mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Новогоднее волшебство с антресолей...

Ещё история праздников

История новогодней игрушки
Интервью с российским коллекционером сказочных вещей / Новый год

Колокольчики и свечи, красная звезда и покорители Крайнего Севера, герои сказок Пушкина и ежики с самоварами – мода на елочные игрушки развивается по собственному сценарию. ©

Ещё Новый год и Рождество


___

На смену кукурузе и космическим спутникам 60-х годов приходят разноцветные пластиковые шары 90-х. В то время как игрушки прошлого века коробками «выселяют» с антресолей, коллекционеры выстраиваются в очередь за новогодним раритетом.
«Истории новогодней игрушки» — выставка на основе коллекции Алексея Кузнецова, которая пройдет в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, с 21 декабря по 13 января. Пять реконструированных елок — от дореволюционной до современной — будут украшены игрушками, в которых нашли отражение все важные события страны.

Корреспондент «Мосгортур» поговорил с Алексеем Анатольевичем [Кузнецовым] и узнал, как две игрушки из детства положили начало тысячной коллекции.

- Елочные игрушки – не самый распространенный предмет коллекционирования. С чего началось Ваше увлечение?

- Я же не коллекционер игрушек, абсолютно. Я о них вспоминаю только в конце декабря, когда надо елку наряжать. А в прошлом году я отказался елку ставить – внуки живут отдельно, дети тоже. Но в итоге все же заставили. Сказали: «Внуки приедут, куда подарки класть?» Я достал коробку, и опять случилась та же история. Я обнаружил две елочные игрушки из своего детства конца 50-х — начала 60-х годов. Это две простые игрушки – велосипед и мельница — все остальные разбились или потерялись при переезде. Когда на них смотрю, начинаю сразу все вспоминать – моменты праздников кружатся как в калейдоскопе.

- А из чего они сделаны?

- Это монтажная игрушка – обычная проволока, на которую нанизываются трубочки, стеклянные шарики. Из них делают всякие фигурки – самолеты, вертолеты, космические корабли. Несмотря на солидный возраст мои игрушки привлекают внимание, внуки в первую очередь всегда замечают именно их.

- Как получилось, что ваши детские игрушки стали основой для большой коллекции?

- За три дня до Нового года, это было в прошлом году, мой сотрудник приходит и объявляет, что он залез на антресоли, обнаружил там коробку с игрушками старыми и собрался нести ее на помойку. А я вспоминаю свои две игрушки и что должны приехать внуки, и говорю: «Какая помойка? Вандализм. Неси эту коробку сюда. Я повешу игрушки на елку, чтоб внуки видели мое детство». И он принес. 48 игрушек конца 50-х годов. Я на елке сделал уголок с этими игрушками. Он сильно отличался от других сторон елки, прям машина времени какая-то. Это была первая случайность.


Та самая мельница из коробки Алексея Кузнецова

- А были и другие?

- Да. Числа 2-3 января я поехал к старшему брату и рассказал ему эту историю. А он мне такой: «У меня в гараже таких игрушек целая коробка валяется. Лет 15 уже. Сестра говорила выкинь, а я все забывал». Пошли мы в гараж, достали коробку – еще 25 штук. Уже начала 50-х годов. Вот это две случайности, а дальше началось волшебство. Вы верите в волшебство?

- Конечно. Тем более под Новый год.

- Вот и я верю. Особенно в волшебство человеческих отношений. У меня много знакомых в авиационно-строительных фирмах и корпорациях. Я начал рассказывать эту историю в шутку, что у меня теперь почти половина елки — «старая». И люди понесли. Понесли с антресолей. Так, оказывается, устроен мир, что о многих игрушках давно позабыли, и они лежат где-то и пылятся. В итоге, эта история не про коллекционирование, эта история об антресолях. Сначала появляется 5 игрушек, потом 20, потом 100, 200, 500.

- А сейчас сколько?

- Больше тысячи. Представляете, что это? Это волшебство.

- За год?

- Меньше. Поток иссяк где-то в августе. Сколько ж можно (смеется). И я начал интересоваться историей, техникой. Ведь когда перед вами груда игрушек, и столов не хватает, чтобы это уложить многими слоями, надо все куда-то девать. А я по роду своей деятельности привык все систематизировать, находить закономерности (Алексей Анатольевич — инженер). А здесь разобраться невозможно. Есть игрушки из папье-маше, есть ватные, стеклянные игрушки, которые дополнительно делятся на подвесы и прищепы, есть монтажная игрушка, когда из проволочек собирается какой-то предмет. Есть картонаж, когда на картоне печатают изображение и вышибают его станком. Крокодилы, зайцы, кого там только нет. Самый знаменитый набор картонажа 1938 года называется «Скотный двор».

- Он у вас есть?

- Нет, он стоит несколько миллионов. Рублей, правда.


___

- Не хотели приобрести игрушки из него?

- Это уже вопрос коллекционирования. Совсем другая история. После картонажа появились игрушки из пенопласта, пластика, фольги. Разные техники. И мне стало интересно. Я начал искать литературу. Ее по этой теме очень мало, только несколько книг. Я узнал, что в 2008 году вышел каталог елочных украшений СССР с 1936-го по 1970-й годы, 2 тысячи иллюстраций.

- А почему именно этот период?

- Война коммунистической партии с Рождеством, которая велась с 1917 года, не дала результатов. На первом совещании стахановцев в 1935 году Сталин сказал, что «жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». А позже в «Правде» вышла статья с предложением организовать советским детям хорошую елку к новому году. Так и придумали праздник Новый год. И вся страна бросилась рубить елки и искать игрушки. А игрушек-то нет. Стали открывать артели, появились указы о немедленном начале производства игрушек. Их делали даже на заводах – из промышленных отходов. Все было взято под контроль государства — нельзя было выпускать игрушки без одобрения партии. При ЦК был создан специальный отдел, который курировал и утверждал все игрушки. Елку решили сделать ярким воспоминанием для детей.

- Какие игрушки выпускали в это время?

- Фигурки персонажей из русских народных сказок, преимущественно картонаж, игрушки из ваты, папье-маше, монтажные композиции из бус, дирижабли и танки. К 1941 году число официально разрешенных к производству елочных игрушек достигло двух тысяч наименований. Заводы открыли сначала в Москве и Ленинграде, а в более мелких городах их не было.

В 1938 году появилась техника канитель – когда из отходов промышленного производства, делали разные игрушки: теннисные ракетки, гнезда с птенцами, пауков. Но после 1945 года она ушла. Делали елочные шары, но стеклянных было мало. В основном красили бракованные лампочки, на них рисовали зайчиков и других персонажей и выпускали. Этим занимался московский завод, который заставили открыть отдельный цех по производству игрушек из бракованной продукции. Появились тематические цветные шары: война в Монголии, красноармейцы, сцены из сказок. Выпускали и шары с изображением Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса, но они просуществовали месяца два-три — был сильный дефицит. Найти сегодня такие шары — большая удача для коллекционеров.


И Гена Крокодил...

- Что происходило с производством игрушек после Великой Отечественной войны?

- Во время войны игрушки были уничтожены. Сейчас найти старые игрушки можно только в Сибири, там, где не бомбили. В 1945-м все начало постепенно восстанавливаться, причем такими темпами, что вершина развития елочной новогодней игрушки – 1950-1965 годы. Тогда появились игрушки, которые мы все любим и от которых глаз нельзя оторвать. Фигурки героев из сказок Пушкина – царевна Лебедь, князь Гвидон, Черномор. Стеклянные игрушки на прищепках, ручной выдувки и штамповки. «Чиполлино» – знаменитый набор из 20 фигурок.

Было много игр с елочными украшениями в 40-50-е годы. Папа или мама говорили ребенку: «Я вижу игрушку из такой сказки, а найди мне еще кого-нибудь из этой сказки». Игрушки вешали специально в разных местах елки, и ребенок ходил вокруг и искал. Я жене своей на прошлой неделе задал похожий вопрос. Стоит елка 50-х годов, собранная для выставки, я показываю на нее и говорю: «Видишь золотая рыбка висит, а где старуха? Где старик?». Она смотрела-смотрела, старуху нашла.

- А старика?

- Старика – нет. Он такой благообразный, незаметный. А старуха большая, злая, сразу найти можно.

- Почему после 60-х «развитие» игрушек остановилось?

- В 1965-м году ситуация ухудшилась. Производство стало автоматизированным, тиражи увеличились. Это привело к обесцениванию игрушек – они стали стоить копейки, их можно было разбивать и не бояться, потому что в магазине были другие. В 70-х наступила эра абстракционизма – непонятно, что за игрушка, какой формы и содержания. Крокодил Гена стал похож на всплывшее на болоте полено, а Чебурашка превратился в непонятного уродца. Все завершилось 90-ми. Пришла мода из Европы – однотонные шары и больше ничего. Сейчас такое можно увидеть в общественных помещениях.

- Неужели история елочных игрушек так и закончилась в XX веке?

- Нет, XXI век вернул все обратно — усилилась национальная идея, выросла значимость ручной работы. Современные игрушки — это авторская работа, только с малыми тиражами. В моде штучный товар. А елка сегодня намного ярче и «глубже», по сравнению с 90-ми. Каждая игрушка несет определенный смысл, и это завораживает. Это настоящая магия.


___
© «Русская планета», 19 декабря 2018

Tags: 20-й век, биографии и личности, вещи, даты и праздники, идеология и власть, интервью и репортаж, история, культура, москва, музеи и выставки, новый год, ностальгия, нравы и мораль, общество и население, ретро и старина, россия, символы, современность, ссср, творчество и промыслы, традиции, факты и свидетели, эксперты, эпохи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments