mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Встречайся с любимыми по-быстрому, или Инструкция мудрецов по самоизоляции...

Еще цитаты известных здесь, здесь и здесь и ещё мудрость религий здесь, здесь и здесь

Как правильно самоизолироваться: 10 советов великих отшельников
«Arzamas». Журнал / История культуры / апрель, 2020

Радуйтесь тому, что у вас есть. Найдите деревья и горы или тихое место. Ешьте траву! ©

Ещё мудрость самоизоляции


Пророк Иеремия, оплакивающий Иерусалим. Рембрандт. 1630

К премьере нового подкаста Arzamas «Отвечают сирийские мистики» его ведущий, филолог Максим Калинин, выбрал несколько советов древних мудрецов о том, что делать в самоизоляции.
1. Молчи

«Благо тому, кто в молчанье надеется, что Господь спасет!
Благо тому, кто несет свое бремя с юности!
Одиноко сидит он в молчанье, ибо бремя его от Господа.
Простирается ниц на земле: „Быть может, есть еще надежда?“
Бьющему подставляет щеку, сполна позор изведал!
Нет, не навеки Господь отверг!»* — Пророк Иеремия
_______
* Библия: Современный русский перевод. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 2011.

Древнееврейский пророк Иеремия жил в VII–VI веках до нашей эры. Несмотря на то что он был священником, народ воспринимал его как пятую колонну. Иеремия призывал не оказывать сопротивления набиравшей силы Вавилонской сверхдержаве. За это его неоднократно сажали в тюрьму и подвергали унижениям. Иеремию часто называют «плачущим пророком», и вот почему. С одной стороны, его пророчества полны гнева и слез: Иеремия упрекал своих соплеменников в непослушании Богу и равнодушии друг к другу, предрекал им бедствия и разрушение Иерусалима. С другой — когда в 586 году до нашей эры Иерусалим действительно был разрушен вавилонянами, Иеремия оплакивал несчастный город и его жителей. Именно Иеремии приписывается авторство библейской книги Плач, из которой взята цитата выше.

2. Встречайся с любимыми, но по-быстрому

«Хочешь ли также, чтобы жаждали тебя те, кого ты любишь? Имей свидание с ними лишь на ограниченное время»*. — Исаак Сирин
_______
* Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.


У отшельника. Гюбер Робер. 1770–1773

Исаак Сирин родился в Катаре в VII веке. В 676 году он стал епископом Ниневии, но быстро оставил кафедру. По одной из легенд, Исаак пытался рассудить спор богатого торговца с его должником и сослался на призыв Иисуса к милосердию. Богач пренебрежительно отозвался о Евангелии, а Исаак в знак разочарования сложил с себя епископские полномочия. Он удалился в горы Хузестана (юго-запад современного Ирана), стал аскетом и прожил там в уединении много лет. За короткое время тексты Исаака Сирина получили распространение на территории от современного Узбекистана до Греции и стали пользоваться уважением у представителей разных христианских конфессий.

3. Радуйся тому, что есть

«Любой человек будет чувствовать себя угнетенным, проживая в труднодоступных горах, без общения с людьми и удобств, среди змей и зверей в ежедневном ожидании смерти! Мой брат* жил так много лет. Я сильно страдал, переживая за него. А мой брат в утешение мне написал книгу, в которой рассказал о дарах и радостях, которые он приобрел. В горах у него не было писчих материалов, так что иногда писал он на деревянных дощечках и отправлял мне, а иногда — на маленьких кусках пергамента, которые я передавал ему»**. — Неизвестный монах. VIII век
_______
* Имеется в виду Иоанн Дальятский.

** The Mystical Discourses of John Saba / Ed. B. E. Colless. Melbourne, 1969. Перевод с классического сирийского священника Александра Полховского. / Текст адаптирован. Исходная цитата: «Я убеждаю всякого, кто наткнется на сию книгу, — не порицай автора по той причине, что он открыто говорит [в ней] о тайнах Духа, и за то, что дерзновенно применительно к себе писал он день за днем о сих предметах. Как и сказали мы в начале книги, посредством сих вещей он хотел утешить меня, ибо он знал, что я скорбел из-за него по поводу того, что был он лишен общения, и лицезрения людей, и удобств. Всякий человек бывал угнетаем в уединении, [пребывая] в труднодоступных горах среди змей и зверей, в уповании на своего Господа и в ежедневном ожидании смерти. По той причине, что его страдание было носимо в моем сердце, то посредством сих письмен, исполненных даров и радостей, желал он пременить мои печали из-за него. И не знал он, что о [его] делании написал я [книгу] для лицезрения прочими [людьми]. А он предостерегал меня: „Смотри, чтобы никто, кроме тебя, не увидел сего“. Но я собрал и изложил сие письменно, дабы оно послужило мне утешением. К тому же сочинения — небольшого объема, поскольку он не находил, на чем писать. Иногда писал он на деревянных дощечках и отправлял мне, а иногда — на маленьких [кусках] пергамента, которые я передавал ему. Я убеждал его написать мне по поводу того, о чем я говорил ему, и знаю — хотя и написал он о сих вещах как бы для меня одного, — что невозможно, чтобы не увидели многие запечатленного в [сей] книге».


Спящий отшельник. Карл Шпицвег. Ок. 1845

4. Найди деревья и гору

«Ты спросил: „Каково твое утешение?“ Для моего утешения мне достаточно деревьев этой горы и горы Господней, так чтобы мне порхать от одной к другой, пока я не обрету Древа Жизни, дабы мне укрыться в Нем и почить в Нем»*. — Иоанн Дальятский. VIII век
_______
* La collection des lettres de Jean de Dalyatha / Ed. R. Beulay. Turnhout, 1978. Перевод с классического сирийского священника Александра Полховского.


Пейзаж с отшельником. Сальватор Роса. 1660-е

Иоанн Дальятский — аскет, живший в VIII веке. Несколько десятилетий он провел в полном одиночестве в лесах горного массива Дальята (современная Юго-Восточная Турция). До глубокой старости Иоанн жил в условиях, слабо приспособленных для жизни, в окружении диких зверей. Но это не помешало ему стать самым восторженным месопотамским мистиком.

5. Не выходи из комнаты

«Бывает так, что душа в уединении томится и бывает как бы среди волн, так что омрачение следует за омрачением. Вот тебе мой совет: накройся с головой и спи, но только не выходи из комнаты!»*. — Исаак Сирин
_______
* Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. / Текст адаптирован. Исходная цитата: «Ибо в иное время душа наша томится и бывает как бы среди волн — во всяком деле, за какое ни примется человек, приемлет омрачение за омрачением. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души; и вся она всецело исполняется сомнения и страха… А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть собою и пасть на лицо свое в молитве, то облеки голову свою мантией твоею и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей комнаты».


Спящий анахорет. Жозеф Мари Вьен. 1751

6. Найди тихое и темное место

«Из числа этих [монахов] был и некий человек по имени Иосиф, который неоднократно говорил: „Если вы желаете получить дар Духа, то не склоняйтесь к молитве и церковной службе, но бегите и скрывайтесь в [таких] темных местах, где вы не услышите даже пения птицы“»*. — Абу-л-Фарадж ‘Абдаллах ибн ат-Таййиб ал-‘Ираки
_______
* Ibn at-Taiyib. Fiqh an-Nasrānīya: Das Recht der Christenheit / Ed. W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain, 1957. Перевод с арабского Дмитрия Черкашина.


Монах-отшельник в пещере. Квирин ван Брекеленкам. 1655

Абу-л-Фарадж ‘Абдаллах ибн ат-Таййиб ал-‘Ираки (умер в 1043) — арабоязычный богослов, философ и врач. В тексте упоминается Иосиф Хаззайя («Прозорливец» в переводе с сирийского) — аскет, живший в VIII веке. Иосиф родился в Нимруде (Северный Ирак) в семье зороастрийского жреца. Когда мальчику было 7 лет, он был захвачен в плен и продан в рабство арабу, который обратил его в ислам. После смерти хозяина Иосифа перепродали христианину, жившему в районе горы Карду на юго-востоке Турции. Увидев, как живут христианские монахи, юноша попросил хозяина позволить ему креститься. Тот дал согласие и отпустил Иосифа в монастырь. Впоследствии он стал самым прославленным христианским мистиком своего поколения.

7. Ешь траву

«Дважды в неделю он приоткрывал дверь [склепа] и траву, росшую у двери гроба, какую находил, срывал и ел, сколько считал для себя нужным. Вернувшись обратно [в склеп] и закрыв дверь, он пребывал в исповедании, молитве, бдении и постоянном восхвалении [Бога]»*. — Житие Иакова Палестинского
_______
* Сирийская версия Жития Иакова Палестинского / Изд. Е. В. Барский. (в печати)


Иаков Кармильский (Палестинский). Миниатюра из Минология Василия II. X– XI века

Иаков — аскет, живший в VI веке в окрестностях горы Кармил. Преодолев множество искушений, достигнув святости и совершив многочисленные чудеса, Иаков на закате своей жизни впадает в грехи блуда и убийства. Охваченный ужасом от соделанного, Иаков поселяется в пещеру-склеп и оплакивает свои грехи до самой смерти.

8. Избегай чиновников

«Святой Арсений <…> ради безмолвия одинаково пренебрегал встречами как с большими, так и с малыми [по званию людьми]. <…> Ведь мы знаем, что однажды, когда пришел к нему блаженный Феофил, архиепископ Александрийский, приведя с собой и судью [этой] области, чтобы [оказать] честь святому и из желания увидеть его, — [Арсений], когда сидел пред ними, даже малым словом не почтил их, хотя они очень желали услышать слово его»*. — Исаак Сирин
_______
* Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.


Святой Арсений. Фреска из церкви Космы и Дамиана в Кастории. XII век

Арсений, о котором идет речь у Сирина, — греческий отшельник IV века. Воспитатель детей императора Феодосия*, окруженный славой и почетом, он оставил все и поселился в Скитской пустыне в Египте. Арсений вел уединенную жизнь и полностью воздерживался от общения с другими людьми. Его житие веками цитировалось христианскими отшельниками как оправдание их образа жизни.
_______
* Феодосий I Великий (347–395) — последний император единой Римской империи.

9. Рассчитывай на помощь ангелов

«Сожительствующему с другим часто помогает брат; а безмолвнику споспешествует ангел»*. — Иоанн Синайский
_______
* Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Сергиев Посад, 1908.


«Лествица» Иоанна Синайского, или «Лествица божественного восхождения». Палех, конец XVIII — начало XIX века

Аскет Иоанн Синайский, которого еще называют Лествичником (по названию его главного сочинения — «Лестница божественного восхождения»), жил в VI‑VII веках. Выходец из обеспеченной столичной семьи, Иоанн в 16 лет принял постриг в одном из самых суровых центров византийского монашества — на горе Синай, той самой, где, согласно библейской книге Исход, Бог открылся Моисею. Впоследствии Иоанн удалился в долину в окрестностях Синая, где провел в уединении 40 лет. Спасаясь от уныния, после продолжительных молитв, аскет возделывал огород и сочинял книги.

10. Применяй опыт, полученный в изоляции

«Когда ты выходишь из уединения, храни собранное; ибо если отворены дверцы в клетке, то птицы, в затворе бывшие, вылетают»*. — Иоанн Синайский
_______
* Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Сергиев Посад, 1908.


Горный отшельник. К. Нойман. XIX век
_______

Источники:

- Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2006.
- Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2019.
- Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Сергиев Посад, 1908.
- Библия. Современный русский перевод. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 2011.
- Сирийская версия Жития Иакова Палестинского / Изд. Е. В. Барский. (В печати)
- Ibn at-Taiyib. Fiqh an-Nasrānīya: Das Recht der Christenheit / Ed. W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain, 1957.
- Mar Isaacus Ninivita. De Perfectione religiosa / Ed. P. Bedjan. Parisiis, Lipsiae, 1909.
- Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). The Second Part, Chapters IV–XLI / Ed. S. P. Brock. Lovanii, 1995.
- La collection des lettres de Jean de Dalyatha / Ed. R. Beulay. Turnhout, 1978.
- La Lettre de Mar Šamli à un de ses disciples. Écrit inédit d’un auteur méconnu / Ed. S. Chialà. Le Muséon. Revue d’études orientales. 2012.
- The Mystical Discourses of John Saba / Ed. B. E. Colless. Melbourne, 1969.
Автор Максим Калинин
«Arzamas», 8 апреля 2020

Tags: афоризмы и цитаты, библия, биографии и личности, бл_восток и магриб, вера, древний мир, известные люди, ислам, иудаизм, культура, литература, мистика и оккультизм, мудрость и философия, нравы и мораль, общество и население, религии, священники, христианство, эпохи
Subscribe

Posts from This Сommunity “христианство” Tag

promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments