?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Краткие истории. Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё история флота здесь, здесь и здесь

Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск
Самое старое пассажирское судно страны / Каждую неделю мы выбираем одно место, которое непременно стоит посетить / Статья 2013 года

Осадка — 150 см | Первый капитальный ремонт судна — 1939 год | Пароход в сутки расходовал — 40 м3 дров | От Вологды до Архангельска шел «Гоголь» — 4 суток. ©

Другие краткие истории


Несколько раз «Гоголя» перевозили по земле из города в город, разбирая на части / Фото: Алексей Мрочко

История

Колесный пароход был построен в 1911 году под Нижним Новгородом, на Сормовском судостроительном заводе, по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Он не был единственным в своем роде: первым судном этой серии был заложенный в 1909 году «Михаил Криличевский» (переименованный потом в «Ивана Каляева»), на котором сюда приехали первые строители Северодвинска. Был у «Гоголя» и еще один брат-близнец — «Генерал Кондратенко», переименованный в «А. И. Желябова».

Меняли параходы не только имена («Преподобный Савватий» стал «Добролюбовым», «Преподобный Зосима» — «М. В. Фрунзе»), но и маршруты, «Криличевский» под конец стал тренировочной базой для сыктывкарского клуба юных моряков. А потом все их списали и распилили на металлолом.


«Иван Каляев» служил первым строителям Северодвинска и транспортом, и жилищем

И только «Гоголь» избежал этой участи: когда-то он был революционным боевым транспортом и госпиталем, потом возил грузы и пассажиров из Архангельска в Котлас, а в 70-х стал плавучей турбазой для работников флота и членов их семей.

Легенда

Капитальному ремонту пароход подвергался в 40-х годах, в 50-х и, как ни странно, в середине 90-х — сотрудники северодвинского завода «Звездочка», который ремонтирует индийские подлодки и строит норвежские рыболовные траулеры, просто отказались сдавать судно в утиль, хотя им пришлось компенсировать Северному речному пароходству стоимость 100 тонн металлолома. Вместо этого они бережно перебрали его по винтику, поменяли всю «начинку» и стали катать туристов. Так что «Гоголь» на плаву уже больше ста лет.


Помимо многочисленных российских чиновников на пароходе каталась шведская королевская чета

После всех ремонтов вместимость парохода изменилась: дореволюционные 700 пассажиров сидели на собственных тюках, нынешние 53 плывут в комфортабельных одно- и двухместных каютах. В 2013 году на пароходе можно было отправиться на несколько дней в круиз или совершить двухчасовую прогулку по Северной Двине. Правда, из-за внезапного обмеления реки судно не могло преодолеть всю дорогу до Котласа. Некоторые туристы жаловались на то, что маршрут менялся в худшую сторону прямо посреди плавания. Однако на следующий навигационный сезон местные турагентства тоже обещают продавать билеты. Видимо, «Гоголь» будет совершать короткие поездки в непосредственной близости от города.

Юлия Никитина
«Русский репортер», №46(324), 21 ноября 2013


promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
Мне, вот, неожиданно стало интересно :)

О фильме Н. Михалкова "Солнечный удар".
"Съёмки сцен на пароходе проходили в Швейцарии, на Женевском озере. Только здесь удалось найти действующие колёсные пароходы, которые были необходимы для съёмок и воссоздания оживлённого пароходного движения, существовавшего в России в начале XX века"

Т.е. так таки и не найти колесных пароходов у нас и пришлось тащиться в Швейцарию, чтобы снимать фильм о России? По-моему, кто-то попилил бюджет :(

Вы зря иронизируете и вполне возможно, что чтобы удешевить фильм от расходов на коррупцию, его действительно легче снять за границей, а не через наших "не подмажешь - не поедешь". Да и потом, ну, может на самом деле у нас таких естественных антуражей уже не сыскать...

В Швейцарии?! Одной из самых дорогих европейских стран? Не верю (с) :)
Коррупция, всё же, это как раз способ удешивить собственные расходы.

Ладно, это я так, бурчу. Искусство требует жертв.
Просто потом, эхом от фильма, начинает гулять неверная информация, типа у нас нет колесных пароходов.

У нас этого и нет - не не отдельных пароходов, а вида пароходного движения. Вы сами на это и указали. Ведь невозможно одним Гоголем показать сразу несколько пароходов...

  • 1