mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Китай остаётся Китаем... Ч. 8/8 «Упорядоченный хаос»

Ещё традиции Китая здесь, здесь и здесь

О феномене китайской сплочённости / Гармония масс
Орфография, пунктуация и стиль сохранены... / декабрь, 2018

Помню, когда читала про Китай, — в числе прочего, ставившего меня в тупик, была теория гармонии масс… ©

Ещё «Китай остаётся Китаем»


___

Когда китайцы пытаются сформулировать разницу между картиной мира самих китайцев и, скажем так, всех остальных, то одним из обязательных пунктов будет «гармония масс», наблюдаемая у китайцев и кардинально отличающаяся от индивидуальной гармонии разных других национальностей.
Я всегда с возрастающим раздражением воспринимала эту гармонию как превалирование общего над частным и полную победу коллектива над личностью. Постепенно у меня из ушей начинал идти пар, и я поскорее забрасывала дальнейшие размышления по этому поводу. И вот только совсем недавно, опять-таки, гоняя на велосипеде по городу, я начала кое о чем догадываться…

Наверное, вы никогда не поймете настоящий Китай, не почувствуете его скрытую сущность, не проникнитесь уважением к нему, если не прокатитесь на велосипеде по улицам. Со стороны это кажется чистым безумием: сотни тысяч велосипедов, мотоциклов, машин, жуткий шум, невообразимая грязь. Нет никакого общего четкого плана, нет понятных правил, все, казалось бы, отдано на волю чистой случайности и полного произвола.


___

Я три года не решалась сесть здесь на велосипед, и даже сев на него, была полностью уверена, что окажусь если не раздавленной, то уж точно покалеченной максимум через полчаса езды, и что никакого удовольствия нет и быть не может от движения по забитыми потоками людской массы грязным, пыльным, раскаленным от солнца улицам. И что итогом такого «передвижения» будет непрерывное раздражение, сорванный в ругательствах голос и испорченное настроение…

И вот, только уже оказавшись в этой толпе, подхваченный её безумным потоком вдруг понимаешь — вот это и есть гармония масс.

Если посмотреть на каждого отдельного участника процесса: старый дед на проржавевшем велосипеде с корзиной квохчущих куриц на багажнике; работяга средних лет на мотоцикле типа «Урал», с притороченными к рулю железными трубами, торчащими в разные стороны как иглы у дикобраза; задумчивый таксист, высматривающий что-то в своем мобильном телефоне, по ходу бездумно поворачивающий руль движущейся машины; худенькая девочка в очечках на арендованном типовом велосипеде, старательно объезжающая лужу, озабоченная первозданным цветом своих колготок; большая веселая семья — 5 человек на одном мотоцикле, причем младший ребенок сидит прям под рулем, меж ног родителя на складном стульчике, вот каждый из них по отдельности как участник дорожного движения — это катастрофа. А все вместе они — это часть той самой гармонии масс или как китайцы называют это иногда «упорядоченный хаос».

К примеру: едет мужчина на мотороллере (ей Богу, у моего деда в деревне такой был, годах в 80-х, и он и тогда уже был не нов и не последней модели этот грохочущий и громыхающий монстр). За ним кузов, груженый чем-то объемным и лохматым, торчащим во все стороны, более конкретно я не успела разглядеть, потому что мужчина старательно смотрел вбок и совершенно ничего не видел перед собой. А ехал он в самую гущу потока, причем, естественно, против течения, то есть конкретно в лоб всем проезжающим.

Я даже зажмуриться не успела от предстоящего столкновения, но случилось чудо — поток людей-машин-велосипедов самораздвинулся, и странный мужчина, задумчивый таксист и большая китайская семья вписались совершенно спокойно. При этом ни один из участников движения даже не поморщился — у нас же коллективная гармония, как вы помните, — коллектив как большой разумный единый организм принимает и направляет каждого отдельного участника…

Я потом специально стала приглядываться. Это не так уж и сложно оказалось, учитывая, что я и сама большей частью представляю угрозу окружающим, так как до недавнего времени ездила на высоком тяжелом велосипеде мужа с гигантской рамой и потому не всегда могла справиться с управлением или вписаться в поворот. И вот поток вокруг меня на секунду притормаживал, тихонько и легко приноравливался, и все мы вновь могли спокойно и сосредоточено продолжать свой путь.


___

Надо сказать, я крайний индивидуалист. Мысль о любых действиях в коллективе, в одно и то же время и в одном направлении с общественными массами приводит меня в дикое уныние и тихое, но яростное бешенство, постепенно перерастающее в истерику. И тем не менее, даже я ощутила прелесть существования в таком думающем, осмысленном и самоорганизующемся пространстве коллектива, когда наши пути с ним совпадают.

Иногда я даже понимаю, что в каком-то роде скучаю уже по этой гармонии хаотического движения, молчаливого, но такого понятливого людского потока. В какой-то степени он является отражением идеи социального равенства, потому что в потоке движения важно лишь движение, а не отдельные его единицы, и посему машина уступает дорогу велосипеду, грузовик притормаживает, чтобы пропустить мотоцикл, личные интересы ничто перед волей коллектива, и потому, если так нужно для непрерывности движения, — все немного притормозят, дадут рассосаться назревающей аварии, пробке, катастрофе и спокойно поедут дальше.

А если иметь в виду, что у китайцев как таковое отсутствует личное пространство; дома всегда были маленькие, жило в них очень много народу. Так то большинство дел, таких как стрижка ногтей, питье чая, варка пельменей и игра в карты — происходит на улице, на прохожей части или, если таковой нет, — прямо на дороге, среди снующих машин. Конечно теперь, в силу постоянно увеличивающегося благосостояния, все чаще появляется подобие дома, квартиры для одной семьи (а не клана родственников), хотя стороннему наблюдателю бросается в глаза абсолютное непонимание китайцами того, что с этим самым пространством делать — в домах холод, грязь, горы какого-то мусора и плесень. Исторически, видимо, взамен личного пространства у китайцев всегда было общественное, вот и теперь государство, общественность, ответственные работники организуют пространство коллектива: набережные, площади и парки, беседки, клумбы, парящие в гордости за свою страну развевающиеся красные флаги.

Таким образом, у граждан не возникает необходимости и даже потребности в организации своего личного пространства — гораздо проще и удобнее воспользоваться уже готовым, а то, что там толчется вместе с тобой еще тыщ десять человек, совершенно никак не смущает — скорее наоборот, — чем больше народу тем более правильные вещи ты делаешь. (Мои студенты рассказывал мне не раз: если ты один — это очень плохо, ты изгой и занимаешься чем-то противозаконным, лучшие люди всегда как все, всегда в массе, и либо следуют непреложным примерам, либо сами являются таким примером для окружающих).


___

Опять же — когда человек пользуется уже готовым концептом, им гораздо проще управлять, потому китайскому (равно как и любому другому) государству совершенно не выгодно поощрять индивидуализм где бы то ни было, даже в оформлении собственного жилья, гораздо более продуктивнее, если граждане будут воспринимать свой дом как временное пристанище для сна, ну и чтоб дождь переждать, а истинная его жизнь будет происходить вне стен родного дома.

Само понятие уют иногда кажется здесь в Китае чем-то из словаря иностранных слов и выражений, тусклый свет дешевой лампочки, капает не починенный кран, мусор все соседи вываливают прям себе под окна, напротив в доме устроен ремонт и отбойным молотком сносятся капитальные стены (Как-то раз, когда жили в университетском общежитии для преподавателей, там сносили все стены на первом этаже и строили ресторан, и все это длилось месяц, и хоть мы жили на 3 этаже, тряслось все, и не было слышно ни слова, даже если орать друг другу, даже если пытаться слушать музыку в наушниках)…

Окна, двери вечно распахнуты навстречу всем ветрам, во дворе грязь и битые бутылки, на подоконниках в лучшем случае растут огурцы. (Я уже 5 лет живу в Китае и ни разу не видела, чтоб хоть где-нибудь в частной квартире росли цветы!! Только то, что можно съесть). А как правило, там могут валяться старые носки вперемежку с трусами, в домах побогаче какие-то недовыкинутые коробки, груды белья, полотенец, в домах победнее — старые недомытые кастрюли и большие бутыли из-под подсолнечного масла..

А ведь сердце человеческое тоскует по гармонии, вот китаец и тянется к коллективу, вот и стремится жадно хоть к какой-то гармонии — пусть коллективной, другой-то нет — дома холод и грязь или просто пусто — скучно — безлико…

Интересно, что даже в организации пространства можно найти проявление всеобщего равенства — неважно, в домах какой степени достатка вы окажетесь. У моего ребенка есть подружка — дочка уборщицы. И там вся семья — человек 6-7 — живет в полуподвальной комнате, заваленной грудами мусора. Но мы бывали и в новых элитных квартирах в престижных кварталах, видели жилища бизнесменов и начальников.

Там уже может быть комнат 7-8, и этаж может быть какой-нибудь 29, и вид из окон от пола до потолка открывается на город, пруд, парк, мосты… и тем не менее — все то же — по углам мусор, посреди комнаты могут стоять какие-нибудь разломанные аквариумы, или покосившиеся столы, не выкинутые коробки и тот же холод, тусклый свет — такое неуютное чувство, как будто ты на вокзале, в бараке, как будто жильцы только что въехали или собираются переезжать.

Совершенно незаметно, что люди чем-то пользуются в своем доме, пользуются любя и с удовольствием. Кажется, что квартиры обставляются не для себя, а для стороннего внешнего наблюдателя, какой-нибудь формальной комиссии, которая придет с проверкой и учтет количество единиц мебели, положенных вам по статусу — чайных столов, кресел, тумбочек, и, если вы относитесь к высшей категории людей — еще и книжных шкафов. Правда, не всегда понятно, что в этих шкафах, тумбочках и буфетах хранить, и потому часто они просто стоят пустые или завалены нераспечатанными коробками, свертками… Все очень холодно и формально — если вещь старится — через год другой её просто выкидывают и заменяют на другую, практически такую же, не отличимую от предыдущей.

Если вещь устаревает, от неё просто избавляются. Например, в современном Китае вы уже попросту не найдете спички или маленькие мобильные телефоны, в которых нет Интернета, и невозможно объяснить кому-нибудь, что ты хочешь продолжать пользоваться какой-либо вещью не потому, что у тебя нет денег на новую, а потому что ты к ней привык, потому что у тебя с ней связаны какие-нибудь воспоминания. Потому что ты просто любишь эту вещь, и сам вид её или фактура радуют тебя. Мне иногда кажется, что радость китайцам приносит только еда или видимость чего-то — фотография себя в окружении знаменитых людей, дорогой обстановки, за рулем престижной машины. Опять же содержание, наполнение видимости регулируются не индивидуумом лично, а общей массой коллектива, параметры картинки задаются модой и голосом среднестатистического разума, которые по всему Китаю едины…


___

Кстати, личного времени здесь тоже нет, есть только вечное время коллектива, нации, истории. Это как раз то, что безумно бесит в китайской жизни практически каждого приезжего: никто совершенно искренне не предполагает, что у вас могут быть какие-нибудь дела в свободное от работы время, что для «не китайца» крайне сложно и не комфортно перестроится прям на ходу, и, придя на работу на два урока, вдруг обнаружить, что у тебя их сегодня 4, а потом торжественный прием в ресторане с боссом. Причем все может быть ровно наоборот — ты предполагаешь провести 4 пары, настроенный на полный рабочий день приходишь в университет, и только тут выясняешь, что у студентов спортивная подготовка, уборка территории, выступление народных коллективов, и потому сегодня занятий не будет вовсе. Да и завтра, кажется, тоже…

Мой муж просто белеет от ярости в такие моменты, и я знаю, что у нас в университете его уже немного побаиваются, по крайне мере, когда последний раз из-за «внезапно и непредвиденно» обрушившейся на всех военной подготовки (вообще-то, она проходит каждый год, но все, видимо надеются, что в этот раз пронесет, и когда не проносит, то ошалело разводят руками и говорят «сори, занятий таки не будет» (вроде как «а все так надеялись!»)…

Так вот, когда я последний раз встала в 6 утра, потратила час на дорогу и обнаружила пустые классы и бледную от ужаса лаборантку, пытающуюся оправдать отсутствие студентов, а так же предупреждения об их отсутствии, то я услышала, как она тихо, почти одними губами шепчет себе под нос:

«Господи, какое счастье, что это не ваш муж сегодня работает…»))

Иногда тебе могут позвонить вечером и сообщить: «Завтра вместо занятий университет везет вас на три дня на экскурсию в горы…». И когда ты ошалело понимаешь, что у тебя на вечер последующих дней планы, которые невозможно отменить, университетское начальство смертельно обижается, и считает это глубоким пренебрежением…

Нет никакой возможности уговорить китайский коллег или то же начальство предупреждать вас заранее (хотя бы за пару дней!) о резко надвигающихся китайских праздниках. Как правило, до последней минуты никто не знает ближайших выходных дней… Это кажется вопиющим издевательством, до тех пор пока не вспоминаешь про гармонию коллектива — личного времени, интересов и планов нет — все растворено в потоке, индивид лишь лавирует в сложившихся обстоятельствах,
* * *

Из отсутствия собственного времени логически вытекает полное отсутствие планирования. Такое впечатление, что ни единый житель страны не имеет хоть сколько-нибудь определенного плана на ближайшую неделю или хотя бы даже на завтрашний день. И только имея перед глазами картинку постоянно движущегося автомобильно-велосипедного потока, а в голове теорию гармонии масс, вдруг начинаешь понимать логику такого положения вещей: это ж как на местной дороге — у тебя просто не может возникнуть никакого плана из-за огромного и непредсказуемого количества непредсказуемых участников движения, каждого со своей непредсказуемой траекторией и скоростью.


___

Ты просто решаешь задачи по мере их поступления, просто каждую секунду выбираешь наименьшее из зол, и пока у тебя нет заранее определенного плана, как проехать по этой улице, и ты даже приблизительно себе не представляешь, сколько это займет у тебя времени — и в твоей голове есть только очень общее представление о конечной цели твоего пути — до тех пор каждый отдельный нарушитель твоего продвижения (а надо помнить все время, что их не десятки, и даже не сотни, а прям-таки действительно тысячи) — так вот каждый отдельный индивидуум не будет вызывать в тебе агрессии и раздражения, ты ж ничего не планировал, потому и разрушать, нарушать им нечего!))

Любая возникшая в такой ситуации проблема становится общей, и она постепенно и равномерно решается усилиями всех участников движения. А потому среди них, как правило, нет злобы, масса как живая стена: когда нужно мы вместе раздвигаемся — и решаем общую проблему.

Поражает это равнодушное отсутствие агрессии. Принципиальная нераздражительность. Я даже специально проводила такой эксперимент: если долго смотреть на кого-нибудь, тебе обязательно улыбнутся в ответ. Мб это распространяется только в ответ на взгляд иностранцев, но, по крайней мере, применительно к ним действует железно. Независимо от возраста, пола или социального положения человека, на которого ты смотришь, — через некоторое время тебе обязательно улыбнутся в ответ. Конечно, улыбка может быть озадаченная, вопросительная, открытая, сдержанная, настороженная, но это все равно улыбка. И совершенно неважно, смотрите ли вы на деревенского жителя или же жителя огромного мегаполиса, утром или вечером, зимой или летом…

Безусловно, эта приветливость может оказаться очень обманчивой. В Китае у вас все хорошо только пока вы двигаетесь в общем русле. Стоит только выбиться из «мейнстрима», тут же начинаются проблемы, вас моментально просто перестают замечать.

Например, очень многие вещи в Китае рассчитаны на китайский внутренний паспорт — это такая карточка, размером с банковскую, и ты можешь прикладывать её к разным считывающим аппаратам и заказывать заранее по Интернету билеты на поезд, концерт или самолет, можешь брать напрокат велосипед в любой части города, можешь с легкостью в любом месте заводить себе карточку любого китайского банка, можешь много чего еще, но если у тебя такого удостоверения нет — ты просто перестаешь существовать.

Большинство чиновников даже элементарно откажутся с тобой просто разговаривать. Потому что быть человеком, чтобы принимать участие в увлекательном перформансе гармонии масс, тебе надо сначала быть частью этой массы, и если ты по каким-то параметрам из этой массы выбиваешься — ты просто выкидываешься из общего потока, тебя вычеркивают из списка существующих и радостно выкидывают из головы. Переиначивая «кто не с нами тот против нас», мы получаем здесь «кто не похож на нас тот не существует».

И это тоже такая объективная данность, с которой ничего не поделаешь…

Самое печальное, что в какой-то степени я даже понимаю эту логику. Ну, вот представьте: у вас в классе 56 человек. И на них у вас 90 минут времени в неделю. И вы должны их хоть чему-нибудь научить. Хоть чуточку. И вот, если один из ваших студентов отчаянно заикается и ему чтобы сказать что-то нужно не 2 минуты, как всем, а 5 — будете ли вы его спрашивать? (Представьте, что вы учите студентов какому-нибудь устному предмету, и предполагается, что хоть пару раз за семестр вы должны послушать хоть немного каждого студента).

А если другой студент немного притормаживает, и прежде чем начать отвечать, обычно минуты 2 просто молчит, обдумывая ваш вопрос?


___

А если еще одна девочка в большой темной оправе, вечно сидящая на задней парте, с большими зубами и грустными лошадиными глазами ужасно боится внимания и вообще не может говорить от смущения? Если её голос при ответе — это еле слышный шепот, и каждый раз вы перед выбором — пытаться ли услышать её или занять чем-то остальных 55 человек, которые ждут какого-то внимания тоже?

Кажется, ответы в этой ситуации напрашиваются не самые утешительные, да?

Такая вот гармония масс. Эта теория, кстати, прекрасно работает в классе, и прекрасно объясняет, почему умные студенты тихо сидят без ответа (чтоб не выпендриваться излишне и не выделяться из коллектива), почему хороший студент усиленно пишет работу или подсказывает какому-нибудь невыносимому тупице за соседней партой (чтоб общий коллектив класса имел хорошие баллы, чтоб вся масса студентов производила благоприятное впечатление на преподавателя, и в деканате не было хвостов с неуспевающими).

Да, для не китайского склада ума это кажется чистым безумием, но черт возьми, именно так это и есть…
Софья Маленьких
блог-книга «Осьминог» на «Переменах», 7 декабря 2018
_______

Из комментариев...

Dewaruci пишет: — Как живший и работавший в Китае могу сказать, что аффтар жжот нипадецки, или, по-умному, весьма гиперболизирует ситуацию.

Но в целом, как мне думается, в _их_ условиях просто ничего другого не остаётся.

И этот уклад вполне себе объясняет и упорство китайских детей, и их дикую (по сравнению с, например, европскими) мотивированность, и странное на первый взгляд сочетание стремления уехать и стремления вернуться.

Всё-таки человек, хотя бы даже и китайский, нуждается в каком-никаком, но личном пространстве, не подверженном действию принципов «гармонии масс»…

Tags: автомотовело, азия, быт, восток, диктатура и тоталитаризм, дороги и транспорт, единство и община, жильё и недвижимость, идеология и власть, иностранцы, китай, менталитет, народ и элиты, народы, национальная идея, нравы и мораль, образование и воспитание, общество и население, психология, путешествия и туризм, современность, традиции, уровень жизни, факты и свидетели
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments