«А мы с вами – все те же дети…»
110 лет назад родился знаменитый писатель Николай Носов
Он был добрым человеком. И книги у него были добрые, и герои – Витя Малеев и Толя Клюквин, Винтик и Шпунтик, Незнайка и Пончик, Бобик и Барбос и другие. ©
Ещё с Носовым
Николай Носов с внуком Игорем
Носова читали и перечитывали – взрослые и дети. Они смеялись и удивлялись – откуда писатель брал такие забавные персонажи?
Очень просто – Носов «срисовывал» их с жизни: идя по улице, бывая в гостях, в школах, куда его приглашали на встречи с детьми. Интересно происхождение рассказа «Огурцы». Пятилетний племянник писателя, гуляя, оказался рядом с овощной палаткой. А за ней он увидел бочку с солеными огурцами, возле которой никого не было. Предприимчивый мальчуган запустил туда обе руки и выхватил пару огурцов. С этой добычей, гордый и довольный, отправился к маме. Что произошло дальше, всем известно с детства…
Классикой стали «Мишкина каша» – где два друга Мишка и Колька пытаются устроить себе ужин, «Телефон» – где те же мальчишки разбирают телефонные аппараты, чтобы узнать, как они устроены. В повести «Витя Малеев в школе и дома» описана типичная повседневная жизнь школьников 50-х годов. В ней запечатлен антураж того времени: уроки, разговоры детей, их общение с учителями, пионерские сборы. Прочитав книгу, современные дети наверняка удивятся – как же «странно», но в то же время интересно жили их сверстники в середине ХХ века!
Книги Носова пользовались успехом не только на родине – при жизни писателя их общий тираж превысил 100 миллионов, – но и за рубежом.
В 1957 году был опубликован список книг русских и советских писателей, которые наиболее часто переводились на другие языки. Первое место занял Александр Пушкин, второе – Максим Горький. Третьим оказался Николай Носов. Его произведения издавали даже в Японии и Ираке.
Произведения Носова ставили на сценах многих театров. По ним сняли несколько художественных фильмов: «Два друга», «Дружок», «Приключения Толи Клюквина», мультфильмы «Ровно в три пятнадцать», «Где я его видел», «Незнайка на луне». Но это лишь малая толика экранизированных произведений Носова.
Он не только смешил, но и давал своеобразные практические поучения. В предисловии к одной из своих книг Николай Николаевич шутливо предупреждал: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается…»
Николай Николаевич и сам многое умел – если что-то в доме ломалось, выходило из строя – он брался за дело, чинил. Если не знал, как это делается, открывал нужные книги, учился. Потом использовал свои знания на практике. Например, выращивал на балконе своей московской квартиры огурцы, помидоры, кабачки.
Внук писателя, Игорь Носов, пошедший по стопам деда, рассказывал, что они часто заходили в букинистические магазины. Там Николай Николаевич присматривал себе книгу и, придя домой, садился за ее изучение с карандашом в руках. Он мог купить любое издание – от справочника по пчеловодству до пособия по математике. Сведения, которые он черпал из книг, потом использовал в творчестве.
Кстати, своему внуку Носов – уже в конце жизни – посвятил целую книгу «Повесть о моем другу Игоре». Это – рассказ об отношениях взрослого и ребенка, их дружбе. В ней писатель поведал, как постичь «искусство быть дедушкой».
Носова много раз спрашивали – как он стал писателем?
Он так отвечал на этот вопрос: «Да, понимаете, как-то так вышло... В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини, по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный институт. Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем»…
Следует дополнить: в детстве и юности Носов был продавцом газет, торговцем угля, землекопом, косарем, чернорабочим и даже извозчиком. Долго работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов. А ведь вполне мог стать актером, как его отец.
В итоге – стал писателем. И действительно случайно. У Носова родился сын Петя и чтобы он не капризничал, он стал сочинять забавные истории. И, конечно, не думал, что они его прославят.
Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в 1938 году в журнале «Мурзилка». Николаю Николаевичу было в то время 30 лет. Вроде поздно менять профессию, привычный уклад жизни. Он и сам так думал, и долго не оставлял кинематографическую деятельность.
За это время у Носова вышло несколько книг. В 1945-м – первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», спустя год, второй – «Ступеньки». И только в 1951 году он, наконец, оставил кино и вплотную занялся литературной деятельностью. А вскоре обрел известность…
Носов никогда не видел Сталина. Но получил Сталинскую премию – за повесть «Витя Малеев в школе и дома». В январе 1953 года в украинском журнале для детей «Барвiнок» началась публикация сказки о Незнайке. В марте Сталин умер, и все смешные публикация из номера убрали, в том числе, о забавном коротышке. Читатели встревожились, решив, что публикацию оборвали по каким-то идеологическим причинам. Но в следующем выпуске они снова встретились с Незнайкой.
Всего о нем и его друзьях – Пончике, Сиропчике, Пилюлькине, Знайке и Гусле Носов написал три книги: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Он уже понял, что «сочинять для детей – наилучшая работа». Да и сам в душе остался ребенком – только взрослым ребенком.
К творчеству Носова благосклонно относились многие его известные коллеги – Юрий Олеша, Валентин Катаев, Анатолий Алексин, Сергей Баруздин. «Носов пишет с заразительной веселостью, – писал Лев Кассиль. – Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает читателю яснее разглядеть жизнь».
В 1969 году за последнюю часть трилогии о Незнайке писатель был удостоен Государственной премии РСФСР имени Надежды Крупской.
Забавно, что многие называли книгу «Незнайка на Луне» толковым и доступным учебником политэкономии, поскольку в нем в легкой и непринужденной форме даны определения рекламы, безработицы, забастовки, биржи и даже раскрыта суть рыночных отношений.
Казалось бы, в книгах Носова нет никакой идеологии и пропаганды. Там просто дети – живые, озорные, у которых энергия бьет ключом. Однако…
Судя по «намекам» Носова, Незнайка, прилетевший на Луну – вполне советский человек. Он, к примеру, говорит: «У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе, и деревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много».
Нет ли тут намека на коммунизм, к которому настойчиво звал в 60-е годы советский народ импульсивный и мечтательный Хрущев? Тогда о светлом будущем мечтали, его представляли...
Впору задуматься и над другим фрагментом. Какую страну «имеет в виду» Незнайка, рассуждая о «Газете для дураков» – капиталистическую и социалистическую? Впрочем, судите сами: «Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако давилонские жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате, «Газета для дураков» расходилась в больших количествах»...
В детстве лично у меня было два увлечения – футбол и чтение. Я читал все, что попадалось под руку – журналы, газеты, книги. Еще поэт не написал: «Мы же книги глотали, пьянея от строк. Липли волосы нам на вспотевшие лбы, и сосало под ложечкой сладко от фраз…» Но все было именно так. Книги во времена моего детства дети и впрямь глотали, как котлеты с макаронами и конфеты «Ну-ка отними!» Сегодня – «Три мушкетера» Дюма, завтра – «Два капитана» Каверина, послезавтра – «Остров сокровищ» Стивенсона»…
Книги не покупали в магазинах, их брали в библиотеках. Как здорово: сиди дома, читай на здоровье, набирайся ума-разума! И полное счастье, когда в придачу к интересному чтиву – чай и булка с вареньем.
Когда я прочитал «Волшебник Изумрудного города», приятель порекомендовал Носова: «У него все, как в жизни. К тому же, смешно». После школы пошел в библиотеку, спрашиваю: «Нина Павловна, Носов есть?» «На руках, – ответила устало знакомая библиотекарша. Видно, этот вопрос ей задавали уже раз двадцать.
В другой библиотеке тоже книги не оказалось. Зато в третьей повезло – девчонка возвращала «Витю Малеева», и я тут как тут. Правда, сначала книгу мне давать не хотели – мол, на Носова очередь. Пришлось слезно упрашивать. В конце концов, библиотекарша сдалась: «Ладно, но только послезавтра обязательно принеси. Понял?»
Книгу Носова я вернул в тот же вечер. Пришел домой и сразу стал читать. И не мог остановиться, пока не дошел до последней страницы. И только потом торопливо проглотил гречневую кашу, что мама под подушкой оставила, чтобы не остыла, и побежал в библиотеку.
Библиотекарша удивилась: «Что, книга не понравилась?» Но, увидев мое довольное лицо, все поняла. И строго спросила: «А уроки-то успеешь сделать?» Я пожал плечами и тяжело вздохнул.
И не зря. Потому что на другой день математичка влепила мне «пару». Домашнее задание по алгебре я не успел сделать…
С годами Николай Николаевич постепенно «взрослел». И стал писать не только для детей, но и для их родителей.
Об автобиографической повести Носова «Тайна на дне колодца», «полудетской-полувзрослой», сам он говорил в одном из интервью: «Когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…»
У этой повести должно было быть продолжение – «Повесть о первой любви». Увы, замыслам писателя не суждено было сбыться. Но по-прежнему живы его задорные и деловитые герои, которые без конца что-то обсуждают, придумывают. И с них, наверняка, как и много лет назад, берут пример современные мальчишки и девчонки…
Валерий Бурт
специально для «Столетия», 23 ноября 2018
специально для «Столетия», 23 ноября 2018
Community Info