Теплее с каждым годом
«Русская планета» узнала, как изменился за 65 лет климат Казани / февраль, 2015
Казанские старожилы сегодня часто повторяют, что раньше зима в городе была «по-настоящему русской», с устойчивым морозом, высокими сугробами и метелями. А нынешние оттепели, когда в январе то и дело с крыш течет, а на градуснике плюсовая температура — событие из ряда вон, говорят они. ©
Ещё природа в регионах здесь, здесь и здесь
Зимний этюд. Фото Нияза Халитова. Казань, Ленинский сад, 1980-е
«Русская планета» решила проверить, действительно ли климат в Казани сильно изменился за последние более чем полвека.
7 января 1950-го года газета «Красная Татария» публикует заметку «Холода в Татарстане», где сообщается об экстремальном похолодании в республике. Это была первая зима после зимы 1941-42 года, когда много дней подряд температура в Казани держалась на уровне около 40 градусов ниже нуля. «Похолодание, охватившее в последние дни почти всю европейскую часть Советского союза, является результатом вторжения с севера больших масс арктического воздуха. Морозы нынче ходят при довольно резких и усиленных ветрах, со скоростью 8-12 метров в секунду. Столько сильные холода не отмечались в Казани с зимы, когда было зарегистрировано минус 44 градуса, а в Актаныше — 50,2 градуса. Это – самые низкие температуры на территории нашего края за последние 75 лет», — говорится в заметке.
Зимы в те десятилетия в Казани действительно были суровыми. То и дело газета публикует сообщения о приостановке из-за морозов занятий в сельских и городских школах.
Газета «Красная Татария» была в те годы одним из главных источников информации. Раз в неделю ее получали во всей районах республики. В ней не встретишь советов по защите здоровья от сильных холодов, зато множество подробных рекомендаций от специалистов по снегозадержанию на полях, зимнему уходу за садами, чтобы защитить их от морозобоин, призывы к руководителям колхозов, совхозов и учреждений «мобилизовать массы на борьбу за сохранение садов», причем «большую помощь обязаны оказать в этом комсомольцы, учащиеся школ и юные мичуринцы».
Не найти в газете и каких-либо жалоб от казанцев на уборку снега в зимний период. Хотя, по словам доктора географических наук, профессора, заведующего кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Казанского федерального университета Юрия Переведенцева, детство которого пришлось на 1950–60-е годы, городские службы и тогда неважно справлялись с уборкой улиц. Но ученый вспоминает: дефицита рабочей силы город в те годы не испытывал, на уборку улиц выходили работники организаций, заводчане и все те же комсомольцы и учащиеся школ.
___
– Впрочем, был такой популярный анекдот тогда. Приехала международная делегация в Казань и говорит: «а ведь в Москве-то чище, чем в Казани». На что местные власти им ответили: «Так в Москве-то дворники — татары, а в Казани — русские».
В статье «И вот пришла весна...» Р. Фрумова, напечатанной в марте 1950-го года, описывается весенняя Казань. «До недавнего времени жизнь города шла по своему обычному руслу. Пешеходы бодро скользили по льду тротуаров, взбирались на сугробы. Автомобили жались к обочинам тротуаров и пугали прохожих. И вот пришла весна... <…> Грузовики и трамваи, образуя вокруг фонтаны брызг, преодолевают озерца вброд. Комфортабельные «Победы» переезжают бурные потоки, словно волжские катера, оставляя позади вспенившиеся волны. Юркие «Москвичи» утиными стайками переплывают площадь.
А пешеходы... Пешеходам достается труднее всех. Они вынуждены либо возвращаться, либо искать брода, либо, махнув рукой, решиться испытать водонепроницаемость своей обуви.
Много в Казани нынче воды. Она течет отовсюду. И с крыш, где бережливые управдомы «хранят» запасы прошлогоднего снега, и из дворов, вынося на улицу грязь и мусор, и с тротуаров, превращенных в свалку для снега», — пишет журналист и замечает, что виноватых ему, блуждавшему по чиновничьим коридорам, так и не удалось найти.
В конце марта в газете печатались заметки о том, что сотни школьников Казани готовятся встрече «пернатых гостей», устраивают для них искусственные гнездовья — скворечницы, дуплянки и т. д. А в конце апреля, как правило, Волга уже очищалась ото льда, и начинали ходить первые пассажирские теплоходы. Примерно такие же сроки указываются и в последние годы. Тогда в начале мая температура повышалась быстро и нередко всего через 5-6 дней после схода снега она доходила днем до +18, +20 градусов. А сейчас, замечают метеорологи, май все чаще напоминает июнь.
– Юрий Петрович, если обобщить все известные вам факты, как в целом изменился климат в Казани?
– Изменился очень сильно. Среднегодовая температура в Казани 200 лет назад, когда была основана наша метеорологическая обсерватория при университете, составляла градуса 2–2,5. Сейчас она уже градусов 5, то есть тренд только положительный. Первый студент Казанского университета — Сергей Аксаков, писатель начала XIX столетия, и он писал в свое время следующее: когда они студентами проводили метеонаблюдения, зимы были настолько суровыми, что ртуть в приборах замерзала (а это происходит при температуре минус 40 и ниже), а птиц они часто поднимали обледенелыми и обогревали у себя. XIX век мы даже называем «малым ледниковым периодом», тогда была суровая русская зима. Но уже в XX веке все начало активно меняться, и я помню только один такой случай — в 1979 году мороз был чуть ли не до 50 градусов, но это скорее исключение, а не правило.
Мы провели исследование на основании мировых показателей изменения температуры по всему северному полушарию. И обнаружили, что до 1970 года повышения температуры были, но плавные. Зимы в наших широтах все-таки были холодные. Но после 1970-х температура резко пошла вверх, отмечается глобальное потепление климата. И 2014 год считается самым теплым за всю мировую историю метеонаблюдений, которой уже больше 150 лет.
То есть климат кардинально изменился в глобальном масштабе. За последнее столетие средняя глобальная температура повысилась почти на градус. Это очень много. Такого рода изменения не прослеживались последнюю тысячу лет. А некоторые специалисты говорят, что даже, может быть, последний миллион лет.
___
– И в чем причина таких резких изменений?
– В основном это действие антропогенного фактора. Солнечная и вулканическая активности на порядок меньше оказывают влияние. За короткое время в атмосфере на 30% увеличилась концентрация углекислого газа и метана, которые выбрасываются в большом объеме промышленностью, транспортом. Такие изменения не происходили за всю историю нашей Земли. Это создало так называемый парниковый эффект. Газы улавливают тепловое излучение нашей Земли и нижних слоев атмосферы и поглощают это тепло, и таким образом создают тепловую подушку для нашей планеты. Если бы этих радиационно-активных газов не было, то все тепловое излучение уходило бы в космос, но парниковые газы его перехватывают. И поскольку концентрация газов становится все больше, они все больше утепляют атмосферу. Парниковый эффект рождает теплые зимы.
Есть межправительственная группа экспертов по изменению климата при ООН. Каждые семь лет они публикуют доклады о состоянии климата. Год назад был опубликован седьмой доклад: сравнив 31 модель развития климата из разных стран, ученые сделали вывод, что потепление в XXI столетии будет продолжаться, и к концу века температура повысится в среднем на 2–4 градуса.
– Хорошо это или плохо?
– Есть разные сценарии развития событий — жесткие и мягкие, которые учитывают и экономику, и демографию, и политику. Мягкий сценарий — когда страны договариваются между собой, стараются выбрасывать меньше газов, переходят на энергосберегающие технологии. Но если страны будут выбрасывать сколько хотят, как это делают Китай и Индия сейчас, и если, к примеру, в тропиках растущее население для сельскохозяйственных нужд продолжит выжигать растения, то будет действовать жесткий вариант.
Для России тут вроде бы есть положительные моменты. У нас 60% занимает криолитозона, средняя температура порядка минус 4 градуса, и конечно же, повышение температуры для теплолюбивых культур, для запасов влаги — это благо. Хотя для криолитозоны могут быть и неприятности — строения начнут разрушаться, фундаменты, железные дороги, трубопровод. Хуже дела будут обстоять у прибрежных стран и городов: уровень океана поднимется примерно на 40 см, и какие-то страны могут быть затоплены. Но главное, глобальное повышение температуры выше 2 градусов — это плохо в целом для планеты. При этом надо помнить, что если по всему земному шару повышение будет на 2 градуса, то в наших широтах — на все 4, а в полярных — еще больше. Последнее для России вроде бы неплохо, там лед начнет таять, откроется Северный морской путь. Но пострадают белые медведи, флора и фауна. Есть и вторая сторона вопроса: климат в нашей стране становится более жарким и появляются инфекционные заболевания. К нам приходят Нильская лихорадка, клещи, грызуны и паразиты из более южных стран.
___
– То есть такие понятия как «крещенские морозы» или «сретенские заморозки» — уже не действительны сегодня?
– Мы занимались изучением примет. В этом [2015] году, кстати, в Татарстане мороз случился и в Рождество, и на Крещение. Но приметы далеко не всегда оправдываются, потому что были созданы давно. С тех пор климат изменился, стал более хаотичным, а за последние десятилетия он вообще приобрел крайнюю неустойчивость. Во времена моего детства, в середине прошлого века, я помню, нас часто отпускали с уроков из-за сильных морозов. Зима раньше была устойчивая, к нам приходил сибирский антициклон, и на протяжении месяцев стояла морозная погода. А сейчас этот антициклон ослабел. Поэтому зимы такие, что мороз не успеет установиться, как тут же начинается оттепель, и все тает. Конечно, и раньше случались изредка оттепели – один-два раза за зиму, но сейчас они более частые.
Кроме того, сейчас сокращается время на межсезонье — весну и осень. Например, в минувшем году у нас весна быстро завершилась – в мае уже было как летом. Отопительный период тоже в связи с этим сокращается. Меняется дата залегания устойчивого снежного покрова. В среднем по Татарстану это должно быть 17 ноября. Но такая дата не выдерживается: как правило, снег выпадает позднее, и в отдельные годы его может не быть чуть ли не до Нового года. То же самое относится к ледоходу. Раньше в Казани навигация прекращалась в октябре, а сейчас до ноября суда ходят.
– А какие-то опасные явления погоды, которых у нас раньше не было, приходят?
– В целом по России наблюдается увеличение таких явлений. В наших широтах чаще стали появляться смерчи, шквалы, ливни, ураганы. Зимой метели, снежные заносы, сильные ветры. Наводнения идут по России — на Амуре, на Северном Кавказе. Но в Татарстане природных катаклизмов значительно меньше, чем в других регионах — у нас рядом нет ни морей, ни гор. Расслабляться не стоит, рядом есть Волга, Кама, по весне всегда стоит быть настороже. Также мы подвержены засухе в летний период.
___
– Министерство сельского хозяйства Татарстана чуть ли не пятый год говорит о засухе. Почему у нас летом температура стала расти?
– К нам летом все чаще стали приходить антициклоны, при которых погода малооблачная, мало осадков. Такая же засушливость наблюдается не только у нас в стране. Например, в Иране та же история — там и так средняя июльская температура 36 градусов, а сейчас стала расти, и осадков — по нулям.
Но такой интенсивности жары, которая была в 2010 году, не было отмечено системой метеослужбы России за 200 лет ни разу. Это было исключительно экстремальное событие. На протяжении двух месяцев среднесуточная температура зашкаливала за 30 градусов, а у нас среднеиюльская температура должна быть и всегда была прежде 20 градусов. Это было на пределе возможностей.
– И какое будущее нас ждет в плане климата?
– Климат — сложное явление. Поэтому, несмотря на его изменения в сторону потепления, мы не застрахованы от ультраполярных арктических циклонов, которые к нам могут приходить с северо-востока, Карского моря. Нас обогревает Атлантика. Но у нас всегда есть север, Арктика, где копится холод, и он в любой момент может на нас обрушиться. Поэтому в феврале могут нагрянуть морозы до минус 40.
В целом же участь нашей планеты в будущем незавидная. Она обязательно должна погибнуть в силу трех обстоятельств. Первое — солнце постоянно расширяется – раньше его светимость была на 30% меньше, чем сейчас, и в конце концов оно сожжет атмосферу Земли. Второе — атмосфера Земли раньше была углекислотной, и придет время, когда она превратится в кислородную. Третье обстоятельство — Земля раньше вращалась значительно быстрее, и в сутках было пять часов. Со временем она все замедляется, и придет время, когда Луна, которая обращается вокруг нас за месяц, упадет на Землю. Произойдет это, конечно, через миллиарды лет, но факт есть факт, и он научно обоснован.
Текст: Наталия Федорова, Казань, фото: Валерий Михайлов
«Русская планета», Казань, 16 февраля 2015
«Русская планета», Казань, 16 февраля 2015
Community Info