mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Почитать о средневековом Западе...

Ещё средневековый Запад здесь, здесь и здесь

5 книг о западном Средневековье
Что читать о культуре и истории западного Средневековья, рекомендует кандидат исторических наук Галина Зеленина / «5 книг» / июнь, 2013

Эпоха Средних веков окружена множеством мифов, легенд и стереотипов о «темных веках». ©

Ещё «5 книг о...» и ещё с Зелениной (Кровавый навет Средневековья)


___
Церемония капитуляции Гента перед Филиппом Добрым, 1453 г. Миниатюра из «Статута и привилегий Гента во Фландрии», 1454 г. Национальная библиотека Австрии, Вена

В рекомендованной подборке книг от знаменитого романа Умберто Эко до классических работ отечественных медиевистов, вы найдете ответы на вопросы, как жили и в каких категориях мыслили люди Средневековья.
Галина Зеленина — кандидат исторических наук, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ.

1. Умберто Эко. Баудолино / Пер. с ит. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2003.

«Именем Розы» Умберто Эко уже, кажется, вытеснил «Айвенго» Вальтера Скотта с пьедестала самого известного и любимого отечественной публикой романа про Средневековье. Во многом, вероятно, благодаря своей как всегда упрощенной и все равно блестящей экранизации.

Между тем другой «средневековый» роман Эко – «Баудолино», построенный как очень неспешный детектив с двойной развязкой (в центре – тайна гибели императора Фридриха Барбароссы), в еще большей степени напичкан всеми основными темами из политической и интеллектуальной истории Высокого Средневековья. По «Баудолино» можно изучать и конфликт папства и империи, и встречу «франков» с «ромеями», и реликварный бум, и представления о райских кущах на Востоке, отделенных волшебной рекой и населенных чудными народцами, и концепцию жизни как странствия, и смешанное состояние перманентной войны-и-мира, и специфическое понимание авторства и вольную апроприацию авторитетов: Баудолино, alter ego Эко и гениальный Пиноккио, оказывается сочинителем важнейших средневековых текстов – и Послания пресвитера Иоанна, и переписки Пьера Абеляра и Элоизы. Кроме того, он ищет Грааль, спасает Александрию, идет путем царей-волхвов, переходит реку Самбатион, видит даму с единорогом, попадает в плен к кинокефалам.

В каждой сказке, разумеется, есть доля сказки, но если убрать самого Баудолино, все остальное, в определенном смысле, правда — роман соткан из средневековых легенд.

2. Мишель Пастуро. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с фр. Е. Решетниковой. СПб.: Александрия, 2012.

Читая книгу Пастуро, мы пока остаемся в сфере воображаемого и рискуем так и не дойти до традиционной политической и экономической истории, впрочем, вполне вероятно, что представления о чистоте и нечистоте, грешности профессий и игр и инаковости цветов – важнее для понимания эпохи, чем формы крестьянской зависимости или Война Алой и Белой роз.

Французский медиевист Пастуро, апологет «символической истории» как отдельной дисциплины, собрал в этой книге наиболее успешные результаты своих многолетних исследований того, что для средневекового человека было важным и очевидным, а для нас непонятно, а то и вообще не существует: он рассказывает о судах над свиньями, демонизации дичи и ротации «царей зверей», спасительных и губительных растениях и деревьях, символизме цветов и фигур, недостойном ремесле красильщиков и нечестивой, но чрезвычайно популярной игре в шахматы.

3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.

Из трудов Арона Яковлевича Гуревича (1924–2006), самого известного представителя элитарной корпорации советских медиевистов, которую великолепно описал П.Ю. Уваров, классическим и обязательным к прочтению обычно называют «Категории средневековой культуры» (1972), впоследствии удачно изданные под одной обложкой с другой его крупной книгой «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» в книге «Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир» (СПб., 1999; 2007).

Но более легкой и при этом не менее познавательной и посвященной, в общем-то, тем же темам представляется его «Культура и общество … глазами современников», построенная на exempla, байках, которыми проповедники Высокого Средневековья уснащали свои проповеди и иллюстрировали свои тезисы.

Эти байки оказываются чрезвычайно поучительными не только для средневековых прихожан, но и для современных историков; Гуревич извлекает из них те же фундаментальные категории или бинарные оппозиции: живые и мертвые, богатые и бедные, рай и ад, красота и уродство, мужчины и женщины, «свои» и «чужие», — а читатель помимо множества занимательных «анекдотов» может насладиться иллюстрациями, коими эта книга, роскошно (мелованная бумага, альбомный формат, сноски-маргиналии) изданная «Искусством», в изобилии украшена.

4. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1992.

Книги Жака Ле Гоффа, самого известного представителя второго поколения французской Школы «Анналов», или новой исторической науки, весьма многочисленны и многочисленны же переводы на русский. В частности, легкое и увлекательное чтение – его научно-популярные тоненькие книжки: «История тела в Средние века», «Герои и чудеса Средних веков», «Интеллектуалы в Средние века».

«Цивилизация» — первая большая монография Ле Гоффа (1964), попытка дать цельное представление об эпохе, с упором на социальную историю, историю ментальностей и историю повседневности, не игнорируя при этом хронологическое развитие.

Чрезвычайно новаторская в свое время, будучи издана в России в начале 1990-х, она произвела такое же впечатление, да и сейчас не утратила своей значимости: это, очевидно, лучшая и, как ни парадоксально, новейшая обобщающая работа по Средним векам – в последние десятилетия общие труды уже не в моде.

5. Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

Составленный А.Я. Гуревичем и его коллегами еще в 1990-е годы, «Словарь», хотя и является продолжением идеи поделить средневековую культуру на отдельно описываемые категории, посвящен не узко культуре, высокой или народной, а средневековой истории в целом.

Среди статей есть и категории, имманентные средневекому дискурсу («грехи и добродетели» или «чудо»), и исследовательские категории («микрокосм и макрокосм», «героический эпос»), и целые направления культурной или интеллектуальной деятельности («картография», «медицина», «схоластика»), и разнообразные феномены, практики, события («турниры», «крестовые походы», «индульгенции»).

Каждая статья, разумеется, снабжена краткой библиографией. Можно выдвигать немало претензий к выбору словарных статей и даже к целесообразности такого проекта в целом (особенно сейчас – в 1990-е это выглядело иначе), но тем не менее, эта книга – показательный срез отечественной медиевистики конца ХХ века и полезный справочник, способный дать представление о многом, а также — ориентиры для дальнейшего чтения.

© «ПостНаука», 21 июня 2013

Tags: европа, запад, известные люди, история, книги и библиотеки, культура, литература, мифы и мистификации, наука, писатели и поэты, рейтинги, средневековье, эпохи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments