mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Краткие истории. Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск

Ещё история флота здесь, здесь и здесь

Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск
Самое старое пассажирское судно страны / Каждую неделю мы выбираем одно место, которое непременно стоит посетить / Статья 2013 года

Осадка — 150 см | Первый капитальный ремонт судна — 1939 год | Пароход в сутки расходовал — 40 м3 дров | От Вологды до Архангельска шел «Гоголь» — 4 суток. ©

Другие краткие истории


Несколько раз «Гоголя» перевозили по земле из города в город, разбирая на части / Фото: Алексей Мрочко

История

Колесный пароход был построен в 1911 году под Нижним Новгородом, на Сормовском судостроительном заводе, по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Он не был единственным в своем роде: первым судном этой серии был заложенный в 1909 году «Михаил Криличевский» (переименованный потом в «Ивана Каляева»), на котором сюда приехали первые строители Северодвинска. Был у «Гоголя» и еще один брат-близнец — «Генерал Кондратенко», переименованный в «А. И. Желябова».

Меняли параходы не только имена («Преподобный Савватий» стал «Добролюбовым», «Преподобный Зосима» — «М. В. Фрунзе»), но и маршруты, «Криличевский» под конец стал тренировочной базой для сыктывкарского клуба юных моряков. А потом все их списали и распилили на металлолом.


«Иван Каляев» служил первым строителям Северодвинска и транспортом, и жилищем

И только «Гоголь» избежал этой участи: когда-то он был революционным боевым транспортом и госпиталем, потом возил грузы и пассажиров из Архангельска в Котлас, а в 70-х стал плавучей турбазой для работников флота и членов их семей.

Легенда

Капитальному ремонту пароход подвергался в 40-х годах, в 50-х и, как ни странно, в середине 90-х — сотрудники северодвинского завода «Звездочка», который ремонтирует индийские подлодки и строит норвежские рыболовные траулеры, просто отказались сдавать судно в утиль, хотя им пришлось компенсировать Северному речному пароходству стоимость 100 тонн металлолома. Вместо этого они бережно перебрали его по винтику, поменяли всю «начинку» и стали катать туристов. Так что «Гоголь» на плаву уже больше ста лет.


Помимо многочисленных российских чиновников на пароходе каталась шведская королевская чета

После всех ремонтов вместимость парохода изменилась: дореволюционные 700 пассажиров сидели на собственных тюках, нынешние 53 плывут в комфортабельных одно- и двухместных каютах. В 2013 году на пароходе можно было отправиться на несколько дней в круиз или совершить двухчасовую прогулку по Северной Двине. Правда, из-за внезапного обмеления реки судно не могло преодолеть всю дорогу до Котласа. Некоторые туристы жаловались на то, что маршрут менялся в худшую сторону прямо посреди плавания. Однако на следующий навигационный сезон местные турагентства тоже обещают продавать билеты. Видимо, «Гоголь» будет совершать короткие поездки в непосредственной близости от города.

Юлия Никитина
«Русский репортер», №46(324), 21 ноября 2013

Tags: 20-й век, архангельск, города и сёла, история, памятники и достопримечательности, регионы, рекорды, ретро и старина, российская империя, россия, север, символы, современность, ссср, техника и технологии, флот
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments