mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Новые годы народов. Шорык Йол в марийской глубинке

Ещё НГ в регионах и НГ у народов

Новый год в Марий Эл: как 200 лет назад
ИА REGNUM публикует фотопроект Дмитрия Ермакова о марийских новогодних празднествах, сохранивших древние обряды в почти неизменном виде / Сюжет «Фотопроекты на ИА REGNUM. Свобода взгляда» / январь, 2019

В 2015 году я впервые отправился в Марий Эл, чтобы снять историю о празднике Шорык Йол. Это традиционный Новый год у марийцев, в дикой глубинке России. ©

Ещё фотопроекты Д.Ермакова и ещё марийское


Праздник Шорык Йол начинается

«Шорык йол» дословно означает «баранья нога», и это интересно, поскольку даже в наши дни можно увидеть изображение козы или овцы на рождественских картинках в Финляндии и Швеции. Связь наших культурных кодов со Скандинавией, через финно-угорские корни здесь хорошо прослеживается.
Несмотря на то, что Шорык Йол — это Новый год, вместе с тем он же — и Рождество, и празднуется скорее в рождественские даты, они «плавающие» от года к году, обычно с 4 по 11 января. Это время перехода от тёмного времени года к светлому, и соответственно — знак будущего прихода весны, зарождения новой жизни. Не вполне верно назвать праздник языческим, потому что, хоть в марийских сёлах обычно нет христианского храма, люди держат в домах православные иконы, молятся единому Богу и Богоматери.


2.
Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной. Местами так оно и есть. Но на самом деле деревья активно вырубают на продажу, поэтому некоторые марийцы говорят: «Настоящего леса у нас не осталось

Но интересно в первую очередь другое. Этот регион — одно из немногих мест в России и Европе, где хорошо сохранилось древние традиции — что и привлекает в Марий Эл как этнографов, так и художников. Дело в том, что после завоевания Марий Эл Иваном Грозным местным жителям не позволялось развивать технический прогресс на протяжении веков. Они даже не могли использовать железо — такими сокрушительными боевиками некогда были марийцы, и царские власти их боялись.


3.
Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной

Благодаря этой «консервации» здесь сохранилась старая финно-угорская культура волжских земель. Лишь революция и большевики принесли сюда цивилизацию, но марийцы восприняли достижения прогресса с осторожностью, потому что привыкли жить анклавом, сами по себе, не имея особо дел ни с русскими, ни с татарами. Без энтузиазма приняли они и советскую власть. Благодаря этой «спокойной вольнице», этой отдалённости от внешнего мира местные сохранили свои традиции и обряды в таком виде, как это было 100, 200 и более лет назад.


4.
Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной. Но на самом деле деревья активно вырубают на продажу, поэтому некоторые марийцы говорят: «Настоящего леса у нас не осталось»

По мнению ряда ученых, финно-угорские народы начали отмечать Новый год еще 6 тысяч лет назад. Традиционно, в дни Шорык Йола проходили ряженье, гадания, которым люди придавали мистический смысл. Например, хождения ряженых в масках намекают на преодоление смерти и возрождение жизни — будущий переход от зимы к весне. Ряженые ходят от дома к дому, а хозяева угощают их как можно лучше, чтобы привлечь к себе больше жизненных, плодородных сил.


5.
Гостей праздника всегда привозят на санях, запряженных лошадьми

Есть в импровизированных масках и элемент развлечения, карнавала, особенно в наше время, когда Шорык Йол перестал быть обязательной частью обрядовой традиции и превратился в ещё одну веселую игру новогодне-рождественских праздников.

Новогодние колядования в Марий Эл: как 200 лет назад

___

Я фиксировал на видео настоящий традиционный Шорык Йол, как он проходит от начала до конца. Празднование состоялось в селе Марий-Китня. Там же сделаны и некоторые фото. А чтобы доснять полноценную фотоисторию, я приехал в январе 2019-го в марийское село Шоруньжа — официальную столицу финно-угорского мира в этом году.


6.


7.
Гостей праздника всегда привозят на санях, запряженных лошадьми. В прежние времена таких упряжек могло быть и 20, и больше. Сейчас люди приезжают праздновать Шорык Йол на автомобилях, но осталось место и традиции


8.


9.


10.


11.


12.
Праздник Шорык Йол начинается


13.
Днём идут приготовления к празднику


14.
Марийский карт (жрец). Картом может стать мужчина старше 35 лет, имеющий уважение в обществе: он в первую очередь не служитель культа, а мировой судья


15.
Праздник Шорык Йол начинается


16.
Идут приготовления к празднику


17.


18.
Ряженые гуляют по селу до позднего вечера


19.
Ряженые, гурьбой ходящие по домам, – основное развлечение праздника. Раньше такие заходы в гости продолжались целую неделю. Сейчас, как правило, ограничиваются парой дней в самом конце новогодних каникул


20.
Ряженые гуляют по селу до позднего вечера


21.


22.
Праздник Шорык Йол начинается


23.
Праздник продолжается до ночи, которая, впрочем, наступает рано. Время-то московское, но реальный часовой пояс скорее +1: к Москве


24.
На улице может быть мороз и минус 10, и минус 30, в помещении же топят печи. Оптика запотевает, фотографии приобретают «старинный вид», что хорошо передаёт дух происходящего


25.
В честь праздника марийцы могут вытащить из шкафа и старинную (или сделанную под старину) посуду. А некоторым платьям и нарядам много лет. Причем платья могут в обычные дни висеть в музее, а на праздники украсить собой марийскую женщину


26.
Ряженые в берестяных масках


27.
Ряженые гуляют по селу до позднего вечера


28.
Праздник продолжается до ночи, которая, впрочем, наступает рано. Время-то московское, но реальный часовой пояс скорее +1: к Москве


29.
Ряженые гуляют по селу до позднего вечера


30.
На улице может быть мороз и минус 10, и минус 30, в помещении же топят печи. Оптика запотевает, фотографии приобретают «старинный вид», что хорошо передаёт дух происходящего


31.


32.
Здесь жизнь, театр и постсоветские административные устои – одно целое, никто не отделяет «постановку» от «реальности». Люди веселятся от души и живут по-настоящему – хотя и бедно по сравнению с соседним Татарстаном


33.


34.


35.
Баня в марийском селе – не просто норма жизни (здесь народ моется именно так), но и очищающий обряд, который тоже обязательная часть любого праздника

Текст и фото: Дмитрий Ермаков
ИА «Regnum», 15 января 2019

Tags: видео, города и сёла, даты и праздники, деревня и село, история, культура, марий эл, народы, наследие, национализм, новый год, нравы и мораль, поволжье, православие, провинция, путешествия и туризм, регионы, религии, рождество, россия, символы, современность, традиции, факты и свидетели, фольклор, фото и картинки, христианство, язычество
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments