mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Русь Кондопожская — деревянная, горящая...

Ещё христианские храмы и монастыри здесь, здесь и здесь

Сгоревшая Россия / Погибшие в огне
Константин Михайлов — о главных деревянных шедеврах, уничтоженных огнем в последние годы

В середине августа в карельском городе Кондопога пожар уничтожил уникальную Успенскую церковь XVIII века. Основная версия причины случившегося — поджог. Только с середины 1980-х годов пожары уничтожили в России десятки шедевров деревянного зодчества. ©


___
Церковь Успения пресвятой Богородицы в Кондологе, Карелия. 10 августа 2018 года храм, первые упоминания о котором относятся к 1774 году, был полностью уничтожен пожаром. Региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «уничтожение культурного наследия». В поджоге церкви следователи подозревают 15-летнего подростка. Он находится под стражей. Вместе с уникальным объектом заонежской деревянной архитектуры сгорел иконостас в стиле «барокко» с особо ценными иконами / Фото: Лада Галочкина

Самые большие потери и наиболее горькие утраты* — в материале журнала «Огонек» и фотогалерее «Ъ».
Гибель Кондопоги — потеря самая тяжелая, но абсолютно не единичная и не случайная. Исчезает уникальное деревянное наследие, но мы не извлекаем из утрат никаких уроков: причины повторяются, меняются лишь адреса. Гибнут и малоизвестные постройки, и шедевры европейского масштаба, как Кондопога. Наш перечень (он составлен по датам гибели храмов) вряд ли полон — не из всех провинций доходят сведения, не все потери даже фиксируются...


Фото: Из книги "Заповедный Север", 1987
1985. Усть-Кожский погост
Архангельская область, близ деревни Макарьинское

В 3 километрах от села Усть-Кожа на реке Онеге, у деревни Макарьинское, на высоком берегу реки Кожи до середины 1980-х годов стоял деревянный ансамбль-«тройник». В центре — пятиглавая церковь Климента (датируется 1695 годом), рядом — шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769) и колокольня (ХVIII века). Ансамбль полностью уничтожен пожаром в 1985-м — согласно версиям краеведов, дети играли со спичками и спалили дотла два храма с колокольней.


___
1989. Заостровский погост
Архангельская область, Виноградовский район, село Заостровье

Ансамбль состоял из двух шатровых церквей — Рождества Богородицы (1726–1728) и Михаила Архангела (1778), а также шатровой колокольни (1785). Храмы использовались под склады. Сгорел в 1989 году в результате удара молнии.


Фото: Из книги Б.М. Кирикова "КАШИН", 1988
1995. Церковь Иоакима и Анны в Кашине
Тверская область, город Кашин

Церковь Иоакима и Анны (1646 года; по некоторым данным, завершена в 1670 году), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки. В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе. При реставрации 1968–1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными. В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году здание уже было бесхозным. В ночь на 20 марта 1995-го не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и был уничтожен пламенем.


Фото: Из книги А. Рыбакова "Устюжна. Череповец. Вытегра", 1981
1996. Никольская церковь из села Новинки
Вологодская область, Устюженский район, село Даниловское

Храм был очень редким по композиционным особенностям памятником. Необычная крутизна и высота четырехскатной кровли клетской сельской церкви позволяла рассматривать ее как единственный в своем роде образец шатра с четырехугольным основанием (обычно клетским храмом называют один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями). Датировался 1717 (по другим данным, 1700-м) годом.

Памятник архитектуры федерального значения, церковь в 1987-м для лучшей сохранности была перевезена из обезлюдевшего села Новинки в село Даниловское, где в бывшей усадьбе поэта Батюшкова работает мемориальный музей. После перевозки и сборки в храме начались реставрационные работы, которые вскоре были свернуты. Он простоял несколько лет заброшенным и открытым настежь. В 1996-м сгорел — в него забрались пошалить с огнем дети. Музейные работники успели спасти лишь фрагмент потолочного перекрытия. Следствие по делу о пожаре было вскоре прекращено.


___
1997. Храмовый ансамбль в Верхней Мудьюге
Архангельская область, Онежский район, село Верхняя Мудьюга

Последний классический ансамбль-«тройник» (шатровая холодная церковь, кубоватая теплая церковь и колокольня), сохранявшийся в Онежском регионе. Главное сооружение —шатровая Входоиерусалимская церковь XVII века с тройным бочкообразным покрытием над двумя пятигранными алтарными апсидами. В 1753–1757 годах местный мастер Даниил Пантелеев пристроил к ней Трехсвятительский придел. Ансамбль дополняли колокольня XVIII века и кубоватая пятиглавая Тихвинская церковь (1865), вероятно, копировавшая формы старинного храма. Ансамбль сгорел 10 августа 1997-го, после праздничной службы. Тихвинскую церковь и колокольню незадолго до того отреставрировали. Огонь, замеченный жителями села, быстро перекинулся с шатрового храма на другие строения. Пожарных из-за отсутствия телефона вызывали с помощью нарочного, они приехали через два часа и застали обгорелые остатки. Эксперты считают причиной пожара неосторожное обращение с огнем: кто-то бросил на пол окурок.


Фото: Из книги П.А. Тельтевского "Зодчий Бухвостов", 1960
2002. Церковь Покрова из села Старые Ключищи
Город Нижний Новгород, Щелоковский хутор

Ярусная Покровская церковь 1731 года, памятник архитектуры федерального значения, была перевезена в 1973–1975 годах из села Старые Ключищи в Музей архитектуры и быта народов Поволжья в областной центр. Храм представлял собою пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкали трапезная и пятистенный алтарь. Он сгорел средь бела дня 3 июля 2002 года: на высоте 1,5–2 метров от земли, по заключению пожарных служб, были видны следы «занесения открытого огня с внешней стороны». Сотрудники музея заметили огонь, вызвали пожарных, те приехали через 7 минут, но спасти здание не смогли: в 30-градусную жару огонь быстро перекинулся на верхи храма, и церковь высотой с пятиэтажный дом сгорела за 20 минут. От подлинного памятника уцелели обугленные фрагменты нижнего четверика, вынесли и часть утвари. Сохранившаяся трапезная в значительной степени представляет собой реставрационный новодел советских времен. Храм сгорел за два дня до тендера на его новую реставрацию. Восстановлен в 2005-м.


___
2002. Церковь Спаса Преображения из села Спас-Вежи
Город Кострома, территория Ипатьевского монастыря

Церковь Спаса Преображения была единственным деревянным храмом на сваях, дожившим в России до наших дней. Хрестоматийный памятник, чьи фотографии украшали все издания по истории русской архитектуры, датировался 1713 годом и был построен, по преданию, ярославскими плотниками братьями Мулиевыми. Стройная, почти симметричная относительно продольной оси церковь была поднята на сваи по причине частых наводнений. С востока к храму примыкала пятигранная апсида, рубленная, в отличие от него, «в лапу» (в углах сруба бревна не выступают – «О».), с запада — трапезная. С трех сторон храм и трапезную окружала закрытая галерея с лестницей. Шатровая колокольня на сваях, связанная переходами с храмом, была утрачена в 1926 году.

В 1956-м храм перевезли в областной Музей народной архитектуры и быта и поставили в Новом городе Ипатьевского монастыря на окраине Костромы. Во второй половине 1950-х реставрация по проекту Б.В. Гнедовского вернула храму первоначальный облик, был восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас. В 1993-м Ипатьевский монастырь был возвращен верующим. В 2002 году монашеской общине, соседствовавшей с музеем, была предоставлена территория Нового города, на которой находился деревянный храм. Музей готовился переместить церковь из Спас-Вежей за пределы монастырских стен осенью — зимой 2002-го. По словам работников музея и областного Комитета по охране культурного наследия, община закрыла вход в Новый город, не пропуская туда ни экскурсантов, ни музейных работников, ни сотрудников органов охраны памятников. Вечером 4 сентября 2002 года храм из Спас-Вежей загорелся по так и не установленным причинам. Церковь не была оборудована пожарной сигнализацией, инвентаря для тушения поблизости не оказалось. Попытки музейных работников оторвать от церкви пылавшее крыльцо и не дать огню перекинуться на храм были безуспешны — вскоре столб огня достигал 50 метров в высоту. От уникального храма остались обгорелые головешки.


___
2006. Калежский погост
Архангельская область, село Калья

Деревянный храмовый комплекс XVIII века — Калежский погост — издавна имел две церкви с колокольней. До XXI века дожили шатровая Димитриевская церковь (1761), частично перестроенная в XIX веке; Никольская церковь (1774) и колокольня (1748). В 2006-м в селе произошел сильнейший пожар: сгорело 14 домов и храмовый комплекс. В Калье после этого не осталось постоянного населения.


___
2013. Покровско-Власьевская церковь и колокольня в Лядинах
Архангельская область, Каргопольский район, село Лядины

Шатровая церковь 1761 года и колокольня 1820-го сгорели 5 мая 2013-го в результате удара молнии в шатер храма. Молниеотвод на церкви был, но молнию не отвел. Пять пожарных машин приехали быстро, но потушить огонь на большой высоте не смогли — не хватало напора воды. Храм сгорел дотла. От разлетавшихся головешек загорелась стоявшая рядом шатровая колокольня. Вторая церковь ансамбля — 12-главая Богоявленская 1793 года — уцелела чудом. Власти принимали решение о воссоздании храма, но оно не реализовано.


___
2015. Успенская церковь в Иванове
Город Иваново

Вечером 18 ноября 2015 года в Иванове за два часа была почти уничтожена пожаром Успенская деревянная церковь XVII века — старейший храм города. На объекте культурного наследия федерального значения в 2014–2015 годах проводилась реставрация. Ивановские власти как ни в чем не бывало стали извещать население, что теперь происходит «консервация» памятника. Однако с момента пожара до сего дня Росимуществом (собственник памятника) не было принято мер по «консервации» даже при наличии обязывавших это сделать судебных решений. Полуобгоревший, но сохранившийся сруб разрушали ветра и стихии. В июне 2018-го судьба церкви обсуждалась на парламентском форуме в Суздале, и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала Минкульту поручение в два месяца решить проблему. Храм передан старообрядческой епархии, но сведений о начале «консервации» нет.
_______

* Более полный перечень — на сайте «Хранители наследия»
Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»
«Коммерсантъ / Огонёк», 20-23 августа 2018

Tags: 00-е, 80-е, 90-е, архитектура и дизайн, катастрофы и катаклизмы, криминал, культура, наследие, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, поволжье, пожары, православие, провинция, регионы, религии, россия, север, символы, современность, трагедии, храмы и монастыри, христианство
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments