ситуации прозвучало неловко, для других — как набат. Вероятно, сил противостоять реальности словом у Рождественского уже не было. Он столько лет противостоял ей делом.
13.
Неудобный советской административно-хозяйственной структуре культуры, Рождественский, как выяснилось, остался как минимум также, если не больше, не удобен российской. Но его художественная деятельность представляла собой огромный, репертуарно и стилистически уникальный мир, и теперь он остается с публикой на сотнях записей: в этом Рождественский был неподражаемо последователен — он, в частности, записал все симфонии Брукнера, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Сибелиуса, Чайковского — и как и во многом другом наделен удивительной работоспособностью и лишен даже тени какого бы то ни было кокетства.
Лидия Мисник / Юлия Бедерова
«Газета.ру» / «Коммерсантъ», 16 июня 2018
«Газета.ру» / «Коммерсантъ», 16 июня 2018
Community Info