?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Flag Next Entry
Добро и хит, или Почему Лист — сатанист, а Добрынин — доктор Зло... / Эт-то не шнитки!
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё известные музыканты здесь, здесь и здесь

Альфред Шнитке — о том, почему шлягеры — это зло
«Arzamas». Журнал / Статья 2016 года

Композитор Альфред Шнитке объясняет, почему добро в музыке так сложно изобразить, а символом зла является прилипчивый шлягер. ©


Альфред Шнитке. 1989

— «Сегодня шлягерность и есть нaиболее прямое в искусстве проявление зла. Причем зла в обобщенном смысле. Потому что зло имеет локальную окраску. Общим для любой локальности является стереотипизация мыслей, ощущений. Шлягерность — символ этой стереотипизации. Это — как консервы или таблетка с безошибочным действием: шлягер. И это и есть самое большое зло: паралич индивидуальности, уподобление всех всем. Причем шлягер является и продуктом, и причиной всего этого. Существует обратная связь между происхождением шлягера и влиянием его нa порождение новых шлягеров, на дaльнeйшyю стереотипизaцию. Конечно, какая-то механическая положительность в шлягерах есть: под аэробику крутят шлягеры, и это, наверное, хорошо (крутить Баха было бы плохо).

Но в принципе шлягер в развитии искусства — это символ зла.

Теперь о другом. Естественно, что зло должно привлекать. Оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу, комфортабельного, приятного, во всяком случае — увлекающего. Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу. Поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.

Изображение негативных эмоций — разорванная фактура, разорванные мелодические линии, которые выражают состояние несобранности, взвинченности, скачущие мысли, — это тоже, конечно, отображение некоего зла, но зла не абсолютного. Это — зло сломанного добра. Разорванная душа — она, может быть, и хорошая. Но она — разорвана и от этого стала плохой. Выражение истеричности, нервозности, злобы есть выражение болезни, а не причины. А вот шлягерность — ближе к причине. Это — зло, которое посылается как наваждение, как испытание. Бороться с ним очень трудно.

Ты говоришь о шлягерности в моей музыке. А я с удивлением слушаю, потому что если я подсчитаю количество шлягеров в моих сочинениях и их хронометраж, то получится не так уж много. Но это — „торчит“, потому что это — яркая „зараза“.

Можно задать вопрос: „Ну а почему не выражать добро?“ Дело в том, что некосвенное, непосредственное выражение добра в музыке — это и есть самое трудное, а порой просто невозможное. Вспомним Фауст-симфонию Листа. Что в ней самое неинтересное? „Райский“ финал — он постный и догматический. Но, может быть, Лист — особый композитор, склонный к сатанизму в музыке, — тот человек, который по-настоящему и ввел сатанизм в музыку.

Если вспомним, и в современной музыке позитивное не связано с наиболее яркими страницами. У Шостаковича, например, если взять Седьмую или Восьмую симфонии, относительно блеклые позитивные страницы зло не перевешивают».
Альфред Шнитке. Из разговора с Александром Ивашкиным.
_______
Источники: Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 2015.
© «Arzamas», 29 февраля 2016


promo yarodom september 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
потому что этот самые шнитке шлягеры не умел писать все что он понаписал такое дерьмо а Добрынин молодец хорошую музыку писал

Да я вообще сомневаюсь, что он эстраду в виду имел, но в чём-то он всё же прав — типизация сама по себе ниже высокого уровня, а уж то, что у нас пошло с перестройкой и дальше и даже ниже этого уровня... Есть хорошее слово - "клюква", вот она хорошо описывает, к чему приводит главенство шлягера. А уж спорить с тем, что Пугачёва, эта примадонна, понизила уровень до деградации, и обсуждать нечего...

Но всё же стремиться надо не к эстраде, потому её и в школе не преподают (не преподавали, а сейчас не знаю, как).

  • 1