mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

ЖЗЛ. Вера Мухина / К 65-летию памяти

Ещё скульптура здесь, здесь и здесь

Создатель титанов
Цикл «Жизнь замечательных людей» / Статья 2012 года

Она изваяла «Рабочего и колхозницу», но не была чужда и более приземленных вещей. ©

Ещё в «ЖЗЛ»


Вера Мухина за работой в своей мастерской

Вера Мухина писала эскизы для театра, а также портреты близких. Знаменитых титанов можно всегда посмотреть на ВДНХ. Менее «колоссальное» творчество Мухиной — с 17 октября [2012 года] в Музее современного искусства на Петровке.
Французы не хотели ее отпускать. Статуя «Рабочий и колхозница» должна остаться в Париже, агитировал соотечественников Ромен Роллан, нобелевский лауреат.

Рабочие, идя по утрам на фабрики, салютовали ей. День и ночь у подножия монумента стояла толпа. Глазели, обсуждали, проводили стихийные митинги. «Возьмемся за руки, встанем в кольцо, — призывали горячие головы. — Не допустим возвращения скульптуры в СССР!»

За всем этим наблюдала женщина. Она хотела подойти к митингующим и успокоить их, но не могла. У женщины болела нога. Когда «Рабочего и колхозницу» собирали для демонстрации в Париже, стальная рука рабочего сорвалась с троса и отдавила ей пальцы.

Звали женщину Вера Мухина. Невысокая, плотная, с косынкой на голове. Никто из парижан не догадывался, что восхитивших их колоссов создала именно она.


Скульптура "Хлеб". Бронза. 1939 год

Шрамы

Французский скульптор Эмиль Бурден говорил: «Ваяющих много, но оригиналов среди них почти нет. Вот Мухина — это оригинал!» Дело было в Париже, в 1912 году. Вера Мухина работает в углу его мастерской, старательно лепит из глины античных героев и от всех прячет свое лицо.

Ей двадцать три. На лице шрамы от десяти операций. Ее нос фактически собран заново, и она до сих пор кажется себе в зеркале чужой. Все это следствие травмы, полученной в Москве годом ранее. Все, казалось, шло так хорошо. Вера, отпрыск зажиточной рижской семьи, веселится, кокетничает, ездит на танцы. Девушка явно не без таланта и проявляет интерес к искусству. Она берет уроки у московских скульпторов Синицыной и Машкова. А потом было Рождество... Поездка с ледяной горы на санях, падение, больница, операции. Родственники решают, что девушке нужно сменить обстановку, и отправляют ее в Париж. Все, что Вера видит там на протяжении двух лет, — это мастерская Бурдена и глина, бесконечные куски глины, которые не хотят поддаваться. Про танцы можно забыть. Про кокетство тоже.

Как ни странно, лицо зажило. По возвращении в Москву она уже не только мастер скульптуры, но и вполне миловидная девушка. Не красавица, но все же. Это замечает молодой выпускник мединститута доктор Замков. Его, больного тифом, привезут с фронта в 1918 году. И когда он впервые после болезни откроет глаза, то увидит перед собой хорошенькую медсестру. «Как вас зовут?», — спросит он. «Вера, — ответит она. — Вера Мухина». Сердобольная, она не могла заниматься скульптурой, пока весь мир воевал. И ушла работать в госпиталь...

Любовь

«Алеша Замков был кудрявый и невысокий, — вспоминала Вера Мухина позже. — И еще его руки. Сильные, с короткими и тугими мускулами». Любовь продлится всю жизнь. В 1918 они поженятся и будут вместе до самой смерти мужа в 1942-м. Руки доктора Замкова будут преследовать Веру везде.

В середине двадцатых она слепит свою «Крестьянку» — скульптуру деревенской женщины, стоящей на небольшом пьедестале. Руки крестьянки будут руками Алеши. Вера скажет, что скопировала их специально, чтобы придать образу силу. Живописец Илья Машков, в прошлом учитель Мухиной, придет поглядеть на скульптуру. «Молодец, Мухина, — огласит свой вердикт он. — Такая крестьянка родит стоя и даже не крякнет!»

На юбилейной выставке, посвященной десятилетию революции, «Крестьянка» получит первую премию. Это будет известность. На Мухину посыплются заказы от первых лиц. «Вам нужно включиться в ленинский план монументальной пропаганды!» Этот план предусматривал появление памятников революционерам на улицах городов. И она включится. Будет работать над проектами. Создаст скульптуры «Пламя революции», «Хлеб», «Наука», прославляющие новый строй. «Вам нужно сделать бюст Сталина!» — и она согласится. Но выставит условие: Сталин должен позировать лично, делать портрет по фотографии она не может. Ответственность слишком велика. Тогда откажется уже сам Сталин. Сошлется на занятость в делах...

Эта близость к власти не раз выручала ее. Когда в тридцатом НКВД взялось за ее мужа, у доктора Замкова вдруг нашлись покровители. Свое слово сказали Калинин, Молотов, да что там — за него заступился сам Горький! После Сталина это был, пожалуй, самый авторитетный человек в тогдашнем СССР. Возможно, спастись врачу помогли его же собственные заслуги. Он разрабатывал гормональные препараты и лечил ряд первых лиц. Однако тот факт, что Мухина была его женой, несомненно, сыграл свою роль.


___

Главный проект

Фотография из парижской газеты «Юманите», лето, 1937 год. Статую «Рабочий и колхозница» монтируют к Всемирной выставке. Она должна украсить собой советский павильон. Кроме нее выставлять Советам, собственно, и нечего — панно, небольшие скульптуры и все. Но на это никто не обратит внимания. Гиганты затмят собой все. На снимке: стальные кисти рук рабочего и колхозницы спускают краном. Ракурс взят такой, что они выше, чем Эйфелева башня. Они выше, чем все, что может только вообразить себе человек...

В СССР проект сопровождали скандалы. Сначала комиссии из ЦК показалось, что в складках юбки колхозницы якобы проступает бородатое лицо. Троцкий! «Ай-ай-ай, товарищ Мухина, — погрозили скульптору подозрительные аппаратчики. — Срочно исправить недоразумение!»

Затем возникли споры насчет шарфа, который колхозница держит в руке. «Зачем шарф? — спросила комиссия. — Это какое-то декадентство!» Кроме того, оказалось, что из-за шарфа смещается центр тяжести скульптуры, ей тяжелее будет делать опору. Но тут уже Мухина встала горой, защищая свое детище: «Не утвердите шарф, сорвем сроки!» Комиссия была вынуждена уступить.

Для отправки в Париж скульптуру разобрали на шестьдесят пять частей. Ее доставили в Париж в составе из двадцати восьми вагонов. В Польше поезд остановили: ящики не проходили в тоннель. Пришлось «мельчить» монумент, отрезать от него дополнительные части.

Наконец за три дня до открытия выставки при монтаже одна из стальных частей сорвалась и отдавила автору ногу. Казалось, это провал. Но вместо этого — восторг и овации.

«Рабочий и колхозница» — это как удар по голове!« — кричит у монумента Франс Мазерель, художник-экспрессионист. Парижане подписывают петицию, чтобы оставить скульптуру у себя, запретить ее вывоз после выставки. Город, который всегда благоволил искусству, не может смириться с мыслью, что «Рабочего и колхозницу» увезут от него навсегда.

Вера Мухина смотрит на митинг издали. У нее сильно болит нога. Она не знает, что на обратном пути скульптуру сильно повредят. Что в Москве придется отливать новый экземпляр. И что еще раз рабочего и колхозницу снимут с пьедестала спустя шестьдесят лет. Снимут, чтобы вернуть сверкающими и обновленными.
_______

Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы», памятников Свердлову и Горькому, лауреата пяти сталинских премий, и, по легенде, создательницы граненого стакана, не стало 6 октября 1953 года...

Максим Фролов
«Русская планета», 16 октября 2012

Tags: 20-й век, 30-е, агитпроп и пиар, архитектура и дизайн, биографии и личности, европа, женщины, идеология и власть, известные люди, искусство, культура, мастер, мифы и мистификации, наследие, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, российская империя, символы, скульптура, социализм и коммунизм, ссср, сталин и сталинизм, факты и свидетели, франция, художники, эпохи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments