mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

БАМ строили не циники, или Кто, кто в тайге хозяин, Мао?.. / К 45-летию

Ещё дороги в СССР здесь, здесь и здесь

Проект века
Стране был необходим прорыв / Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени / 45 лет Байкало-Амурской магистрали / февраль, 2019

45 лет назад в Советском Союзе было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Без промедлений началось строительство основного участка дороги Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре. ©

Ещё история ж/д здесь, здесь и здесь, в т.ч. ещё БАМ, в т.ч. Борис Бещев


Строители БАМа, живущие в палаточном посёлке Звёздный, заготавливают дрова, 1974

Тогда никто не мог представить, что этот проект станет последней великой стройкой социализма.
Игра стоила свеч

Экономике необходимы такие проекты – для мобилизации сил, для напряжённой работы над новыми технологиями. К началу 1980-х в СССР было как минимум два таких начинания – БАМ и «Буран».

Широкомасштабные проектно-изыска-тельные работы на трассе начались ещё в 1967 году, после того как в окрестностях будущей магистрали нашли богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа. В районе нынешней станции Олекма нашли большие запасы поваренной соли, разработка которых должна была обеспечить солью рыбную промышленность Дальнего Востока, дававшую Советскому Союзу 35 процентов рыбы и морепродуктов. Строились планы и об увеличении заготовок леса, в том числе на экспорт. Именно тогда, в 1967-м, вышло постановление правительства «Об усилении изысканий БАМа». Алексей Косыгин и Николай Байбаков расточительной экономики не принимали. У них каждый экскаватор был на карандаше. Оба не сомневались в необходимости строительства БАМа, но старались сокращать траты, ставить фильтры нашей исконной расточительности. Косыгин понимал, что БАМ оправдает себя нескоро, при удачном стечении обстоятельств – через 20 лет после начала строительства. Но игра стоила свеч.

На решение правительства повлияла и международная обстановка. В конце 1960-х песня «Москва – Пекин» окончательно вышла из моды. Отношения Советского Союза с Китаем обострились до такой степени, что на острове Даманском в 1969 году едва не начались полномасштабные боевые действия. Войну удалось остановить, но Китай на полтора десятилетия превратился в стратегического противника нашей страны. Приступив к строительству магистрали, Советский Союз продемонстрировал соседям, кто в тайге хозяин. Во многом именно эта великая стройка доказала преемникам Мао Цзэдуна, что с Москвой лучше дружить… В этом смысле расчёт советских дипломатов оправдался. Они понимали, что противостояние с восточным соседом рано или поздно завершится примирением и новым витком сотрудничества двух социалистических стран, которым по большому счёту нечего делить.

Чрезвычайная дорога

В марте 1974 года в Алма-Ате генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев – ещё бодрый и решительный – объявил БАМ важнейшей стройкой IX пятилетки. Главы государства такими словами попусту не бросаются. Он неслучайно выбрал для такого заявления столицу Казахстана. Заседание было посвящено 20-летию освоения целины, а БАМ должен был стать очередной ступенью в триумфальном шествии страны вверх, «по пути прогресса и созидания». Великая Победа, целина, космос, БАМ – считалось, что всё это явления одного порядка. «Строительство этой железной дороги, которая прорежет сибирский массив с его неисчерпаемыми природными богатствами, открывает путь к созданию нового крупного промышленного района: вдоль неё вырастут посёлки и города, промышленные предприятия и рудники, разумеется, будут вспаханы и пущены в сельскохозяйственный оборот и новые земли», – заявил тогда Брежнев.

После такой политической прелюдии настало время профессионалов. В те годы Министерство путей сообщения СССР возглавлял легендарный Борис Павлович Бещев. Он возглавлял министерство 29 лет, и за это время грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе вырос в 8 раз. Обмен грузами между Дальним Востоком и европейской частью России в период экономического развития неизбежно увеличивался – и в МПС о строительстве БАМа не забывали с 1930-х. В 1970-е пришло время для строительства чрезвычайной дороги.

Одним из инициаторов строительства БАМа в 1970-е стал тогдашний начальник Забайкальской магистрали Василий Петрович Калиничев. Именно он – признанный знаток сибирских и дальневосточных железных дорог – возглавил строящуюся Байкало-Амурскую магистраль в должности заместителя министра.

Разработчиков плана не испугала сложная география: слишком велика оказалась потребность в магистрали. Уже были готовы проекты трёх уникальных тоннелей: Байкальского, Кадарского и Северомуйского. 65 процентов трассы нужно было провести по районам вечной мерзлоты. Работа в таких условиях требовала долгой и основательной подготовки, которая начинается в научно-исследовательских институтах. Тут понадобился весь потенциал нашей страны, превратившейся к середине ХХ века в одну из ведущих научных держав. Профессия инженера к тому времени стала массовой – и это тоже одно из незаметных достижений нашего ХХ века. Понадобились и рабочие руки. Строили БАМ не на одном энтузиазме. За работу в экстремальных условиях платили прилично, и многие приезжали на магистраль с целью надолго обеспечить семейный достаток. Но без патриотической волны государство не сумело бы мобилизовать «трудовую армию». Очень многие бамовцы осознавали, что строят свою страну, что работают на счастливое будущее – своё и своих детей. И это не пропагандистские шаблоны, такова была правда характеров. БАМ строили не циники.


Министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев

Прорыв в будущее

Как и в наше время, в 1970-е стране необходим был прорыв. А точнее – развитие успеха, связанного с освоением Восточной Сибири. БАМ планировался как особая стройка. Не только по масштабам капиталовложений. Беспрецедентным было внимание прессы, писателей, музыкантов к комсомольской магистрали. Это веяние времени, не учитывать которое нельзя. Разгар 1970-х – эпоха всевластия массовой культуры. Отсутствие широкого резонанса в такой ситуации смерти подобно. Страна должна была не только «знать своих героев», но и понимать нашу общую заинтересованность в строительстве БАМа. В первую очередь – материальную. Деньги – презренный металл, но борьба с бедностью для России веками остаётся не просто актуальной, а саднящей проблемой.

Неспроста в немецкой газете БАМ называли «предвестником того времени, когда Советский Союз будет богатейшей страной на Земле». Знаменательное признание! Оно не сбылось до конца. Ведь на БАМ и в наше время нанизаны десятки разведанных, но неосвоенных месторождений. Это одна из запасных кладовых России.

Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока и сегодня остаётся стратегически важной задачей для России. Задачей, которая всё ещё ждёт эффективного решения. Освоение таёжных территорий – это то, что никогда нас не подводило. Перед Россией открываются новые перспективы, в том числе и связанные с международным сотрудничеством. Действовать следует осмотрительно, осторожно – по примеру строителей 1970-х, которые пробивались через тайгу.
_______


___

Календарь

5 февраля 1975 года воины-железнодорожники забили первый костыль в рельсовое звено главного бамовского пути. Это произошло на 2712-м километре от Усть-Кута и на 7696-м километре от Москвы, в 8 часов 30 минут по местному времени. Почётное право забить «серебряный» костыль получил рядовой Леонид Смирнов. В тот же день воины-путейцы под командованием старшего лейтенанта Валерия Соболева уложили первые 125 метров железнодорожного пути в сторону Комсомольска-на-Амуре. Начался важнейший этап в истории строительства БАМа.

9 мая 1975 года, к 30-летию Победы, была введена в эксплуатацию 180-километровая линия от станции Бамовская Забайкальской железной дороги до Тынды.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
«Литературная газета», №8(6680), 27 февраля 2019

Tags: 60-е, 70-е, 80-е, агитпроп и пиар, армия, биографии и личности, брежнев, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, геополитика и территории, дальний восток, дороги и транспорт, ж/д, идеология и власть, история, китай, климат, культура, министерства, наука, национальная идея, общество и население, поколения, правительство, прогресс, развитие, регионы, ресурсы и сырьё, родина и патриотизм, сибирь, символы, социализм и коммунизм, ссср, стратегия, строительство, уровень жизни, факты и свидетели, экономфинбиз, эпохи
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments